Вопрос: Если отождествление является единственным грехом, так почему же многие техники используют его и требуют стать единым с чем-либо? Согласно Георгию Гурджиеву, который говорил, что единственным грехом является отождествление, но во многих техниках используется процесс отождествления. Говорится, например, что нужно стать единым с любимой, стать единым с цветком розы или стать единым с мастером. Более того, предполагается, что умение поставить себя на место другого является медитативным и духовным качеством, так что вышеприведенное высказывание Гурджиева кажется лишь частично истинным и полезным только в некоторых техниках.
Ответ: Нет! Это истинно не частично, это истинно тотально. Но вы должны будете понять это. Отождествление является неосознанным, но когда вы используете отождествление в технике медитации, оно является сознательным.
Вас зовут, например, Рэм. Кому-то не нравится имя «Рэм» — немедленно вы чувствуете себя оскорбленным, потому что вы отождествляете себя с именем Рэм. Но это для вас не сознательное действие, это происходит бессознательно. Ваш рассудок не рассуждает так: «Меня зовут Рэм. Конечно, я не Рэм, это только мое имя, а все люди рождаются безымянными. Это имя дано мне и оно является случайным. Этот человек обижает всего лишь мое случайное имя, так что должен я сердиться или нет?» Вы никогда не рассуждаете таким образом. Если бы вы рассуждали таким образом, вы бы совсем не сердились. Вдруг кто-то обидел имя «Рэм» и вы обиделись, но ведь это только случайное имя. Это отождествление бессознательное.
Когда вы отождествляете себя с розой, это сознательное усилие. Вы не отождествлены с розой. Вы пытаетесь отождествить себя с розой, вы пытаетесь забыть себя. Вы пытаетесь стать с розой единым, и вы делаете это сознательно, вы глубоко осознаете этот процесс. Вы управляете этим процессом. Если отождествление осуществляется осознанно, оно превращается в медитацию. А если вы выполняете некоторую технику медитации бессознательно, то это не медитация — запомните это.
Каждый день утром или вечером вы бессознательно произносите свою молитву, просто как некоторое рутинное дело. Делая это, вы не осознаете все, что вы делаете. Вы совсем не задумываетесь над тем, какие слова вы произносите в молитве. Вы просто повторяете их как попугай. Это не медитация. А если вы осознанно принимаете ванну, это медитация. Так что запомните это: все, что вы делаете сознательно, с бдительностью, с полным осознанием становится медитацией. Если вы даже убиваете кого-то сознательно, с полным осознанием, это является медитативным.
Вот что говорил Кришна Арджуне: «Не бойся. Убивай, уничтожай полностью осознанно, зная, что никто из них не будет убит, не будет уничтожен». Арджуна очень легко мог убивать своих врагов бессознательно. В ярости он мог становиться безумным и убивать — это легко. Но Кришна говорит: «Будь бдительным, будь полностью осознающим. Просто стань орудием в божественных руках и знай, что никто не может быть убит. Внутреннее существо является вечным, бессмертным. Так что ты просто разрушаешь формы, но не то, что стоит за ними. Так разрушай же эти формы». Если Арджуна сможет быть так медитативно осознающим, то не будет насилия, никто не будет убит, никакой грех не будет совершаться.
Я расскажу вам один анекдот из жизни Нагарьяны.
Нагарьяна был одним из величайших мастеров Индии — масштаба Будды, или Махавиры, или Кришны. А Нагарьяна был редким гением. На интеллектуальном уровне ему не было равных в мире; такой острый и проницательный интеллект встречается очень редко.
Он ходил по городу, по столичному городу, и всегда оставался обнаженным. Королева этого королевства была верующей, последовательницей и поклонницей Нагарьяны, ревностной поклонницей. Поэтому Нагарьяна пришел во дворец попросить пищи. У него была одна деревянная чашка для приношений.
Королева сказала:
— Дай мне эту чашку для приношений. Я буду беречь ее как подарок, а у меня есть другая, сделанная специально для тебя. Ты можешь взять ее.
— Хорошо,- сказал Нагарьяна.Другая чаша была золотой, на ней было размещено много драгоценных камней; она была очень ценной. Нагарьяна ничего не сказал. Обычно ни один санньясин не взял бы ее, он сказал бы: «Я не могу прикасаться к золоту». Но Нагарьяна взял ее. Если золото является, на самом деле, просто грязью, то зачем делать какие-то различия? Он взял ее.
Даже королева не считала, что это хорошо. Она думала: «Почему? Он должен был отказаться. Такой великий святой! Почему он принял такую дорогую вещь, живя при этом обнаженным, без всякой одежды, без всякой собственности? Почему он не отверг ее?»
Если бы Нагарьяна отказался от подарка, королева бы настаивала, просила, но затем она бы чувствовала себя лучше. Нагарьяна взял чашку и ушел. Один вор увидел его идущим по городу и подумал: «Этот человек не сможет сохранить эту чашку для подаяний, кто-то должен украсть ее или кто-то должен отнять ее у него. При такой обнаженности — как он сможет защитить ее?» Поэтому он пошел следом… вор пошел за Нагарьяной.
Нагарьяна обитал за городом в старом монастыре, один; монастырь был просто развалинами. Он вошел, он слышал за собой шаги, но он не посмотрел назад, потому что подумал: «Он, должно быть, идет за чашкой для подаяний, а не за мной, кто может прийти ко мне? Никто никогда не следовал за мной в эти руины».
Он вошел. Вор стоял за стеной и ждал. Нагарьяна, видя, что он ждет снаружи, выбросил чашку для подаяний через дверь.
Вор не мог понять: «Что это за человек? Нагой, имеет такую ценную вещь и выбрасывает ее». Поэтому он спросил Нагарьяну:
— Можно мне войти? Я хотел бы задать вам вопрос.
— Я выбросил чашу просто потому, чтобы вы могли войти — чтобы помочь вам войти, потому что я собирался поспать после обеда,- сказал
Нагарьяна.- Вы пришли за чашкой, но тогда вы бы не встретились со мной. Так входите же.Вор вошел. Он сказал:
— Такая ценная вещь и вы выбросили ее? И вы такой мудрый, что я не могу лгать перед вами — я вор.
— Не беспокойтесь, все являются ворами,- сказал Нагарьяна.- Продолжайте, не тратьте время на такие бесполезные вещи.
— Временами, глядя на таких людей, как вы, мой ум очень желает знать, как можно достичь такого состояния. Я вор; это кажется мне невозможным. Но я надеюсь и я молю Бога, чтобы когда-то и я был в состоянии выбросить такую ценную вещь. Научите меня чему-нибудь. Я ходил ко многим мудрецам, а я известный вор, так что все знают меня. Они говорят: «Сначала оставь свое дело, свою профессию, только после этого ты можешь перейти к медитации». Но это невозможно, я не могу оставить свою профессию, так что я не могу заниматься медитацией.
— Если кто-то говорит, что сначала нужно оставить воровство, а потом заниматься медитацией, то он совсем не знает, что такое медитация — потому что как медитация может быть связана с воровством? Между ними нет связи. Так что продолжай делать все, что ты делаешь. Я дам тебе технику; ты можешь практиковать ее.
— Теперь мы, кажется, можем продолжать вместе. Так я могу продолжать заниматься своим делом? Что это за техника? Скажите мне скорее!
— Просто оставайся осознающим. Когда ты захочешь украсть что-нибудь, будь полностью сознательным и осознающим. Когда ты вламываешься в чей-то дом, будь полностью сознательным. Когда ты забираешься в сокровищницу, будь полностью осознающим. Когда ты берешь что-либо из сокровищницы, будь полностью осознающим. Делай это осознанно. Что бы ты там ни делал, для меня не имеет значения. И приходи ко мне через пятнадцать дней, но не приходи, если ты не будешь практиковать эту технику. Практикуй ее в течение пятнадцати дней; делай все то, что ты делал, но делай это полностью осознанно.На третий день вор вернулся и сказал:
— Пятнадцать дней слишком долгий срок, а ты слишком хитрый парень. Ты дал мне такую технику, что если я буду полностью осознающим, то я не смогу воровать. Последние три ночи подряд я был во дворце. Я добрался до сокровищницы, я открыл ее, передо мной были ценные вещи, но затем я становился полностью осознающим. И в тот момент, когда я становился полностью осознающим, я становился подобным статуе Будды. Я не мог продолжать дальше; мои руки не двигались, а все богатство казалось бесполезным. Поэтому я возвращался туда снова и снова. Что мне делать? И ты сказал, что прекращение моей деятельности не является условием, но твой метод, кажется, заключает в себе какой-то встроенный процесс.
— Не приходи ко мне больше,- сказал Нагарьяна.- Теперь ты можешь выбирать. Если ты хочешь воровать, забудь про медитацию. Если ты хочешь заниматься медитацией, то забудь про воровство. Ты можешь выбирать.
— Ты поставил меня перед дилеммой,- сказал вор.- За эти три дня я узнал, что я живое существо. А когда я возвращался из дворца, не взяв там ничего, я в первый раз почувствовал себя монархом, а не вором. Эти три дня были столь благостны, что я не могу перестать заниматься медитацией. Ты перехитрил меня; теперь посвяти меня и сделай меня своим учеником. Больше нет необходимости пробовать, трех дней достаточно.
Что бы ни было объектом вашей деятельности, если вы являетесь осознающим, то это становится медитацией. Используйте отождествление осознанно — это станет медитацией. Бессознательное отождествление является величайшим грехом.
Вы все отождествляете себя со многими вещами: «Это мое, это мое…» Вы отождествляете! «Это моя страна, это моя нация, это мой национальный флаг…» Если кто-то выбросит ваш национальный флаг, вы рассвирепеете — что он делает? У вас нет нации, и все национальные флаги являются мифами. С ними хорошо играть, как играют дети — это игрушки. Но вы можете убивать и можете быть убитым из-за них, а по причине оскорбления национального флага могут создаваться и разрушаться страны. А это всего лишь кусок материи.
Что происходит? Вы отождествляетесь с ним. Это отождествление является бессознательным. Бессознательность является грехом.
Автор: Ошо
Источник: книга «Вигьяна-бхайрава-тантра. Книга Тайн. Том I»