Представляем серию опытов г-на Дероша, проделанных в Экс-ан-Провансе и изложенных сеанс за сеансом в июльском номере «Анналов психических наук» за 1905 год (см. также его книгу «Les Vies successives», с.123-162).
Субъектом является девушка 18 лет, у нее прекрасное здоровье, она никогда слыхом не слыхала ни о гипнотизме, ни о спиритизме. Мадемуазель Мари Мэйо – дочь французского инженера, умершего на Востоке. Она выросла в Бейруте, где была вверена заботам туземной прислуги; там она научилась читать и писать по-арабски. Затем ее перевезли во Францию, и она живет в Эксе со своей теткой.
На сеансах в качестве свидетелей присутствовали д-р Бертран, бывший мэр Экса, врач семьи, и г-н Лакост, инженер, которому мы обязаны написанием большей части протоколов. Этих сеансов было очень много. Перечисление фактов занимает в «Анналах» 50 страниц. Первые опыты, предпринятые в декабре 1904 года, касались обновления воспоминаний нынешней жизни. Субъект, погруженный полковником в гипнотический сон, постепенно движется в глубь своего прошлого и вновь видит сцены из детства. В разном возрасте она дает образцы своего почерка, каковые легко контролируются. В 8 лет она пишет по-арабски, выводя замысловатую вязь, давно уже ею забытую.
Затем начинается реновация предыдущих жизней. Попеременно, идя вспять по цепи своих существований, либо же возвращаясь назад в современную эпоху, субъект, под влиянием гипнотических приемов, о которых мы уже говорили, проходит туда и обратно через те же этапы, в той же последовательности, в прямом порядке или в обратном с медленностью, которая, по словам полковника, «сильно затрудняет проведение исследований за пределы какого-то определенного числа жизней и личностей».
Симуляция невозможна. Мари пересекает различные состояния гипноза, и в каждом из них она проявляет характерные для него симптомы. Множество раз д-р Бертран удостоверяет каталепсию, контрактуру, полную потерю чувствительности. Мари проводит рукой по пламени свечи, не ощущая его. «Она совершенно не слышит запаха нашатыря. Глаза не реагируют на свет, зрачок никак не отвечает на внезапное приближение к глазу или отдаление от него лампы или свечи». Но зато ярко выражена чувствительность на расстоянии, что по всей видимости доказывает наступление феномена экстериоризации. Процитируем сами протоколы:
«Я возвращаю Мари в ее прошлое; так она достигает момента своего рождения. Когда я двигаю ее дальше, она вспоминает, что она уже жила прежде; что ее звали Линой; что она тогда утонула, что затем она поднялась по воздуху, что там она видела светозарных существ, но что ей не было дозволено говорить с ними. Перед жизнью Лины она находится еще в состоянии скитальчества, ей очень тяжело, потому что прежде она была “нехорошим” человеком.
В том воплощении она звалась Шарлем Мовиллем. Он был конторским служащим и жил в Париже. В ту пору на улицах постоянно дрались. И он убил многих, и ему это нравилось; он был злым человеком. В те времена на площади отрубали головы.
В 50 лет он оставляет службу в конторе, он болен (Мари кашляет) и вскоре умирает. Он присутствует на собственных похоронах и слышит, как о нем говорят, что он был “гулякой и распутником”. Сколько-то времени он остается прикован к своему мертвому телу. Он страдает; он несчастен. Наконец он переходит в тело Лины».
Другие сеансы восстанавливают жизнь Лины, бретонки: «Я замедлил пассы, когда приблизился ко времени ее смерти; дыхание сделалось прерывистым; тело качается, как уносимое волнами, и появляются признаки удушья».
«Сеанс от 29 декабря 1904 г. Г-н Дероша приказывает: “Снова стань Линой, в ту минуту, когда она утонула”. Тотчас же Мари делает резкое движение в кресле; она поворачивается на правый бок, закрывает лицо руками и остается в таком положении несколько секунд. Можно подумать, что первая фаза действия совершилась добровольно, ибо если Лина умерла в воде, то это утопление было добровольным, было актом самоубийства, что придает всей сцене совершенно особый вид, весьма отличный от утопления невольного.
Затем Мари резко поворачивается на левый бок. Дыхательные движения ускоряются и затрудняются; грудь приподнимается с трудом и нерегулярно; на лице выражение отчаяния, в глазах испуг. Она делает глотательные движения, как если бы глотала воду, но это происходит помимо ее воли, потому что видно, что она противится этому. В этот момент субъект испускает несколько нечленораздельных криков; она извивается и барахтается, лицо выражает неподдельное страдание, и г-н Дероша приказывает ей постареть на несколько часов. Затем он спрашивает ее:
– Ты долго отбивалась?
– Да.
– Это была мучительная смерть?
– Да.
– Где ты сейчас?
– В серости.»
«30 декабря 1904 г. Жизнь Шарля Мовилля. Мари воспроизводит одну из фаз болезни, унесшей его в могилу. Она словно демонстрирует все признаки болезни легких: стеснение в груди, приступы мучительного кашля. Она умирает и присутствует на собственных похоронах:
– Много ли пришло народу?
– Нет.
– Что говорят о тебе? Мало хорошего? Припоминают, что ты был злым человеком?Ответ, после долгих колебаний и совсем тихо:
– Да.Затем она погружается в “черноту”; полковник быстро проводит ее через это состояние; она перевоплощается в Бретани. Мари видит себя ребенком, затем девушкой, ей 16 лет, и она еще ничего не знает о своем будущем муже; в 18 лет она встречает его, выходит вскоре замуж и становится матерью. Здесь мы присутствуем при поражающей своим реализмом сцене родов. Субъект переворачивается в кресле, ее члены напрягаются, лицо искажается от боли, ее страдания делаются столь велики, что полковник приказывает ей быстро переместиться вперед.
Ей 22 года. Ее муж погиб в море, и умер ребенок. В отчаянии она решает утопиться. Этот эпизод, который она уже воспроизводила на другом сеансе, так мучителен, что полковник приказывает ей быстро пройти мимо, что она и делает, не избежав однако при этом сильного потрясения. В “серости”, в которой она видит себя, она не страдает, как то было с ней, когда она была в “черноте” после смерти Шарля Мовилля. Она воплощается в нынешней своей семье и достигает своего настоящего возраста. Изменение произошло посредством поперечных гипнотических пассов».
«31 декабря 1904 г. На этом сеансе я намереваюсь получить некоторые новые подробности о личности Шарля Мовилля и постараться перевести Мари в предыдущую жизнь. Поэтому посредством продольных пассов я быстро углубляю гипнотический сон вплоть до детства Мовилля. В тот момент, когда я его спрашиваю, ему 5 лет. Отец его – старший мастер на одной из мануфактур, мать одета в черное и носит чепчик. Я продолжаю углублять сон.
До рождения Мовилль находится в “черноте”, он страдает. Прежде он был дамой, муж которой был дворянином при дворе Людовика XIV; ее звали Мадлен де Сен-Марк.
Расспросы о жизни этой дамы. Она была знакома с мадемуазель де Лавальер, которой симпазировала. Она почти не знает мадам де Монтеспан. Мадам де Мэнтенон ей не нравится.
– Говорят, что король тайно на ней женился?
– Фи! Она просто его любовница.
– А король, каким вы его находите?
– Гордец.
– Вы знаете г-на Скаррона?
– Бог мой! Он так безобразен.
– А вы видели игру г-на Мольера?
– Да, но он мне не очень нравится.
– Знаете ли вы г-на Корнеля?
– Это дикарь.
– А г-на Расина?
– В особенности я знаю его произведения. Я их очень люблю.Я предлагаю ей постареть, чтобы увидеть, что произойдет с ней позднее. Она наотрез отказывается. Мои властные приказания ни к чему не приводят; мне удается победить ее сопротивление лишь посредством крайне энергичных поперечных пассов, от которых она стремится уклониться всеми способами.
В тот момент, когда я останавливаюсь, ей 40 лет; она покинула двор; она кашляет и чувствует боль в груди. Я заставляю ее высказаться о собственном характере; она признается, что эгоистична и завистлива, в особенности по отношению к красивым женщинам.
В 45 лет она умирает от чахотки. Я присутствую при короткой агонии, и она попадает в черноту» (Annales des Sciences psychiques, Juillet, 1905; A. de Rochas, Les Vies successives).
Нужно по достоинству оценить как саму суть, так и все количество этих фактов, определить гарантии достоверности и извлечь из этого должный урок.
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»