Что такое здоровье? | Сердце – центр или местоположение души | Звуки
«И Он подчинил вам то, что в небесах,
И то, что на земле, – все, исходящее от Него.
Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих».
Коран 45:12
Что такое здоровье?
Для того, чтобы говорить о человеческом организме, пребывающем в нормальном здоровом состоянии, мы должны сначала понять некоторые взаимосвязанные вопросы.
Что такое человек? Как он обретает существование? Как поддерживает существование? И какова цель человеческой жизни? Без понимания ответов на эти вопросы (или, по меньшей мере, самих вопросов) мы никогда по-настоящему не узнаем, каким должно быть то здоровье, к которому нам следует стремиться. Ибо, если у нас нет критериев того, что такое нормальное функционирование человека, то как вообще можно говорить о том, что мы больны или здоровы? И если что-то кажется нам «хорошим», то это еще не означает, что оно полезно для нас. И наоборот, боль, испытываемая нами в какой-то момент, сама по себе еще не повод считать этот опыт «плохим», если мы не понимаем, каковы будут последствия этого мимолетного ощущения.
Аллах говорит в Коране:
«Ты можешь остаться недоволен чем-то из предназначенного тебе, но оно пойдет тебе на пользу; а то, чему ты рад, может быть тебе во вред».
Великий суфийский имам аль-Газали эту же идею выразил так:
«Болезнь – одна из форм опыта, приводящего человека к Богу; как сказал Он: “Болезни – это мои слуги, которых я приставляю к избранным своим друзьям”».
Итак, мы не должны считать, что болезнь – это, непременно, наш враг; скорее, мы должны видеть в ней событие, телесный механизм, служащий для того, чтобы очистить и уравновесить нас на физическом, эмоциональном, душевном и духовном уровнях. С этой точки зрения грипп, простуда, диарея, даже в некоторых случаях мучительная боль – это наши друзья, позволяющие телу очиститься от нежелательных и потенциально вредных побочных продуктов метаболизма.
Западная медицина пытается остановить или ослабить различные очистительные функции тела: при помощи желудочных средств прекратить позывы к рвоте, остановить лекарствами диарею, пр помощи аспирина и подобных медикаментов справиться с гриппом. За каждым естественным процессом, происходящим в человеческом теле, стоит врожденная мудрость, механизм, позволяющий телу исцелять себя самостоятельно. Фактически никакие травы, пища или другие лекарственные средства и процедуры сами по себе никакого целебного воздействия оказать не способны; они могут лишь помочь нашему телу самоисцелиться. Если вы порежете себе палец, то вылечит вас не наложенный на него шов, повязка или йод; чудо исцеления совершит сама кожа.
Когда мы думаем о болезни, то в качестве первой ее стадии почти всегда представляем травму или острую боль. Однако сегодня многие осознают, что причиной боли и страданий может быть и разлад некоторых аспектов нашего ментального мира – и при этом с клинической точки зрения с человеком будет все «в порядке». Такой подход к здоровью и заболеваниям получил название «холистического».
Понять, что происходит на физическом уровне, довольно просто. Тело само дает нам знать – при помощи чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений) и вегетативных реакций, – что с нами что-то не в порядке, и тогда мы предпринимаем определенные шаги, чтобы решить свою проблему. Вегетативные функции (то есть инстинктивную саморегуляцию тела) осуществляет печень, которую иногда называют Колесом Жизни. Ферменты печени управляют всеми нашими физиологическими функциями.
- Арабским словом «нафс» обозначается тело и его инстинктивные потребности. Нафс – это все нужды нашего тела: в пище, в тепле, в славе и в удаче (и все они включают в себя эмоциональные потребности или стимулы). Все физические заболевания отмечены одним или несколькими из этих физических измерений. Слово «нафс» имеет много значений; дыхание, животная жизнь, душа, я, личность, сущность – лишь некоторые из них. В Суфизме развитие души описывают как эволюцию нафс, проявляющуюся в поведении человека, его характере и личности. Нафсии ам-мараа – это капризная душа, порождающая неумеренные потребности. Именно в таком состоянии находится нафс человека, пребывающего на стоянке эготизма (макаам ан-нафс). Нормы поведения, рекомендуемые Кораном (шариийат), должны контролировать и подчинять эти неумеренные аппетиты, возводя нафс на более высокий уровень. Душа, достигшая полного очищения, называется «нафсии кулл», то есть «вселенская душа», сливающаяся с Аллахом на последней стадии суфийского пути. Однако даже человек, достигший в суфийской работе самого высокого уровня, не может считать свою душу безукоризненной.
- Второй аспект нашего существования – мир разума или, можно сказать, эмоциональный и психический мир. Разум не отделен полностью от физического тела, но является неотъемлемой частью физиологии. Возникающие в сознании настроения и чувства часто оказывают влияние на тело, рождая эмоции – вроде гнева, страха или безграничной радости. Когда человек переживает одну или несколько таких эмоций, у него может подняться кровяное давление, выступить пот, слезы. Любопытно, что причиной некоторых недомоганий, которые мы привыкли считать чисто душевными, служит физиологический дисбаланс. Пример: неумеренная гневливость. Психологи обычно приписывают ее особому эмоциональному или ментальному складу человека. Но согласно системе «Тибб», разработанной персидским лекарем Авиценной, неумеренная гневливость является одним из наиболее эффективных способов отведения избытка влаги из области сердца, и это можно легко поправить при помощи особой диеты. Область психического мира называется по-арабски «фикр». В сущности, слово «фикр» означает медитацию или глубокий мыслительный процесс.
- Третий компонент нашего существования это душа, или «руух». Руух – это то, что остается после смерти, знаменующей окончание как физической, так и психической жизни.
Взаимодействие этих 3-х областей (или активизация физиологии и психики посредством души) осуществляется при помощи духа. Многие люди обозначают словами «дух» и «душа» одно и то же, однако это совершенно разные и отличные друг от друга вещи. Дух – это то, что активизирует существование на физическом уровне, включая процесс мышления. Этот дух-активатор обозначается словом «нафас». Он пробуждается в точке дыхания. Эта точка – губы, где сопряжены вдох и выдох; и здесь же находится связь между жизнью и смертью.
Мы можем жить вне психической деятельности и без физического движения. Но без дыхания жизнь обрывается очень скоро. Некоторые люди живут несмотря на то, что у них отсутствует психическая активность. Хотя электроэнцефалограф показывает полное отсутствие волн в их мозге, в них можно поддерживать «жизнь» при помощи механических средств. Мы говорим, что их «мозг мертв», но все же относимся к ним как к живым и не хороним. Это означает, что в человеке есть нечто, превосходящее психическое и физиологическое существование. Что-то осталось в этих людях от жизни, и это – дыхание.
Суфии считают, что дыхание жизни существует и продолжается благодаря изн, или по дозволению Бога, Того, Кто всех нас создал. И неважно, как мы называем Творца: Бог, Аллах, Яхве или как-то еще. Разрешение на существование человеческой жизни дает прежде всего Он, и пока это разрешение остается в силе, мы можем вдыхать и выдыхать. Неважно, какую целительскую систему мы станем использовать или насколько искусен лекарь, пусть даже сойдутся вместе все целители мира, все равно они не смогут повлиять на изн. Если нет разрешения, то нет и дыхания; жизнь обрывается.
Этому есть довольно любопытное подтверждение. Когда рождается ребенок, он начинает дышать не сразу. Некоторые говорят, что дыхание пробуждается в нем благодаря шоку от холодного воздуха. Но это происходит не в каждом случае. Суфии говорят, что Аллах посылает свой изн для начала каждой конкретной жизни. А если Он не даст дозволения, то сколько ни шлепай младенца по попке, какие технологические средства не применяй, – дышать его не заставишь. Это будет мертворожденный.
А с другой стороны, бывает и так, что Божие разрешение преодолевает любые попытки прервать человеческую жизнь. В одном медицинском журнале недавно появилась статья о муже и жене, сказавших своему врачу, что они ни при каких обстоятельствах не хотят иметь ребенка. Врач предложил мужу сделать специальную операцию, на что тот согласился. Через несколько месяцев эти люди вновь обратилась к тому же врачу, они были в ярости: женщина забеременела. Врач предложил бесплатный аборт и совершил эту процедуру. Еще месяц спустя пара подала на врача в суд, обвиняя его в профессиональной небрежности, ибо после всего сделанного женщина обнаружила, что она все еще беременна!
Несмотря на стерилизацию и аборт, Бог дал свой изн на рождение этого конкретного ребенка. Так оно и получилось. Очевидно, существует Авторитет, противостоять которому невозможно.
Задумайтесь о непроявленных царствах: о мире снов, интуиции, абстракций – и о множествах случаев, когда люди рассказывали о своих встречах с НЛО, демонами, полтергейстами и тому подобным. Никто на Западе до сих пор не разработал концептуальной системы для работы с подобным «потусторонним» опытом. Суфии обозначают случаи проникновения человека в незримые царства термином «райб». К незримому царству относится и деятельность души.
Сердце – центр или местоположение души
Что ассоциируется у нас с сердцем и душой? Любовь, сострадание, симпатия, милосердие и все наши религиозные чувства. Когда кто-то умирает, то печаль живущих рождается в их сердцах. Это почти физическая боль. Болит сердце. В языке очень много выражений, описывающих эту связь между душой и сердцем. И никто не может отрицать в себе чувств любви и сострадания. Никто не лишен их.
По-арабски сердце называется «калб». Согласно суфийскому учению, сердце это не просто физиологический насос, гоняющий кровь по телу. Оно выполняет еще две, более важные функции. Во-первых, сердце – сосуд Божественных атрибутов; а во-вторых, сердце вырабатывает нафас – эту жизнепробуждающую силу, которая наполняет дыхание каждого человека, дыхание, активизирующее все физиологические функции.
Итак, едва только Бог дает свой изн, или разрешение, оно направляется прямо в сердце. Каким-то образом этот изн пробуждает все Божественные атрибуты в разнообразных их сочетаниях, и затем они разносятся по телу.
Как сообщает нам Коран, этих Божественных атрибутов насчитывается приблизительно 99, и Аллах использует их для того, чтобы позволить человеку функционировать на земном уровне бытия.
К примеру, один из этих атрибутов называется «ал-Басиир», что означает «Воспринимающий». Иными словами, Аллах видит все и всегда; ничто не ускользает от взгляда Аллаха, даже самые затаенные мысли. Басиир потенциально существует в нас с самого рождения, он хранится в нашем сердце. Когда Аллах посылает ребенку свой изн на дыхание, сопровождающееся произнесением определенных звуков, то эта потенциальная способность отправляется в путь по внутренней системе сокодвижения человека. Она движется по этой системе, пока не достигает влажной линзы глазного хрусталика. Оказавшись там, потенциальная способность объединяется с соответствующим физическим органом и становится зрением.
В полной своей форме потенциальная способность восприятия, или ал-Басиир, включает в себя интуицию, восприятие прекрасного, когда мы смотрим на закат, и подобные переживания. Все эти возможности восприятия включены в данную потенциальную способность.
Итак, все 99 Божественных атрибутов хранятся у нас в сердце. Эти потенциальные способности могут быть активизированы посредством различных звуков, произносимых нами в разнообразных сочетаниях в составе слов.
Звуки
3 основные звука – это длинные гласные «аа, ии» и «уу». Суфии называют их универсальными гармоническими константами, и они почти одинаково применяются во всех мистических традициях, использующих звуки (их еще называют мантрами и вазиифахами).
Мы не поем эти звуки. Вместо этого мы произносим их в процессе обычных наших разговоров. Слово «Аллаах», например, представляет собой удлиненный вариант и без того длинного звука «аа», прерванный согласным «л», который при помощи языка придает звуку «аа» новую форму. Даже животные произносят различные комбинации этих 3-х гласных. Сова, например, говорит «Хуу!» В арабском языке Бога обозначают местоимением «Хуу», которое звучит точно так же, как произносит Божественное имя сова.
Аллах сказал нам:
«Каждая тварь в небесах и на земле славит Его имя».
Суфий, знакомый с арабской системой звуков и знающий имена Бога, способен настроиться на непрерывно продолжающуюся в мире Божественную беседу, в процессе которой неисчислимые твари произносят свои варианты Божественного имени.
Использование этих констант непроизвольно. Длинный непрерывный гласный звук «аа» (как в английском слове «father» – отец) представляет собой вибрирующий тон, который опускается вниз и чуть влево от горла и сосредотачивается в сердце, стимулируя все пребывающие в нем Божественные атрибуты. Длинный непрерывный звук «ии» (как в английском слове «machine») движется в противоположном направлении, вверх по носовой полости и вибрирует на уровне шишковидной железы, которую считают следом третьего глаза – тонкого чувствительного органа.
Длинный непрерывный звук «уу» (как в английском слове «you» – вы, ты) при произнесении остается точно на губах, в точке соединения между вдохом и выдохом. Именно здесь наше дыхание встречается и смешивается с Божественным позволением, с изном.
Суфии используют различные формулы и комбинации этих звуков, чтобы вызвать электризующие эффекты, способные открыть переполненные хранилища сердца, освобождая одну или несколько хранящихся в нем потенциальных способностей. Уже только это одно позволило совершить множество чудесных исцелений.
Так что даже обычные слова, используемые нами в беседе, едва ли можно считать чем-то случайным. Когда мы, к примеру, протяжно произносим слово «пить» (или английское слово «eat» – «есть»), то длинный звук «ии» стимулирует шишковидную железу, а значит и всю эндокринную систему! Шишковидная железа принимает этот вибрирующий сигнал и вызывает целую серию эфирных сигналов, которые пронизывают все тело и подают информацию для всех физиологических функций.
Это очень напоминает то, что происходит в природе, когда солнце посылает животворящие сигналы в почву, и тогда пробуждаются и дают ростки семена. Солнечные волны будят зародышевый центр семени. Подобным же образом колебания от звучания универсальных гармонических констант пробуждают различные центры человеческого тела, и это оказывает глубочайшее воздействие на состояние здоровья человека.
Такая взаимосвязь между физической и духовной сферами пронизывает всю природу, частью которой является человек. Можно сказать, что животные лучше настроены на эту гармонию. Иногда лошади и другие животные издают перед смертью особый звук, и при этом они знают, что он означает. Они лучше, чем люди, ощущают незримые миры. Этим же знанием должны владеть и мы, но мы к нему не стремимся. Люди сильнее привязаны к физическому плану бытия.
Для того чтобы быть по-настоящему здоровым, нужно знать и принимать во внимание все уровни существования: физический, психический и духовный. Поняв каждый из этих планов бытия, мы можем научиться уравновешивать их и работать с каждым из них. Если причины любого заболевания искать достаточно глубоко, то выяснится, что все они коренятся в разуме. Развитию любой болезни предшествуют соответствующие мысли или концепции. Но что такое разум? Некоторые утверждают, что это – набор клеток со множеством функций и возможностей. Но суфии придают разуму гораздо большее значение – они считают его вместилищем интеллекта, который дал человеку Бог, тем самым сделав его совершенно уникальным существом во Вселенной. И прежде, чем мы сможем до конца понять, что такое разум, мы должны получить общее представление обо всем мироздании – от микроскопических живых организмов до Бога.
Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»