Будда Пурнима (Buddha Purnima) – самый священный праздник в Буддизме, День рождения Будды.
В «Шримад-Бхагаватам» было предсказано появление Будды в начале века Кали: «Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гайа как Господь Будда, сын Анджаны».
День рождения Будды, основателя Буддизма, приходится именно на майское полнолуние, которое в 2015 году отмечается 4 мая. Будда Пурнима стал государственным праздником в Индии, где многие исповедуют эту религию. Этот праздник объединил 3 самых важных события в жизни Будды: рождение Будды Гаутамы (623 год), достижение просветления и его смерть (ровно через 80 лет – в 543 году).
Будда Шакьямуна (Сиддхартха – собственное имя, Гаутама – родовое имя) – основатель одной из самых значительных религиозных философий мира, был из рода Гаутамов, что относится к шакьям (поэтому Шакьямуни – «отшельник из племени шакьев»), отец – Шуддходан. Деревня Лумбини – место его появления на свет – сегодня является частью территории Непала. Именно здесь принц Сиддхартха по истечении 29 лет праздной жизни отправился искать Истину.
Первые попытки поиска истинного пути, выраженные в аскетическом образе жизни и подвижничестве, не дали желаемого результата. Этот свой опыт он посчитал очень важным в становлении собственного видения мира и определения истинной сущности каждого человека, воспитания его духа. Сделав наиболее правильный для себя выбор «Срединного пути», Гаутама будет следовать ему всю свою жизнь.
В возрасте 35 лет Сиддхартху сидел на циновке из травы куш под священным баньяном на берегу священной реки Ганг (там ныне расположен город Бодх-Гайя). Там ему снисходит просветление (бодхи), что дает ему право на новое имя. Именно с тех пор он получает другое имя – Будда, что значит «просветленный». Только собственное самопознание и постоянное самосовершенствование стало основным направлением для развития души самого Будды. Это он и предлагает другим, чтобы помочь им суметь понять истинную сущность человеческого духа и освободить от страданий этого несовершенного мира, в котором все не вечно, а стремление удовлетворения низменных желаний и является истинной причиной всех человеческих мучений.
Сегодня тысячи паломников со всего мира посещают Бодх-Гайю, чтобы принять участие в празднике.
«Шримад-Бхагаватам» составлен 5000 лет назад (перед началом века), за 24 столетия до прихода Будды, являясь, таким образом, предсказанием Его появления. В своих комментариях к стиху, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж отмечает, что явившись земным воплощением Бога, сам Будда, появившийся в провинции Гайа как сын Анджаны, стал проповедовать всем жизнелюбие и самое важное его проявление – защиту животных от ритуальных убийств. Именно это стало основным неприятием Будды в Ведах. Самоотречение, которое он проповедовал, не должно было становиться причиной жесткости по отношению к другим. Это и стало основой его религии, что отрицала жертвоприношения.
Неприятие Вед и отсутствие веры в Бога Единого – основа философии Будды, в которой важное место занимают карма каждого человека и обязательное переселение душ. Время его жизни пришлось на период, когда большинство людей были атеистами. Именно это способствовало развитию языческих верований. Мясо животных всегда было приоритетом. Изобилие скотобоен, которые обеспечивали различные виды жертвоприношений, разрешенные Ведами. Именно сострадание к этим несчастным созданиям и привело Будду к пониманию важности ненасилия, причем не только к животным. Его проповеди несли в себе утверждение о неприятии им догм, которые установлены Ведами, а убийства необратимо влияют на человеческую психику. Слушатели его, в основе своей неразумные люди, не имевшие веры в Бога, стали внимательнее относиться к изречениям самого Будды, постепенно соблюдая его принципы. Таким образом, он сумел обмануть неверующих и привести к пониманию божественной сути через себя, являясь воплощением Бога на Земле.
Будда лишь сделал вид, что отвергает философию Вед, ведь сура-двиша (демоны, враждебно относящиеся к Богу), указывая на них, пытались оправдывать убийство животных. Тем не менее, поэт Джаядева, ачарья вайшнавов, поклонялся Будде в своих песнях. И Будда, и Ачарья Шанкара прокладывали путь теизму, а ачарьи вайшнавов (в частности Господь Шри Чаитанья Mахапрабху) вели по нему людей.
Проблема с жертвоприношениями была распространена по причине сложного трактования ведических книг. Они имеют довольно витиеватый стиль и тяжелы для восприятия, особенно неподготовленными для их чтения людьми. Бхагавад-гита в своих трактатах охарактеризовывает ученых с низким уровнем подготовки (авипашчитах), что вводят людей в заблуждения. Веды не являются только источником правил проведения жертвенных ритуалов, что не «видят» такие псевдоученые. Бхагавад-гита утверждает, что «Веды имеют своим назначением оказать помощь людям прийти к осознанию Верховного Господа, через путь истинный, ведущий именно к Нему».
Господь Будда – олицетворение теизма. Именно по этой причине он хотел покончить с обычаем убийства животных. Есть 2 типа убийц животных: те, кто забивает животных, и те, кто забыл, что они душа (душу тоже называют «животным»). Именно поэтому его учение ахимсы популярно далеко за пределами Индии.
Для того, чтобы приблизиться к Богу, необходимо отказаться от убийства животных. Теория, что убийство животных не связано с духовным самоосознанием, по милости Кали-юги способствовала появлению санньяси.
Господь Чайтанья и мулла Чханд Кази Шахеб уже обсуждали этот вопрос. Принесение ведических жертв и убийства на скотобойнях – совершенно разные понятия. Однако асуры – знатоки ведических писаний – с Буддой не согласны.
Будда скончался, достигнув нирваны, в первый день майского полнолуния, в Кушангаре. По истечении 300 лет император Ашока дает Буддизму возможность охватить почти всю индийскую территорию. Сам Ашока создает миссионерские делегации в Китай, Цейлон и Бирму, в Азию, где находит для своего развития самую благодатную почву. Китай становится местом, где Буддизм уже в I веке нашей эры получает широкое распространение. На японских островах и территории Кореи она находит своих сторонников в IV веке нашей эры, на островах Океании эта религия упоминается как ведущая, начиная с V века нашей эры, а Тибет покоряется ей в VIII веке нашей эры. В Индии же на смену Буддизму приходит Индуизм.