Казанская икона Божией Матери – одна из наиболее почитаемых икон Богородицы, явившаяся в 1579 году в Казани. Относится к числу наиболее почитаемых верующими икон в Русской Православной Церкви. Стоит отметить, что Казанская икона Божией Матери имеет свою богатую и интересную историю, которая является своеобразным путем от разрушения к возрождению.
Традиция отображать в живописи темы и сюжеты Священного Писания зародилась на Руси вскоре после Крещения, фактически придя к нам из Византии. Созданные мастерами священные изображения преследовали обширную эстетически-дидактическую цель – они были призваны побуждать к молитве и служению Господу.
Изображение лиц и событий библейской и церковной истории стали называться иконами. В узком значении слова под иконой подразумевается станковое самостоятельное произведение, выполненное на доске и занимающее постоянное место в доме или церкви.
Основными темами и сюжетами для икон были изображения Богородицы, Иисуса Христа, известных православных святых и великомучеников, а также христианских праздников.
Значительное место во всей христианской иконографии занимали изображения Пресвятой Богородицы, первые из которых были найдены еще в римских катакомбах и относятся учеными к II и III векам нашей эры.
Насчитывается более 860-ти упоминаний самых почитаемых и обладающих чудотворными силами икон Богородицы в календаре Русской православной церкви. Для каждой из икон установлен свой, отдельный день праздника, множество молитв также адресовано какой-либо определенной иконе. В число наиболее почитаемых образов входит: икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость», «Неопалимая Купина», «Смягчение злых сердец», Владимирская икона Божьей Матери и, конечно же, Казанская икона Божией Матери.
Иконография
По типу и сюжету изображения Казанскую икону Богородицы принято причислять к сокращенной, огрудной разновидности Одигитрии. Подобные ей иконы берут начало от первообраза, хранящегося в Константинополе, во Влахернском храме.
Божья Матерь изображена огрудно, в характерном облачении, ее голова слегка наклонена к младенцу Иисусу. Фигура младенца Христа ограничена по пояс и представлена анфас. Как и на многих других иконах с подобным типом изображения на иконе видна правая рука Спасителя, с двумя поднятыми для благословления перстами.
Казанская икона Богородицы причисляется к наиболее почитаемым и копируемым образам Пресвятой Богородицы и по праву считается одним из уникальных типов изображения Божьей Матери в России.
Обретение чудотворной иконы
По словам очевидца тех событий патриарха Гермогена, а в то время священнослужителя Казанской Гостинодворской церкви Ермолая, вскоре после пожара, произошедшего в Казани в 1579 году и уничтожившего большую часть города, девятилетнюю Матрону во сне посетила Богородица. Пречистая велела Матроне отправиться на пепелище и откопать там икону: «Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну».
В месте указанном Богородицей, на метровой глубине и впрямь находилась икона.
День, в который был явлен Казанская икона – 8 июля по юлианскому календарю – является ныне общецерковным праздником в Русской православной церкви. На месте, где была найдена икона, построили Богородицкий девичий монастырь. Его первой монахиней стала Матрона, которая впоследствии приняла имя Мавры.
История почитания Казанской иконы Божией Матери
До 1630 года икона не была известна за пределами казанской епархии. Свою известность она обрела благодаря будущему патриарху Гермогену, святителю Московскому, в 1594 году, будучи митрополитом казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно сведениям этого источника, во время перенесения иконы с места, где она была найдена, в храме начали происходить чудеса: исцелились двое слепых, что участвовали в процессии.
В 1579 году в Москву царю Иоанну IV (Грозному) был послан список с Казанской иконы. Впрочем, подлинное общенародное почитание следует связывать с более поздними событиями, а именно периодом Смутного времени. В 1611 году, когда под стенами Первопрестольной, занятой захватчиками, находились воины первого ополчения, протопопом Благовещенского собора Казани был привезен список с этой выдающейся святыни. И хотя казаки не проявили к иконе должного почтения, считается, что именно благодаря ее помощи, ополченцы смогли выбить литовцев из Новодевичего монастыря.
В том же году, осенью протопоп пребывал со святыней в Ярославле, ожидая удачной возможности отправиться вплавь по Волге в Казань. Войско князя Дмитрия Пожарского, прибывшее в это время из Нижнего Новгорода выразило желание иметь образ при себе, в Казань же послать воспроизведенный список с него. Историю перемещений списков святыни в это время невозможно достоверно восстановить, поскольку она остается весьма и весьма неясной. В данный период времени в Ярославле уже был построен женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, в стенах которой находился собственный список, воссозданный с чудотворной иконы и явленный в 1588 году.
На месте, с которого войско Минина и Пожарского двинулось в сторону Москвы с Казанским образом Богородицы, впоследствии была построена часовня.
В самом начале сентября 1612 года воинами ополчения был взят в осаду польский гарнизон Московского Кремля. Осада завершилась победой, а через два месяца гарнизон был вынужден капитулировать. Записи того времени не сохранили ни одного свидетельства о чудесах, связанных с иконой Божией Матери, ни одного сведения о пребывании иконы во главе какого-либо отряда в период решающих боев с корпусом Ходкевича на исходе августа. Святыня была выставлена в церкви Введения на Лубянке, во Псковичах – приходском храме Пожарских, и по всей видимости, более всего чтилась семейством Пожарских, чьи владения располагались неподалеку. Решением князя в Москве было принято местное празднование иконе.
Общедержавное почитание иконы было введено в конце 1620-х годов и связывалось с готовящейся новой войной против поляков, целью которой было освобождение Смоленска. Именно в это время, средствами князя Пожарского на Красной площади в честь иконы была возведена церковь, куда с Лубянки принесли ее «московский» список. В 1936 году Казанский собор разрушили, а список отправили в Богоявленский-Елоховский собор.
22 октября 1649 году по случаю появления на свет в день празднования Казанской иконы Божией Матери наследника престола, царевича Димитрия, государь Алексей Михайлович принял указ о повсеместном праздновании Казанской иконе. Подтверждая новый статус святыни, при царском дворце в Коломне в честь Казанской иконы закладывается домовая церковь.
В следующие 150 лет, десятки почитаемых на официальном уровне местных списков Казанского образа Богородицы разъехались по многочисленным епархиям Русской православной церкви. Сейчас Казанской иконе посвящено множество церквей, находящихся в былых провинциях Российской Империи. В 1768 году оклад Казанской иконы Божией Матери в Казанском Богородицком монастыре был украшен бриллиантовой короной императрицы Екатерины II. К XIX веку казанская святыня была почитаема наравне со старинными иконами Смоленской и Владимирской.
На исходе XX века начали распространяться сведения о возможной связи иконы с митрополитом Гор Ливанских Илией и о ее значимой роли в Великой Отечественной войне.
Кража и сожжение Казанской иконы
К XIX было совершенно неясно, где же находится оригинал явленного образа, хотя большая часть авторов склонялось к мысли, что он должен оставаться в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня 1904 года произошла кража реликвии. Вместе с иконой был похищен образ Спасителя в драгоценных ризах. Обе святыни имели драгоценные украшения на сумму до 100 тысяч рублей. Ко всему прочему из свечных ящиков были похищены деньги. Злоумышленника поймали: им оказался двадцативосьмилетний крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян). Он признался, что продал драгоценности и оклад иконы, сам же образ был расколот и сожжен в печи, что было выявлено в процессе расследования и подтверждено судом присяжных. В дальнейшем он не раз отказывался от прежних показаний, из-за чего появлялись все новые и новые версии, а именно, что икона не была сожжена, что на самом деле была похищена копия святыни, а также, что подлинник был перепродан Чайкиным старообрядцам за баснословную сумму.
Есть предание, согласно которой самая последняя игуменья знаменитого Казанского Богородицкого монастыря, весьма обеспокоенная участившимися в то время попытками самых разнообразных бандитов и грабителей украсть данную чудотворную реликвию, завела такое обыкновение, как, на ночь подменять подлинник образа его точной копией. Именно благодаря этим действиям оригинал сохранился в целости и сохранности. Благодаря находчивости и сообразительности игуменьи, в настоящее время святыня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Искусствоведы же все еще сомневаются в этой версии и не считают находящуюся там икону подлинной. Дебаты и дискуссии на данную тему не утихают уже несколько десятков лет и каждая сторона остается при своем мнении. К сожалению, подтвердить или опровергнуть одно из мнений, на данный момент не представляется возможным, поэтому, обе стороны верят в свою версию развития событий.
Списки и праздники Казанской иконы
В одном из памятников древней литературы, созданном в Ярославле в начале XVII века рассказывается о том, что городской Казанский монастырь был построен весной 1609 года, вскоре после снятия осады захватчиков, за которое ярославцы были благодарны явлению Пресвятой Богородицы. Главной реликвией обители по праву считался образ Казанской Богоматери, который явился романовскому купцу Герасиму Трофимову в 1588 году в Тетюшах и хранившийся в городе Романове на берегу Волги до начала Смуты.
В 1657 году Маркову мужскому монастырю в Витебске была преподнесена его главная святыня – список Казанской иконы Божией матери. Копия была передана патриархом Никоном от имени царя Алексея Михайловича.
Во время правления Петра I, в 1721 году, один из списков чудотворного образа был отправлен в Санкт-Петербург. Начиная с 1737 года, эта реликвия пребывала в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года находилась в Казанском соборе.
В числе других местночтимых списков иконы: Вязниковская, Нижнеломовская, Тобольская, Тамбовская, Высочиновская и Вышенская.
Датой празднования в честь Казанского иконы и всех существующих ее списков является 21 июля, в народе же праздник известен, как Казанская летняя.
Московский список, находящийся в Казанском соборе на Никольской улице соответственно отмечается 4 ноября. С 2005 года этот праздник отмечается в России, как общегосударственый праздник и называется «День народного единства».
Одна из поздних легенд гласит, что в 1621 году в селе Богородском под Уфой произошло явление еще одной из версий Казанской иконы, ныне именуемого Богородско-Уфимским. Празднование в честь данной иконы происходит 19 июля.
Каплуновский образ Пресвятой Богородицы был явлен во сне священнослужителю села Каплуновка, относящемуся к харьковской епархии, после чего наяву был приобретен у проезжего иконописца. Согласно местной легенде, именно этой святыни приписывают победу в Полтавской битве. С 1766 года эта икона почитается в день ее явления 24 сентября.
«Ватиканский» образ Казанской иконы
Одна из икон Казанской иконы с марта 1993 года хранилась в личных апартаментах папы Римского Иоанна Павла II. Передача Казанской иконы Божией Матери Русской православной церкви в России была расценена как дипломатическая хитрость, цель которой – получение согласия РПЦ на приезд понтифика в Россию.
Искусствовед Н. Н. Чугреева характеризует Казанский образ из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной – серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не “грекофильский”, а более “русифицированный”, взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века».
«Ватиканский» образ был привезен в Москву делегацией, во главе которой находился кардинал Вальтер Каспер, после чего 28 августа 2004 года был вручен Патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского кремля.
В июле 2005 года, посещая с визитом Казань, патриарх Алексий II отдал икону Казанской епархии. Образ поместили в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.
Казанская икона Божией Матери в космосе
13 марта 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери, при этом сказав: «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил Казанскую икону на Международную космическую станцию, которая хранится в российском сегменте станции.
Отдельное внимание следует уделить и тому, что Казанская икона Пресвятой Богородицы является не только одним из наиболее знаковых атрибутов в православной религии, но и, как бы странно это не звучало, пользуется максимальными спросом и популярностью, она присутствует практически в каждому доме, государственном учреждении, храме, общеобразовательном заведении. Люди, отправляющиеся в долгий путь, берут святыню с собой, дабы она охраняла их в дороге. Не стоит забывать, что именно лик Казанской Божией Матери весьма часто используют при крещении детей, предназначая им в защитницы Великую Богородицу, которая в любой момент спасет и защитит от всех проблем и несчастий.
Верить или не верить в подобную силу – сугубо личный выбор каждого человека, но тем не менее, отрицать исключительность всей истории именно данного лика – невозможно. Ведь именно у Казанской иконы весьма богатая и удивительная история, которая, если не вызывает восхищения, то поражает точно.