Самадхи – духовное состояние сознания | Вопрос/Ответ
Самадхи – духовное состояние сознания
Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи – савикальпа-самадхи есть наивысшая форма. За савикальпа-самадхи идет нирвикальпа-самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа-самадхи, называемое сахаджа-самадхи.
Савикальпа-самадхи
В савикальпа-самадхи на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятие времени и пространства совершенно другое. В течение часа или двух вы находитесь в совершенно другом мире. Там вы видите, что почти все сделано. Здесь, в этом мире, в вас и в других есть еще много невыполненных желаний. Миллионы желаний еще не исполнены, и миллионы дел остаются в ожидании осуществления. Но когда вы пребываете в савикальпа-самадхи, вы видите, что практически все сделано; нам нечего делать. Вы – только инструмент. Если вы используетесь, прекрасно; если нет, значит все уже сделано. Но из савикальпа-самадхи каждый должен вернуться к обычному сознанию.
Даже и в савикальпа-самадхи существуют различные уровни. Как в одном и том же школьном классе есть блестящие ученики и слабые ученики, так и в савикальпа-самадхи некоторые ученики достигают высшей ступени, в то время как менее устремленные ищущие достигают нижней ступени лестницы, где все не так ясно и живо, как на высочайшем уровне.
Нирвикальпа-самадхи
В савикальпа-самадхи есть мысли и идеи, приходящие из различных мест, но они не действуют на вас. Во время медитации вы остаетесь безмятежны, и ваша внутренняя сущность действует динамично и уверенно. Но когда вы будете чуть выше, когда вы станете едины с душой в нирвикальпа-самадхи, не будет никаких идей и мыслей вообще. Я пытаюсь объяснить это словами, но сознание в нирвикальпа-самадхи никогда не сможет быть адекватно объяснено или выражено. Я стараюсь наилучшим образом рассказать вам что-то из очень высокого состояния сознания, но все же выражает это мой ум. А в нирвикальпа-самадхи нет ума, только бесконечный покой и блаженство. Там останавливается танец природы, и познающий и познаваемый становятся одним. Там вы наслаждаетесь в высшей степени божественным, всеохватывающим, внутренним любовным экстазом. Вы становитесь объектом наслаждения, вы становитесь наслаждающимся и вы становитесь самим наслаждением.
Когда вы вступаете в нирвикальпа-самадхи, первое, что вы чувствуете, это то, что ваше сердце больше, чем сама Вселенная. Обычно вы видите мир вокруг себя, и Вселенная кажется бесконечно больше, чем вы. Но это потому, что мир и Вселенная постигаются ограниченным разумом. Когда вы пребываете в нирвикальпа-самадхи, вы видите Вселенную как маленькую точку внутри своего бескрайнего сердца.
В нирвикальпа-самадхи присутствует бесконечное блаженство. Блаженство является неясным понятием для большинства людей. Они слышат, что есть что-то, называемое блаженством, и некоторые говорят, что испытали его, но большинство не имеют собственного представления об этом. Когда вы входите в нирвикальпа-самадхи, вы не только ощущаете блаженство, но также становитесь этим блаженством.
Третье, что вы чувствуете в нирвикальпа-амадхи, это – сила. Вся сила всех оккультистов, собранная вместе, – ничто в сравнении с силой, которую вы имеете в нирвикальпа-самадхи. Но сила, которую вы можете взять из самадхи для использования на Земле, ничтожно мала по сравнению с целой.
Нирвикальпа-самадхи – это наивысшая форма самадхи, которой достигают наиболее реализованные духовные учителя. Это продолжается несколько часов или дней, затем человек должен вернуться. Что происходит, когда он возвращается? Очень часто он забывает свое имя и возраст и не может говорить и думать как следует. Но посредством продолжительной практики, постепенно человек становится способным возвращаться из нирвикальпа-самадхи и сразу же действовать нормально.
Обычно, когда кто-то входит в нирвакальпа-самадхи, он не желает возвращаться в этот мир снова. Если он остается там в течение 18-21 суток, очень возможно, что душа покинет тело навечно. В далеком прошлом были духовные учителя, которые достигали нирвакальпа-самадхи и не возвращались обратно. Они достигали своего наивысшего состояния самадхи, но считали невозможным войти снова в мирскую атмосферу и работать как люди. Человек не может действовать в мире в то время, когда находится в таком состоянии сознания; это просто невозможно. Но есть божий промысел. Если Всевышний пожелает, чтобы конкретная душа работала здесь на Земле, даже спустя 21-22 дня, Всевышний может забрать эту индивидуальность в другой источник динамичного, божественного сознания и вернуть его на земной уровень для действий.
Сахаджа-самадхи
Сахаджа-самадхи – это наивысший тип самадхи. В этом самадхи человек пребывает в высочайшем состоянии сознания, но в то же самое время он способен работать в грубом физическом мире. Он удерживает опыт нирвакальпа-самадхи и одновременно входит в земную деятельность. Он стал душой и в то же время использует тело как совершенный инструмент. В сахаджа-самадхи делают привычные вещи, которые делают обычные люди. Но в сокровенной глубине сердца человек переполнен божественным озарением. Когда кто-то достиг сахаджа-самадхи он становится Господином и Мастером Реальности. Можно, когда пожелаешь, отправиться к Высшему, а затем спуститься в земное сознание, чтобы появиться.
Даже после достижения высочайшего типа реализации благословение сахаджа-самадхи происходит очень редко. Очень мало духовных учителей достигло этого состояния. Для сахаджа-самадхи нужна бесконечная милость Всевышнего. Сахаджа-самадхи приходит только тогда, когда достигается неразделимое единство со Всевышним, или когда кто-то хочет показать, в редких случаях, что он и есть Всевышний. Тот, кто достиг сахаджа-самадхи и остается в этом состоянии самадхи, сознательно и в совершенстве утверждает Бога каждую секунду, и, поэтому, является величайшей гордостью трансцендентального Всевышнего.
Вопрос/Ответ
Вопрос: В высочайшем состоянии самадхи, когда вы смотрите на других людей, какое сознание вы чувствуете в них?
Ответ: Когда находишься в наивысшем трансцендентальном самадхи, физическая личность других исчезает. Мы не видим других как людей. Мы видим только поток сознания, как реку, впадающую в океан. Тот, кто находится на наивысшем уровне сознания, становится океаном, а тот, кто находится на нижнем уровне – рекой. Река впадает в океан и становится единой с океаном. Тот, кто наслаждается высочайшим самадхи, не замечает индивидуальностей или личных особенностей в других. Человеческое существо, которое не находятся в этом состоянии самадхи, есть текущая река сознания, в то время как тот, кто находится в самадхи, стал самим морем, морем покоя и света.
Вопрос: Учите ли вы своих учеников какой-либо специальной технике для достижения самадхи?
Ответ: Нет. Самадхи – очень высокое состояние сознания. Если начинающий придет в детский сад и спросит учителя, как он должен учиться, чтобы получить степень доктора, учитель просто рассмеется. Он скажет: «Как я объясню тебе?» Перед тем как мы будем готовы к попытке достичь самадхи, мы должны пройти через много, много, много внутренних духовных переживаний. Потом приходит время, когда учитель видит, что ученик готов войти в савикальпа-самадхи. В настоящее время не может быть и речи о нирвакальпа-самадхи для ищущих. Человек должен быть максимально продвинутым ищущим, прежде чем он сможет даже думать о достижении савикальпа-самадхи. Нирвакальпа-самадхи достигается только на высочайшей стадии устремленности. К сожалению, в настоящее время у меня нет никого среди моих учеников, кому бы я мог помочь войти в это состояние. Я очень горжусь своими учениками. Некоторые из них очень искренни и преданны и делают очень большие успехи, но еще не пришло для них время, чтобы думать о входе в самадхи. Всем ищущим я хочу сказать, что у духовной лестницы всего несколько ступенек. Мы должны взбираться на одну за раз. Самадхи для моих учеников и для огромного большинства ищущих на земле в настоящее время – далекая перспектива.
Автор: Шри Чинмой
Источник: книга «Медитация»