Бабьи каши – древний славянский праздник, отмечается русскими и белорусами 26–27 декабря (8–9 января по новому стилю), болгарами – 8 января, сербами – 28 декабря (10 января по новому стилю). Праздник уходит корнями в далекое прошлое, к почитанию богинь-матерей. В этот день особые почести традиционно воздают роженицам и бабкам-повитухам.
Другие названия
Церковный календарь
В этот день Русская православная церковь традиционно почитает:
К чудотворной иконе «Милостивая» возносятся молитвы с просьбами об излечении больных, страдающих кровотечением, бесплодных, мучимых головной болью, страдающих расслаблением. Что касается икон «Блаженное чрево» и «В родах Помощница», то перед ними беременные прихожанки молят Матерь Божью об успешных родах и здоровье будущим детям. Остробрамская икона Божьей Матери, как верят православные, исцеляет недуги разного рода, дает помощь в сложных жизненных обстоятельствах, при жизненных неурядицах. Икона «Трех радостей», на которой также изображена Матерь Божья, как считается, помогает обвиненным добиться оправдания, пленникам – освобождения, а также помогает вернуть утраченное.
Помимо Матери Божьей православные обращаются в этот день к пророку Давиду – музыканту и увещевателю гнева. Он в особом почете у странников, так как почитается защитником от диких зверей и грабителей. Считается, что пророк утихомирит потенциальных врагов, которые могут повстречаться на пути, игрой на гуслях.
Русские обряды
Советский ученый-этнограф В. И. Чичеров утверждает, что праздничные обряды, связанные с рождением и браком, следует увязывать с образом Великой богини, почитаемой в древности славянами-земледельцами. Эта богиня воплощала в себе все живое, способное дать приплод. Данная тема является основной во время всех празднеств, посвященных рождению божеств.
На Бабьи каши традиционно чтут рожениц и бабок-повитух. Повсеместно на Руси женщины ходили к родительницам в гости и угощали их пирогами. Уже в христианские времена на второй день Рождества Христова, посвященный Деве Марии, деревенские женщины несли в церковь специально испеченные пироги, посвященные Пресвятой Богородице.
Следует отметить, что при всей распространенности данного обычая Церковь относилась к нему весьма прохладно. В 1590 году митрополит киевский Михаил высказал резкое осуждение данного обычая и даже ввел на него запрет, объявив несовместимым с непорочностью Богородицы. «И теж пироги на завтрие рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь богородицы, еще есть велико бесчестие и догмат безбожных еретик, делая бо богородица паче слова и разума нетленно роди», – писал митрополит Михаил в одной из грамот. Существует легенда, дошедшая до нас благодаря С. Максимову, записавшему ее во Владимирской губернии, в бывшем Меленковском уезде. В этой легенде в роли повивальной бабки мы видим Параскеву-Пятницу.
В православном Христианстве, впитавшем в себя в измененном виде некоторые языческие традиции, мы встречаем на иконе Матери Богородицы «Помощь в родах» мотивы, повторяющие композицию изображений славянской «Великой богини». Что касается иконы «Блаженное чрево», в Рождество Христово почитаемой повитухами и роженицами, ее композиция также подобна языческим славянским культовым образам – здесь наблюдается синтез иконографии Матери Божьей с народным календарем славян-земледельцев и семейной обрядностью, которую наши предки строго увязывали с природными циклами.
Матери в этот день дарили бабкам-повитухам подарки и подносили угощение: пироги, блины, пиво и брагу. И спрашивали у бабок благословения для своих детей. Помимо состоявшихся матерей к бакам шли и матери будущие, различного возраста, для них это считалось особенно важным. Зачастую посещение затягивалось, совместная трапеза длилась с заката до самой зари. За столом было принято веселиться от души и шутить, не обходя в разговоре и сексуальную тему, а напротив, уделяя ей особое внимание.
Иногда повивальными бабками выполнялись ритуалы, направленные на повышение плодовитости гостивших у них женщин. Среди таких ритуалов следует отметить приготовление специальной каши из проса или гречихи, посвященной Роду и Роженицам. Это блюдо служило одной из основ обрядов. Так, чтобы ребенок вырос высоким, горшок с кашей поднимался бабкой как можно выше; поднятие горшка сопровождалось соответствующими словами. Чтобы ребенок быстрее научился ходить, горшок вручали старшим братьям и сестрам новорожденного. Они съедали кашу во дворе и, в зависимости от пола младенца, сажали в него курицу или петуха. Также маленьких детей в этот день впервые стригли.
«Бабничали», то есть выполняли обязанности повитух, обычно замужние женщины, уже успевшие родить своих детей и ничем не запятнавшие свою репутацию в глазах других жителей деревни. Они слыли знатоками традиций, хорошо разбирались в том, как правильно принимать роды, были сведущи в заговорах, ритуалах, молитвах, умели приободрить роженицу добрым словом. Повитуха оставалась с только родившей женщиной в течение еще нескольких дней после родов. Их помощь высоко ценилась, повитухи получали от матерей подарки, продукты и деньги. В день крещения крестная мать получала ребенка из рук повитухи, и в течение всей последующей жизни она считалась ребенку родственницей, их души считались связанными между собой.
Повивальной бабкой ни при каких обстоятельствах не могла стать женщина, изменившая своему супругу, равно как и женщина с плохим характером. Народ верил, что при несоблюдении этих правил может быть нанесен непоправимый вред не только здоровью новорожденного, но и его дальнейшей судьбе. Также существовал запрет на принятие родов для черноглазых бабок. Духовно-родственная связь, которая устанавливалась между ребенком и повивальной бабкой, в старину не подвергалась сомнению.
Предание говорит, что на Бабьи каши начинают проявлять себя темные силы. Черти и ведьмы воруют месяц и звезды, так как любят вершить свои темные дела в темноте. Соответственно, людям следует быть особенно осторожными. Сельские жители в стремлении спастись от нечисти рядились в странные костюмы, шатались по деревне с песнями и плясками, показывая злым духам, что им здесь делать нечего, место занято.
Обычно для изготовления костюмов использовался подручный материал. Крестьяне надевали тулупы навыворот, использовали также старые мешки. На лицах сажей делались узоры, либо они просто вымазывались, к рукам привязывали пучки, утолщая их, под одежду подкладывались искусственные горбы. Также увешивались лаптями, вениками, колокольчиками, различной утварью для пущего устрашения чертей. Нередко изображали животных (коза, медведь, волк, журавль, конь), а также разнообразную нечисть (ведьмы, русалки, кикиморы, черти, мертвецы). Иногда использовались костюмы представителей чужих народов (немцы, цыгане, евреи).
Болгарские обычаи
В болгарских обычаях присутствует свой национальный колорит. В Бабин-день, как здесь называют этот праздник, к повивальной бабке утром идут матери детей от одного до трех лет от роду. Во дворе повитухи под плодоносным деревом проводится очистительный ритуал «умывания рук». Женщины берут принесенные из дома мыло, полотенце и ведро чистой воды, поливают повитухе на руки, затем отдают ей полотенце в подарок. Также ей дарится одежда, полотно; все дары вешаются ей на правое плечо. Бабка при этом стремится, чтобы было максимально много брызг. Во время ритуала она произносит наговор, направленный на то, чтобы ребенок был здоровым и активным.
Повитуха дарит матерям подарки – рубашки и носки для детей. Если сын или дочь пришли вместе с матерью, повитуха повязывает им на руку оберег в виде монетки или фигурки лошади с вплетенными нитками красного и белого цвета.
До поздней ночи продолжаются массовые гуляния, повитуху возят на возу или санях к колодцу и окропляют водой. В качестве тягловой силы используются сами матери. У встречных мужчин требуют вина в качестве выкупа, а в случае отказа их раздевают и обливают водой. В западной части страны 26–29 декабря среди женщин распространены празднества во славу последующих легких родов.
Сербские обычаи
У сербов праздник посвящен женщинам, ощутившим радость материнства в течение прошедшего года. В наиболее первозданном виде обычаи сохранились в восточной части страны. Повитуха (бабица) принимает у себя матерей с младенцами. Матери благодарят бабицу, приносят ей дары, угощают собственноручно приготовленными блюдами, подносят платки и рушники. Бабица связывает младенцам ноги конопляной куделью – чтобы поскорее начали ходить, на голову кладет кусок белой шерсти, чтобы волосы отрастали длинными.