Святой Трифон (родился около 232 года, селение Кампсада возле города Апамея-Кибот, Фригия, по другим данным – Лампсак, Мизия; умер около 250 года, Никея) – христианский мученик, пострадал во имя веры при царствовании императора Деция Траяна.
Трифонов день отмечают также в Болгарии и Греции.
Агиография
Святой мученик Трифон еще ребенком обладал чудотворной силой, дарованной Господом. Его сила была действенна в исцелении немощных и в изгнании бесов. Рожденный в семье простых и благочестивых крестьян, Трифон обращал людей к христианской вере. В детстве он пас гусей, и получить образование не было возможности. Он получил от Господа дар и использовал его для свершения многих благодеяний. По греческим евхологиям, однажды святая молитва совсем юного Трифона избавила селение от нашествия насекомых, истребляющих посевы. Это спасло людей Кампсады от голодной жизни и положило начало молитвенным обращениям к святому Трифону, чтобы защитить урожай от вредоносных насекомых.
Существует предание, согласно которому святой Трифон изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III. Император не преследовал христиан, но был идолопоклонником. Он призвал к помощи Трифона, чтобы спасти свою красавицу дочь. Бес, вселившийся в девушку, прокричал ее устами, что никто не сможет кроме Трифона с ним справиться и душу освободить. Как осталось 16-тилетнему Трифону 3 дня ходу до Рима, почуял бес его приближение и покинул Гордиану.
Пожелал император, чтобы Трифон показал ему беса воочию, хотел убедиться, что тот покинул его любимую дочь. Трифон соблюдал строгий пост в течение 6-ти дней уединения, потом обратился к Богу с молитвой − и дьявол явился в облике черной собаки с горящими глазами.
Трифон спросил беса, как тот посмел вселиться в создание Божие. Бес ответил, что вселяться может только в тех, кто не является христианином и живет под властью своих похотей. Многие уверовали в Господа после увиденного. Император щедро одарил спасителя своей дочери, после чего Трифон вернулся на Родину, по пути раздавая дары императора нуждающимся.
Наступило время правления императора Деция Траяна. Он не признавал Христианства и был безжалостным гонителем его приверженцев. Император донес епарху Аквилину, что Трифон проводит крещение и призывает уверовать в Бога.
Святой не укрывался от нависшей над ним угрозы и сам отдался в руки гонителей. Он не отступился от Господа, его вера была сильна. На суде Трифон сказал: «Имя мое – Трифон, отечество мое – селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что все совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течение звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос – вера моя, Христос – похвала моя, и венец славы моей».
Не отрекся, когда его подвесили на дереве и били в течение 3-х часов. Затем его привязали к коню и повезли на охоту. Ни одного стона не было услышано мучителями, зверски издевавшимися над Трифоном. После этого его бросили в темницу. Аквилин не мог успокоиться и придумывал новые истязания. Тело обессилевшего Трифона терзали железными крючьями, и без того кровоточащие раны обжигали огнем, в ноги ему вбили гвозди и водили по городу.
Господь не оставлял своего избранника и послал к нему ангела, держащего в руках драгоценный венец. Увидев ангела, мучители испугались, но Аквилин ужесточился и велел продолжать пытки. Трифон смог вынести муки благодаря вере приносившей ему облегчение и терпение. Не добившись отречения от Бога и признания римских богов, Аквилин осудил мученика на смерть через отсечение головы. В последние минуты Трифон продолжал молиться и просить Господа принять его в свое царство. Господь взял его душу до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.
Святого Трифона хотели похоронить в месте его страданий – в Никее. Однако после смерти святой явился в видении и сказал, что желает быть похороненным на своей родине, в Кампсаде. Воля его была исполнена. Мощи святого были перевезены в Константинополь, а после – в Рим.
Славянские предания
Московское предание о Трифоне и сокольничем
Православная церковь почитает святого мученика Трифона, а события из его жизни нашли отражение в литературных произведениях. Например, в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» рассказано о сокольничем царя Ивана Грозного по имени Трифон Патрикеев, который упустил любимого царского сокола во время охоты в селе Напрудном.
Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.
-Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! – отвечал сокольник, показывая своего кречета. – Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! – Сокольник снял шапку и перекрестился. – Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь – пожалую тебя, не достанешь – голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! – сказал ратник, – не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
– Максим Григорьич, – прибавил он, утирая слезы, – теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет.
Болгарское предание о Трифоне Безносом
Болгарское предание повествует о Трифоне Безносом. Он обрезал виноградную лозу в момент, когда мимо него проходила его сестра Богородица, держа на руках младенца Иисуса. Трифон посмеялся над тем, что ее ребенок незаконнорожденный. Богородица пришла в селение и сообщила жене Трифона, что тот обрезал лозу и отрезал себе нос. Женщина схватила тряпки, пепел, сажу, смалец и побежала на помощь к мужу, но, убедившись, что все в порядке, рассказала о случившемся. Трифон принялся шутя и смеясь показывать, как обрезал лозу. Размахивая ножом и повторяя движения, как при работе с виноградником, он отрезал себе нос.
День памяти Трифона в Болгарии называется Трифон Зарезан или Трифон Безносый.
Почитание
Память
В славянской минее святому Трифону помещена шестеричная служба и написан акафист: «Кондак 1 Избранный от Бога и к лику святых сопричтенный, святый мучениче Трифоне! Молися о нас, грешных, Владыце Христу и помогай нам побеждати мир, плоть и диавола, многообразно воюющия на ны, якоже победил еси их благодатию и силою возлюбленнаго тобою Христа, да, избавльшеся от врагов наших видимых и невидимых, благодарственно воззовем ти: Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»
Иконография
В русской традиции святой Трифон чаще всего изображается на коне с соколом в руке. В византийской традиции изображается юношей с крестом в руке.
«Святой мученик Трифон: типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве».
В балканской традиции на изображении часто присутствует виноградная лоза. В Болгарии чаще всего изображен юноша с инструментами для резанья.
Церковь мученика Трифона в Напрудном
По преданию, церковь построил сокольничий Трифон Патрикеев в благодарность за помощь в поисках кречета.
Вероятно, это первый храм, перекрытый крещатым сводом, древнейший памятник, сохранившийся до нашего времени. Роспись наружной стены алтарной апсиды (конец XVI – начало XVII века), на которой изображен Трифон на коне и с соколом в руке, находится в запаснике Государственной Третьяковской галереи.
Мощи
Глава святого хранится в кафедральном соборе святого Трифона в Которе, Черногория. В 1803 году часть мощей была перевезена в Россию, а в 1819 году эта святыня была вложена в 3-х ковчежцах в икону церкви в Напрудном. Церковь закрыли в 1931 году, и икону вместе с частицами мощей перенесли в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе.
Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Часть мощей находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве. Есть мощи и в храме села Корсунь Орловской области.
На сегодняшний день икона с мощами хранится в храме, построенном в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Москве возле Рижского вокзала.