Симаргл (Семаргл) – бог, почитаемый древними славянами. Входил в пантеон богов князя Владимира.
Днем Симаргла считают 14 апреля, в этот день, согласно народному календарю, он топит последние снега. До наших дней хранятся упоминания о связанных с ним поверьях, во всех упоминаются огонь и костры.
Этимология имени и функции божества
Симаргл не до конца изучен современниками, и его функции непонятны, но, тем не менее, интерес к нему не угасает. Одни ученые считают, что он полубог и является вестником между миром небесным и миром земным, как и иранский бог Симург. Другие считают, что он покровитель семян, корней и хранитель растений (по Б. А. Рыбакову).
Существует легенда о возникновении в нашем мире Симаргла. Однажды бог-кузнец Сварог при ударе своим молотом об Алатырь (священный камень) извлек из него искры. Эти искры ярко разожглись и породили Симаргла, божество пламени. Он возник верхом на серебристом коне с золотой гривой. Симаргл был спокойным и миролюбивым, но его конь оставлял за собой следы опаленной земли, куда бы он ни ступил.
Достоверное имя бога до сих пор неизвестно. В народе это связывают с его святостью: имя утаивают, чтобы лишний раз не произносить. Поэтому используют иносказательные названия и обороты. Считается, что он живет среди людей, с чем и связывают опаску произношения его имени вслух.
Святость сущности объясняет его огненная природа, ведь с огнем связывается происхождение людей. Согласно легендам, боги соединили 2 палочки, мужчину и женщину, и между ними разгорелся огонь, первое пламя – любовь.
В народе Симарглу присуща функция стража нашего мира от зла, он постоянно бдит ночью на посту с огненным мечом, готовый воспрепятствовать появлению зла. Симаргл сходит с него только 1 раз в году – когда его зовет Купальница на любовные игры. Это случается в день осеннего равноденствия. В день летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у божеств рождается двойня – Купало и Кострома.
Этимология имени
История происхождения имени противоречива, потому что в одно и то же время его писали по-разному: Симаргл, Симарьгл, Семарьгл, а иногда разделяли на «Сима» и «Регла».
В «Повести временных лет» упоминается «Семаргл», а в «Христолюбце» имя разделено: «верую… и в Сима и Рьгла (Ерьгла)».
В поздних трудах наблюдается единое слово: Симарьгл или Семургл. А. С. Фамицин связывал это с тем, что буквы «ь» и «г» – следствие ошибки переписчика (вместо ы (еры)). Если написать правильно, то получится «Сима Ерыла» (Ярила). Исток слова «Сим» – древнесабинское слово «semo», что означало «гений», «полубог».
Теория К. В.Тревер (1933 год) гласит, что данное божество существовало в иранской мифологии. Персидское слово «Simurg» (Симург) означает «гриф» – сказочная птица, которая почиталась как божество, а Сэнмурв – полусобака-полуптица. Считают, что слово «Симург» произошло от «Сэнмурв». В Иране, во времена династии Сасанидов (в III-VII веках) Симург был эмблемой.
В скором времени эта теория была опровергнута Васильевым М. А. Объяснялось это тем фактом, что на Руси никогда не было аналогичных мифических существ, характерных для Ирана, например, крылатых собак. Изображения, на которых, по мнению Б. А. Рыбакова, находятся крылатые собаки, Васильев считает изображениями драконов романского типа или миксаморфных существ.
Но вот теория заимствования слов «Сим» и «Регл» из ассирийской мифологии находит отклик (теория И. Е. Забелина). Данные слова означали поклонение огню и были восприняты в Киммерийском Боспоре, южное Черноморье. «Сим» и «Регл» мы можем наблюдать в надписях периода Комосарии, Понтийской царицы, в Тмутаракании (II или III век до нашей эры).
Имя «Симаргл» также может означать «Семи-Ярило», то есть Ярила с 7-ю головами.
Функции божества
Охранитель посевов
Древнеславянские источники отсутствуют, либо не до конца изучены, чтобы использовать их, поэтому в современной науке проводится аналогия с иранской и индийской мифологией.
Рыбаков Б. А. и Тревер К. В. считают, что Симаргл – это аналог персидской мифической птицы, схожей с грифом (химероподобный образ собакоптицы). Иранская мифология представляет нам божество хранителем Мирового Дерева, семян всех растений, посланцем богов и представителем добра.
Основанием для данных суждений служат изображения крылатых псов в растительных орнаментах на браслетах и подвесках, найденных на археологических раскопках. Также некоторые ученые сравнивают Симаргла с индийским Агни, богом огня, домашнего очага и посланца богов. Однако у Симаргла были более «высокие функции».
Впоследствии имя Симаргла заменилось именем Переплута. Об этом пишет Б. А. Рыбаков: «Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом (по Г. А. Ильинскому, бог изобилия и богатства). Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами».
На браслете из Тверского клада (1906 год) изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Юная девушка с распущенными волосами в узорчатом наряде подносит кубок крылатому псу. Сам Симаргл как бы вырезан из изогнутого дерева, растущего в земле. Считается, что чеканщик изображал скульптуру, идол животного – идол Симаргла-Переплута.
В. В. Иванов и В. Н. Топоров игнорируют эту версию: «Переплут (рус.-ст.-слав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) – восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от Peru (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам».
Появление Симаргла в древнерусском пантеоне
Предполагают, что иранское божество Симаргл появилось в пантеоне древнеславянских богов благодаря князю Владимиру перед принятием Христианства. Это связано со сложившейся политической обстановкой в Киеве в Х веке. Большинство горожан в Киеве на тот момент были хазарского, а также еврейского и иранского происхождения. Даже сам город, архитектура и расположение жилого, ремесленного района и крепостей являлись типичными для среднеазиатского крупного города.
Владимир захватил престол в 980 году, убив законного князя – старшего брата Ярополка. Хазарский каганат имел виды на Киев, рассматривал его в качестве своей западной крепости. Владимиру было не с руки ссориться с хазарами, к тому же необходимо было удержать престол. Поэтому он признал Симаргла, а также Хорса в качестве славянского божества, покровителя княжеской дружины, учредил его публичные поклонения, но в то же время, поставил его в зависимость перед остальными древнеславянскими богами, прежде всего перед Перуном. Это позволило ему получить поддержку южнорусской части населения Киева, а также удержать власть.
Источники сведений о Симаргле
Самый яркий источник – «Повесть временных лет», князь Владимир I Святославич, 980 год: «…постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна… и Хъорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Макошь…»
В литературе, посвященной борьбе с язычеством, Симаргл упоминается рядом с Макошой, матерью урожая. В XI—XII веках имя этого божества было непонятно и писалось различно.