Явление иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

«Живоносный Источник» («Живоприемный Источник») – название иконы и храма в честь Божией Матери (Константинополь, Византия).

В Православии Богоматерь – Живоносный Источник, Источник жизни, ибо от Нее родился Христос. В честь перестройки и украшения храма в пятницу Светлой седмицы отмечают праздник.

Предание

Легенда рассказывает, что еще в V столетии вблизи Константинополя была роща, которую посадили в честь Пресвятой Богородицы. Здесь-то и находился источник с животворной водой, исцеляющей разные недуги и болезни.

Время шло, источник зарос кустарником, а воду покрыла тина. В этой роще, недалеко от «Золотых ворот» будущему византийскому императору Льву I 4 апреля 450 года встретился измученный дорогой, беспомощный слепец. Исполнившись жалости, Лев отвел его в тень и усадил отдохнуть под деревьями. Сам же отправился на поиски источника: взять воды и дать слепому напиться. Во время безуспешных поисков услышал он голос, который сказал ему: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко».

Однако, несмотря на попытки, воин так и мог найти источник. Тогда голос вновь произнес: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев Маркелл исполнил все, и слепец, прозрев, продолжил путь в Константинополь, восхваляя Божью Матерь, давшую ему исцеление.

Когда Лев (457-473 годы) сменил императора Маркиана, он вспомнил предсказание Богородицы и повелел очистить родник и возвести рядом храм, в честь почитания Пресвятой Богородицы. Сам же источник назвали Живоносным.

Сохранились и другие легенды о чудотворном источнике. Тяжелая болезнь мучила Юстиниана Великого, императора (527-565 годы). Ночью послышался ему голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника».

Но Юстиниан не знал, что это за источник. Тогда Божия Матерь явилась ему днем и промолвила: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров».

Юстиниан выполнил то, что было велено, и болезнь отступила. В благодарность император воздвиг рядом с построенным храмом еще один. И после Юстиниана храм не раз украшался, реконструировался и обновлялся во времена правления Василия Македонянина, а затем и сына его – Льва Мудрого.

В Синаксаре запечатлены слова Никифора Каллисты Ксанфопула о множестве других примеров исцеления водами животворного источника. Здесь есть повествование о воскрешении мертвого, проживавшего перед смертью в Фессалии; рассказ об излечении мочекаменной болезни у Льва Мудрого, а у его жены – сильной горячки, у брата – предрасположенности к туберкулезу; рассказ об исправленном нарушении слуха у Патриарха Иоанна Иерусалимского.

После падения Константинополя 29 мая 1453 года храм разрушили мусульмане. Даже к развалинам храма был приставлен стражник, не позволявший православным подходить к святыне. Со временем запрет смягчили, и на месте разрушенного храма христиане построили небольшую церковь.

В 1821 году святыню вновь разрушили, засыпав источник. Некоторые послабления отмечены во время правления султана Махмуда, когда у Живоносного Источника уже в 3-й раз христиане воздвигли храм.

Среди обломков были найдены записи 10 чудес от Живоносного Источника (с 1824 по 1829 годы).

Полное восстановление святыни произошло при Патриархе Константинии I (1833 год).

В 1835 году храм освятили Патриарх Константин и 20 архиереев, затем создали богадельню с больницей. Сейчас здесь расположен женский монастырь.

Во время празднования традиционно совершается чин водоосвящения и пасхальный крестный ход. Особое почитание в день торжества посвящено иконе, на которой образы Пресвятой Богородицы и Младенца. Они изображены у огромной каменной чаши у водоема с чудотворной влагой. Здесь же – пьющие исцеляющую воду больные, имеющие как недуги телесные, так и душевные.

История развития образа

Прообразом, послужившим изображению Матери Божией «Живоносный Источник», явилось изображение древней греческой Богоматери по типу Никопеи Кириотиссы, восходящее к истокам древнего Христианства, связанного с почитанием изображения Богородицы времен Влахернского храма.

Образ Богородицы почитался в виде мраморной статуи. Из рук статуи текла агиасма – святая вода.

Поначалу на списках, сделанных с «Живоносного Источника», не изображался сам чудотворный источник. Позже появляется изображение чаши или водоема (в русской традиции – кладезь).

XIII-XIV столетие: в Крыму найден наиболее ранний из сохранившихся образов Богоматери «Живоносный Источник», размещенный на блюде из глины.

XIV столетие: Никифор Каллист (церковный историк) описал изображение (примерно XIV века) Богородицы с Богомладенцем в центре чаши, расположенной над источником.

XV столетие: образ Источника изображен на фреске, принадлежащей письму художника, Андронику Византийцу. Место изображения – придел церкви при афонском монастыре святого Павла. Божья Матерь с Младенцем также изображена в большой чаше.

XVI столетие: под влиянием греческих традиций на Руси возникает обычай освящать источники при монастырях в честь Богородицы. Иконы, изображавшие Богородицу «Живоносный Источник», размещали в часовнях и купальнях при них.

XVII столетие: время, когда наиболее активно распространялись подобного рода иконы.

Русская иконопись усложнила традиционную композицию изображением кладезей с водой, бьющей из них. Рядом с Богородицей иконописцы могут изобразить лики святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. На переднем плане – одержимые недугами.

Образ в России

В России особо почитаемой копией «Живоносного Источника» считается икона, которая в начале XVIII века попала в Саровскую обитель из одноименной пустыни благодаря иеромонаху Иоанну. Именно этот образ почитался самим Серафимом Саровским.

Спустя некоторое время (в середине XIX столетия) свое место в Саровской обители заняла еще одна копия «Источника», прибывшая из Константинополя благодаря стараниям иеросхимонаха Иоанникия. Здесь акцент сделан на самом явлении Богоматери у источника с животворной водой.

В 1873 году на территории Серафимо-Понетаевского Скорбященского монастыря появился храм во имя почитания «Живоносного Источника». Сегодня такие храмы есть в Царицыно (Россия), Харькове (Украина).

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии