Один из самых замечательных парадоксов современности связан со средствами сообщения. История еще не знала столь быстрых и эффективных способов передачи колоссальных объемов информации в глобальном масштабе. С другой стороны, люди катастрофически теряют способность и желание относиться друг к другу с любовью, стремиться к взаимопониманию, что порождает массу боли, страданий и конфликтов. Будучи гражданами мира, мы призваны каждодневно искать и находить пути общения и взаимодействия друг с другом, устранять то, что нас разделяет, облегчать страдания. С этой точки зрения одна из важнейших задач лидера заключается в создании такой атмосферы, в которой люди имели бы возможность разрешать возникающие между ними конфликты, основываясь на принципах справедливости и чести.
Традиционный взгляд
Традиционно конфликты рассматриваются как явления однозначно отрицательные, которых следует по возможности избегать. Во всяком конфликте есть победители и побежденные, а проигрывать не любит никто. Люди, воспринимающие конфликты исключительно с позиций противопоставления «победитель-побежденный», зачастую склонны не замечать, недооценивать или игнорировать множество подспудных факторов, которые лежат в основе разногласий. Участники конфликта нередко стараются сгладить острые углы, чтобы не оказаться в положении проигравшего, либо в стремлении навязать-таки свою точку зрения менее болезненными способами.
В последние десятилетия, однако, стало очевидным, что такой подход неэффективен. Мало-помалу возникает новое понимание конфликта как ситуации, при которой разногласия отнюдь не обязательно считать отрицательным фактором. Такая точка зрения требует отказа от поверхностного подхода, когда внимание фиксируется лишь на внешних проявлениях конфликта, и предполагает углубленный анализ основополагающих ценностей и интересов конфликтующих сторон, с тем чтобы постараться найти решение, устраивающее всех.
Часто вроде бы уже урегулированные конфликты вспыхивают с новой силой потому, что не устранены их первопричины, а найденное решение основывалось на принципе «победитель-побежденный». Вопиющий тому пример – боснийская бойня, которая разгоралась снова и снова из-за того, что оставались глубинные антагонизмы сторон, усугубляемые взаимными обидами и болью. Невозможно установить прочный мир методами управления конфликтом, основанными на «лечении» его симптомов, «назначении» одних его участников «победителями», а других – «побежденными», достижении краткосрочного выигрыша пусть даже к всеобщему благу. Устойчивых, долговременных перемен можно достичь лишь разрешением конфликта, для чего необходимо вскрыть и устранить его глубинные первопричины.
Всеобщие человеческие потребности
В конце XX столетия мир, населяемый человечеством, стал настолько тесным, что целый ряд насущных потребностей людей перестал зависеть от их культурных особенностей или общественно-политического строя. К таким всеобщим потребностям можно отнести самосознание, любовь, уважительное отношение, безопасность. Если конфликты, затрагивающие материальные интересы, ведут, как правило, к их разрешению по принципу «победитель-побежденный», то споры вокруг всеобщих потребностей человека в эту схему не вписываются, ибо источник их удовлетворения неисчерпаем, следовательно, удовлетворить их можно, не ущемляя при этом кого бы то ни было.
Эффективное разрешение конфликтов возможно именно на уровне таких всеобщих человеческих потребностей, одинаковых для всех. В наше время человечество может извлечь колоссальную пользу из овладения наукой определять сущность основополагающих эмоциональных, психологических и духовных потребностей того или иного культурного сообщества и за внешними, очевидными для всех проявлениями того или иного конфликта различать его глубинные факторы. Такой подход открывает возможности для сближения между различными группами людей, преодоления их разногласий, культурных и мировоззренческих различий, какими бы острыми они ни были, установления между ними климата взаимного уважения, понимания и доверия.
Поскольку в основе большинства конфликтов между людьми, народами и государствами лежит прежде всего, стремление к удовлетворению основополагающих человеческих потребностей, а не жажда материальной выгоды, постольку многие ныне существующие способы урегулирования разногласий обречены на провал. И даже более того, они могут лишь обострить конфликт в той мере, в какой общечеловеческие, нематериальные потребности остаются неудовлетворенными. Традиционные способы урегулирования разногласий, по большей части, предполагают определение материальных интересов и потребностей сторон и разработку на их основе того или иного решения, которое затем навязывается обоим участникам конфликта. То есть фактически применяются методы работы судебных или арбитражных инстанций. Альтернативным способом может быть навязывание решения силой, вплоть до военных действий.
Однако чрезвычайно трудно, если вообще возможно, навязать извне то или иное решение конфликта, в основе которого лежат глубоко укоренившиеся чувства, жизненные ценности и потребности. В подобном случае проигравшая сторона в течение очень длительного времени испытывает горечь, разочарование и ощущение собственного бессилия. Многие конфликты просто невозможно разрешить внешними усилиями, если при этом не учитываются основополагающие человеческие потребности каждой вовлеченной стороны независимо от ее материального положения. Необходимой предпосылкой эффективного урегулирования спорных вопросов, раздирающих современный мир, является менее материалистический и более духовный взгляд на природу человека. Только так можно выработать глубокий, комплексный подход к проблеме разрешения конфликтов.
Комплексный метод разрешения конфликтов
Комплексный подход к урегулированию конфликтной ситуации не терпит ее поверхностного, неполного анализа, напротив, он предполагает тщательное изучение всех обстоятельств конфликта, и в первую очередь его скрытых первопричин, связанных с основополагающими общечеловеческими потребностями каждой из конфликтующих сторон. Такие потребности невозможно навязать силой или иными методами, как и нельзя их игнорировать либо пытаться вести вокруг них торг, что только затруднит урегулирование. Даже если стороны придут к соглашению, такое решение всегда недолговечно, поскольку указанные общечеловеческие потребности не менее важны, чем воздух, которым мы дышим, пища, которую употребляем, вода, которой утоляем жажду. Без всего этого люди просто не выживут.
Любому человеку свойственно стремление к знаниям, к вечной жизни, к удовольствиям. Точно так же естественно его желание пользоваться уважением и любовью окружающих. Те, кто пытается помочь разрешить конфликт, не должны при этом забывать, что общечеловеческие потребности имеются у всех его участников. Задача состоит в том, чтобы найти способы удовлетворения этих потребностей без нанесения сколько-нибудь серьезного ущерба той или иной стороне. Долговременное, взаимоприемлемое разрешение конфликта придет, если посредники и миротворцы – а равно и сами конфликтующие стороны – зададутся вопросами: «Какие именно потребности и интересы затронуты конфликтом? Какие их этих потребностей являются общечеловеческими, а потому поступиться ими невозможно? Какие из них носят поверхностный характер, а значит, могут быть предметом переговоров?»
Значение самопознания
Чтобы эффективнее участвовать в разрешении конфликтов, лидеру важно познать самого себя, понять собственные глубинные побудительные мотивы. Трудности неизбежны в любой ситуации до тех пор, пока люди остаются в неведении относительно собственного «я» и тех факторов, которые способны сделать их действительно счастливыми. Научиться разрешать конфликты можно через углубленное самопознание, поиск путей, ведущих к истинному благу, обмен полученными таким образом знаниями в доступной другим форме и с любовью. Для всякого лидера, как и для любого человека вообще, этот процесс самопознания подразумевает признание наличия межличностных конфликтов и их последующее разрешение, после чего необходимо помочь другим сделать то же самое, причем так, чтобы тем самым способствовать общечеловеческому единству и прогрессу, а не разброду и застою. Безопасное и стабильное будущее как для отдельной личности, так и для всего человечества можно обеспечить лишь путем установления новых отношений между людьми, основывающихся на сотрудничестве, любви и взаимном доверии.
В любом обществе будущее – за теми лидерами, которые проявят готовность разрешать конфликты творчески, в духе взаимопонимания, взаимопомощи и сопереживания. Новые, конструктивные способы решения проблем будут способствовать как развитию каждой отдельно взятой личности, так и эволюции всего рода человеческого. События конца двадцатого столетия лишь подтверждают насущную необходимость коренного изменения подхода к разрешению конфликтных ситуаций, с тем чтобы помочь каждой из вовлеченных в конфликт сторон найти пути, ведущие к удовлетворительному решению стоящих перед ними проблем без применения силы в какой бы то ни было форме.
Недавние события в Америке – такие как осада общины Ветви Давидовой в 1993 году или взрыв бомбы в правительственном учреждении Оклахомы в 1995 году – служат напоминанием о том, что насильственные, деструктивные способы решения конфликтов неизменно приносят больше страданий, чем облегчения, ставят больше вопросов, нежели дают ответов. Как и непрекращающаяся резня в «горячих точках» планеты – бывшей Югославии, Африке, на Ближнем Востоке,- эти события указывают на то, что весьма многочисленные группы населения земного шара до сих пор верят в эффективность насилия, опустошения, вооруженной борьбы в качестве методов решения тех или иных проблем.
Прогресс человечества эволюционным путем предполагает коренной пересмотр нашего понимания сущности человеческой личности, ее жизненных целей и путей их достижения, а начало этому перевороту в сознании человека должен положить процесс осмысления собственного «я». Если мы хотим достичь заметных результатов в саморазвитии и в понимании истинного смысла жизни, то должны задаться вопросами: «Почему я здесь? Почему я страдаю? Кто я? Какова цель моей жизни?» Как это ни парадоксально, конфликты дают нам дополнительные возможности для собственного роста и осмысления самого себя, но только при наличии осознанного желания самым радикальным образом изменить свою жизнь. Такой подход к проблеме разрешения конфликтов поначалу ориентирован на внутренний мир человека, однако постепенно он приобретает внешнюю ориентацию, начиная воздействовать и на окружающих. То есть люди, которые стремятся к собственному развитию, к высшему самосознанию, вырабатывают положительную духовную энергию, способствующую установлению порядка и гармонии во всем мире. Такое резкое изменение сознания отдельной личности служит на благо всего человечества.
Древняя модель
Поскольку истоки всякого конфликта находятся внутри самой личности, человеку следует прежде всего взглянуть на самого себя, исследовать свой внутренний мир, свои интересы, устремления, цель своей жизни. Такая модель разрешения конфликтов уходит корнями в глубокую древность. Ее источник – наука самопознания, основы которой изложены в «Бхагавад-гите», в беседе Господа Кришны с великим воином Арджуной накануне важнейшего сражения, которое имело место в Индии 5000 лет тому назад. Содержание этой беседы дает человечеству глубочайшие, непреходящие познания о том, как разрешать казалось бы неразрешимые конфликты между людьми, как добиваться в жизни счастья и успеха.
Конфликт, о котором идет речь, произошел между двоюродными братьями вокруг вопроса о наследовании трона. Законными наследниками были Арджуна и его четверо родных братьев, Пандавов. Однако их двоюродные братья, Кауравы, обманом захватили трон и изгнали Арджуну с братьями из страны. Обозревая поле предстоящей битвы, Арджуна понял, что многие его родственники, друзья и наставники сложат свои головы в грядущем сражении. Он был величайшим воином, но мысль о том, что близкие и дорогие ему люди неизбежно погибнут, привела его в отчаяние. И тогда Арджуна бросил свой лук и стрелы, упал на землю и отказался сражаться.
Но его личное решение воздержаться от битвы вступило в противоречие с чувством воинского долга, с обязанностью защитить свой народ и свою страну от агрессоров. Ведь его миссией, смыслом его жизни была священная война за правое дело, в которой он должен был сражаться и, при необходимости, умереть. Тщетно пытался Арджуна отыскать в древних книгах оправдание своему решению: рукописи не давали ответа на внутренний конфликт, раздиравший его душу. И только когда Арджуна понял, что найти верное решение самостоятельно он не способен, то обратился за советом к высшему авторитету. Именно готовность просить наставления и руководства у Бога Кришны и легла в основу той модели разрешения конфликтных ситуаций, которая послужила как самому Арджуне, так и будущим поколениям. Говоря предельно кратко, суть этой модели сводится к обращению за помощью к Всевышнему.
Бог Кришна помог Арджуне тем, что объяснил ему различие между телом и душой. Он подчеркнул, что истинная сущность человека – его душа, его духовное начало, а первоочередные, естественные потребности души заключаются в стремлении к высшему наслаждению, вечной жизни и знаниям через общение с Господом. Тело же, со всеми его желаниями и нуждами, не более чем временная оболочка и инструмент, при помощи которого душа осуществляет те или иные физические действия. Руководствуясь своими чувствами и эмоциями, ставя превыше всего собственное «я», Арджуна впадает в своего рода духовное беспамятство, забывает, кто он такой на самом деле и откуда он взялся. Таким образом, причина всех страданий – в забвении высшей, духовной природы человеческой личности и ее взаимоотношений с Богом.
Кришна, Всевышний, помог Арджуне переключить его самосознание с тела на душу, а с души – на Бога. Арджуна понял, что он – неотъемлемая частица Господа и что истинное счастье заключается в служении Господу, научился отличать источник истинного наслаждения – служение Богу,- от наслаждения недолговечного, преходящего, которое дает удовлетворение потребностей тела, разума и чувств. Конфликт в душе Арджуны разрешился сам собой, когда он осознал истинные, непреходящие потребности участников будущей битвы и принял решение в соответствии с волей Господа.
Поступиться личным желанием воздержаться от битвы Арджуну заставило то чувство глубокого удовлетворения, которое он испытал, поставив волю Господа выше собственной. Когда люди осознают, что они связаны навечно с Богом, стремление поступать по-своему у них отходит на второй план. В этом заключается истинное искусство разрешения конфликтных ситуаций: следует понять, что удовлетворенность не зависит от временных успехов или неудач, ибо связь с Богом отвечает высшим потребностям человека при любых обстоятельствах. Следовательно, разрешить конфликт возможно лишь путем принятия решений, отвечающих воле Господа. Благодаря познанию сущности и смысла жизни, дарованному ему Кришной, Всевышним, Арджуна разрешил свой внутренний конфликт, вступил в сражение с двоюродными братьями и победил их. Такой способ урегулирования внутреннего конфликта через конфликт «внешний» может показаться парадоксальным, однако битва, по сути, была не конфликтом, а исполнением воли Бога.
3 стороны метода разрешения конфликтов
Если взять за модель разрешения конфликта историю Арджуны из «Бхагавад-гиты», напрашивается вывод о том, что суть этого метода – в приведении воли личности в соответствие с волей Бога. Такой подход требует понимания трех сторон процесса разрешения конфликта: знания, познания и цели познания.
Для разрешения конфликта необходимо знание основополагающих истин: что такое человек, куда он движется, как ему туда добраться и что его ждет в конце пути. Такое знание дает нам «Бхагавад-гита», разъясняя, что человек – существо духовное, наделенное индивидуальными отличительными чертами, иначе говоря, душа, и что смысл жизни человека заключается в осознании собственной природы и своего положения слуги Господа.
Познание, с точки зрения процесса разрешения конфликта, предполагает понимание причин человеческих страданий и способов устранить эти причины. Как учит «Бхагавад-гита», все конфликты, все страдания происходят от отождествления человеком самого себя единственно со своим телом и разумом. Такая ограниченность ведет к тому, что тело диктует человеку все его устремления и желания – такие как чувственные наслаждения, соображения престижа, жажда богатства и власти, что можно назвать второстепенными потребностями, в отличие от потребностей души, являющихся первостепенными, непреходящими. Великое множество людей проявляет удивительное упорство, доказывая, что удовлетворение именно второстепенных потребностей приносит истинное, вечное счастье, и это вопреки тому очевидному факту, что благоприобретенное счастье крайне недолговечно и полного удовлетворения не приносит, ведь людям свойственно никогда не останавливаться и не довольствоваться уже достигнутым.
Отсюда источник всех конфликтов: неуемное стремление к удовлетворению все новых и новых желаний материального свойства, наряду с чрезвычайно распространенным тезисом о невозможности добиться полного удовлетворения в жизни. Многие готовы признать, что они разочарованы, что жизнь зашла в тупик, однако дальше они не идут, а потому продолжают страдать в одиночку. «Бхагавад-гита» указывает выход из этого тупика, объясняя, что счастье в материальном мире действительно недостижимо, если руководствоваться исключительно материальными желаниями, но что оно вполне реально, если стремиться к удовлетворению общечеловеческих потребностей в духовном знании, блаженстве и вечной жизни. «Бхагавад-гита» напоминает нам, что выход из материального тупика, полного несчастий, и путь к вечному наслаждению проходит через служение Господу, через исполнение Его воли.
Цель познания заключается в любви к Всевышнему и возвращении домой. Божественная любовь – это та сила, которая разрешает все конфликты и освобождает от всех страданий. Поэтому процесс разрешения конфликтов подразумевает работу над собой и воздействие на окружающих таким образом, чтобы приобрести необходимые знания и в дальнейшем ими руководствоваться. Древние мудрецы указывали на необходимость познания в совершенстве как Бога, так и преходящего материального мира, в их тесной взаимосвязи и взаимодействии. Чтобы разрешить конфликт, недостаточно владеть в полной мере ситуацией с материальной точки зрения. Только разбудив высшее сознание в себе и в других, вы сможете урегулировать практически любой конфликт.
Метод урегулирования конфликта
Урегулирование многих конфликтных ситуаций проходит легче при наличии посредника, или миротворца, который обеспечивает безопасный ход процесса и осторожно направляет конфликтующие стороны к поиску точек соприкосновения на основе их взаимных интересов. Задача посредника – не навязывать то или иное решение, а помогать всем участникам конфликта вести переговоры эффективно, с тем чтобы вскрыть корни разногласий и найти взаимоприемлемый выход из создавшегося положения. При этом важнейшими факторами, наряду с дипломатическими способностями посредника, становятся его собственные побудительные мотивы и его стремление найти эффективное решение, которое устраивало бы все стороны.
Глубокое понимание вечных общечеловеческих потребностей, способность воспринимать любовь Бога и делиться ею с другими дает посреднику возможность сохранять самообладание даже в острейших ситуациях, когда страсти накалены до предела. Посредник должен быть готов отнестись с пониманием и сочувствием к позициям каждой из сторон, не забывая о том, что только любовь Бога и исполнение Его воли принесут истинное удовлетворение участникам конфликта. В этом и заключается миссия миротворца: направлять конфликтующие стороны к поиску решений на основе изложенных выше принципов.
6 этапов урегулирования конфликта
В практическом плане, процесс урегулирования конфликта в соответствии с этой моделью проходит через 6 основных этапов: концентрация перед началом процесса, определение перспективы на основе служения общему благу, осмысление потребностей конфликтующих сторон, уяснение позиций, движение в сторону сотрудничества ради разрешения существующих проблем, выражение любви Бога и Его воли. В зависимости от конкретных обстоятельств, вы можете взять миротворческие функции на себя или пригласить посредника со стороны.
1. Концентрация перед началом процесса. По настоянию посредника, в начале переговорного процесса стороны проводят некоторое время в молчании. Этот период, используемый для молитвы, медитации и размышлений, задает тон последующему обмену мнениями. Посредник в это время как бы направляет процесс в сторону достижения высшего блага для всех заинтересованных сторон. Он просит у Бога помощи и наставлений в течение всей встречи, а также напоминания о Его неизменном присутствии в случае, если посредник об этом забудет.
2. Определение перспективы на основе служения общему благу. Эффективное разрешение конфликта требует определенной смены приоритетов в сторону осознания роли посредника как слуги и соответствующего стиля поведения. Иными словами, задача посредника – служить всем участникам конфликта, а в конечном итоге – служить Богу. Чтобы действовать таким образом, посреднику отнюдь не обязательно быть духовным лидером. Руководитель, работающий в любой области человеческой деятельности, обладает потенциалом, необходимым для оказания помощи в урегулировании конфликтов по мере их возникновения. Вообще любому человеку по силам искать и находить решения тех или иных проблем, нужно только сознательно активизировать этот потенциал путем уяснения того факта, что в жизни все мы слуги, а отнюдь не господа, не хозяева. Посредник никогда не должен забывать о своей роли, постоянно повторяя себе: «Я здесь для того, чтобы служить вам, и ваше благо – моя первейшая забота». Такая позиция помогает устранять барьеры и создавать атмосферу сотрудничества, что, в свою очередь, снижает напряженность и позволяет находить решения в труднейших ситуациях.
3. Осмысление потребностей. Одна из главных задач посредника – выяснить подспудные первопричины конфликта. Поэтому в начале пути к соглашению, приемлемому для всех сторон, лежит осмысление интересов и потребностей каждой из них, причем как очевидных, так и в первую очередь завуалированных. Очевидные потребности и интересы – это то конкретное, о чем заявляется во всеуслышание, как, например, денежные суммы или определенные условия достижения соглашения. Как уже было упомянуто, эти потребности, как правило, вторичны. В основе же позиций того или иного участника конфликта лежат его глубинные потребности, неочевидные побудительные мотивы, проявляющиеся как тайные желания, страх, беспокойство, тревога и надежды. Именно такие, скрытые, интересы и есть те общечеловеческие, первичные потребности, являющиеся, по большей части, первопричиной любого конфликта. Чтобы выяснить позиции, устремления и побудительные мотивы всех заинтересованных сторон, посредник может задать им ясные, прямые вопросы, направленные на выявление глубинной истины, скрытой под покровом наносного. Это могут быть, к примеру, следующие вопросы: «Как вам хотелось бы, чтобы развивалась ситуация? Почему именно так? В чем заключается главная проблема, к разрешению которой вы стремитесь?»
4. Уяснение позиций всех сторон. Чтобы вскрыть и понять тайные побудительные мотивы спорщиков, посреднику необходимо выработать способность взглянуть на ситуацию с точки зрения каждого из них. Это можно сделать при помощи простого упражнения: поставьте себя на место одной из сторон и задайте себе вопрос: «Что в данной ситуации заботит вас более всего?» Уяснив себе интересы и побудительные силы, которые движут каждой из конфликтующих сторон, посредник их учитывает при творческой выработке различных вариантов решения проблемы. Вряд ли можно удовлетворить одновременно все конкретные потребности участников конфликта, однако удовлетворение их скрытых, глубинных чаяний очень часто вполне достижимо. Даже сама попытка миротворца «копнуть глубже», чтобы вскрыть эти совсем не очевидные, не лежащие на поверхности интересы даст больше вариантов возможного урегулирования спора.
5. Движение в сторону сотрудничества ради разрешения существующих проблем. Действительно эффективный миротворец видит в каждом человеке частицу Бога, и в этом качестве конфликтующие стороны разделяют одни и те же первичные потребности. Осмыслив эту истину, посредник легко найдет способ доказать всем сторонам, вовлеченным в спор, не только то, что их коренные интересы, по сути дела, совпадают, хотя и выражаются по-разному, но и то, что помощь, оказанная одной из них, пойдет на пользу и всем остальным. Поворотный момент в ходе всего переговорного процесса нередко наступает именно тогда, когда его участники приходят к выводу об общности их глубинных интересов. Это ведет к постепенному сближению позиций и нахождению такого решения, которое устраивало бы всех.
6. Выражение любви и воли Бога. Всякое взаимодействие людей можно рассматривать либо как акт выражения любви, либо как призыв к любви, просьбу любви. Посреднику полезно взглянуть на конфликт именно с этой точки зрения: «Предлагает ли тот или иной участник спора свою любовь остальным или же просит такой любви?» В конечном счете все конфликты происходят из-за чувства обиды, неудовлетворенности, источником чего служит, в свою очередь, тот факт, что человек оторван от Бога. Поэтому истинная удовлетворенность достигается путем служения Богу и ощущения духовной связи с Ним. Как только посредник установит точки соприкосновения и разногласий в позициях сторон, следующим шагом может быть обращение к ним с просьбой высказать мнение по поводу того, какое развитие ситуации было бы для них наивысшим благо, и что бы они предприняли по воле Бога для достижения этой цели.
Метод нематериален
Успех или неудача миротворческого процесса зависят в конечном счете от эффективности усилий посредника-миротворца. Ограниченный подход посредника к решению проблем, лежащих в основе конфликта, ведет лишь к достижению половинчатых результатов. Исключительно материалистический подход к решению проблем несовместим со всеобъемлющим мышлением, отличающим человека, который проникся Божественным сознанием, ибо такой подход игнорирует вечные ценности бытия.
Ошибочно полагать, что проблемы материального характера можно разрешить лишь материальными способами. Нередко такие проблемы, в особенности те, которые кажутся неразрешимыми, просто требуют более глубокого рассмотрения с позиций высших, духовных ценностей. Материальные решения не учитывают должным образом все аспекты той или иной проблемы, ибо в их основе всегда лежит духовное начало. Страдания – вот естественный результат такого игнорирования духовных потребностей людей. В конечном счете любой конфликт предоставляет вовлеченным в него сторонам возможность отбросить эгоистические устремления ради высшего блага, поставить волю Бога выше собственной.
Будущее нашей планеты зависит от того, какой путь разрешения конфликтов мы изберем именно на текущем отрезке истории. У нас есть все возможности сделать конструктивный выбор в пользу видения в конфликтных ситуациях пути, ведущего к эволюции сознания. Путь этот предполагает смелый и честный взгляд на то, что нас разделяет, предполагает сопереживание и решительный, твердый подход. Конфликты, загоняемые вглубь, со временем непременно вспыхивают с новой силой, но если не пытаться их сгладить, а смело и честно вскрыть их первопричины и постараться найти достойные решения, то они превращаются в двигатель творческого прогресса. Вы, лидер, независимо от ваших конкретных обязанностей, должны научиться не бояться и не избегать конфликтов, а вместо этого радоваться тем неисчерпаемым возможностям, которые они предоставляют тем, кто готов воспользоваться этой сокровищницей глубокого познания. Тогда конфликты превращаются в инструмент, который помогает устранять препятствия на нашем пути домой, к Богу.
10 ключевых моментов
1. Традиционно конфликты рассматриваются как явления однозначно отрицательные, которых следует по возможности избегать. Во всяком конфликте есть победители и побежденные, а проигрывать не любит никто. Люди, воспринимающие конфликты исключительно с позиции противопоставления «победитель-побежденный», зачастую склонны не замечать, недооценивать или игнорировать множество подспудных факторов, которые лежат в основе разногласий. Участники конфликта нередко стараются сгладить острые углы, чтобы не оказаться в положении проигравшего, либо в стремлении навязать-таки свою точку зрения менее болезненными способами.
2. Невозможно установить прочный мир методами управления конфликтом, основанными на «лечении» его симптомов, «назначении» одних его участников «победителями», а других – «побежденными», достижении краткосрочного выигрыша пусть даже к всеобщему благу. Устойчивых, долговременных перемен можно достичь лишь разрешением конфликта, для чего необходимо вскрыть и устранить его глубинные первопричины.
3. В конце XX столетия мир, населяемый человечеством, стал настолько тесным, что целый ряд насущных потребностей людей перестал зависеть от их культурных особенностей или общественно-политического строя. К таким всеобщим потребностям можно отнести самосознание, любовь, уважительное отношение, безопасность. Если конфликты, затрагивающие материальные интересы, ведут, как правило, к их разрешению по принципу «победитель-побежденный», то споры вокруг всеобщих потребностей человека в эту схему не вписываются, ибо источник их удовлетворения неисчерпаем, следовательно, удовлетворить их можно, не ущемляя при этом кого бы то ни было.
4. Чрезвычайно трудно, если вообще возможно, навязать извне то или иное решение конфликта, в основе которого лежат глубоко укоренившиеся чувства, жизненные ценности и потребности. В подобном случае проигравшая сторона в течение очень длительного времени испытывает горечь, разочарование, ощущение собственного бессилия. Многие конфликты просто невозможно разрешить внешними усилиями, если при этом не учитываются основополагающие человеческие потребности каждой вовлеченной стороны независимо от ее материального положения. Необходимой предпосылкой эффективного урегулирования спорных вопросов, раздирающих современный мир, является менее материалистический и более духовный взгляд на природу человека.
5. Комплексный подход к урегулированию конфликтной ситуации не терпит ее поверхностного, неполного анализа, напротив, он предполагает тщательное изучение всех обстоятельств конфликта, и в первую очередь его скрытых первопричин, связанных с основополагающими общечеловеческими потребностями каждой из конфликтующих сторон. Такие потребности невозможно навязать силой или иными методами, как и нельзя их игнорировать либо пытаться вести вокруг них торг.
6. Долговременное, взаимоприемлемое разрешение конфликта придет, если посредники и миротворцы – а равно и сами конфликтующие стороны – зададутся вопросами: «Какие именно потребности и интересы затронуты конфликтом? Какие их этих потребностей являются общечеловеческими, а потому поступиться ими невозможно? Какие из них носят поверхностный характер, а значит, могут быть предметом переговоров?»
7. Чтобы эффективнее участвовать в разрешении конфликтов, лидеру важно познать самого себя, понять собственные глубинные побудительные мотивы.
8. Отсюда источник всех конфликтов: неуемное стремление к удовлетворению все новых и новых желаний материального свойства, наряду с чрезвычайно распространенным тезисом о невозможности добиться полного удовлетворения в жизни. Многие готовы признать, что они разочарованы, что жизнь зашла в тупик, однако дальше они не идут, а потому продолжают страдать в одиночку.
9. Урегулирование многих конфликтных ситуаций проходит легче при наличии посредника, или миротворца, который обеспечивает безопасный ход процесса и осторожно направляет конфликтующие стороны к поиску точек соприкосновения на основе их взаимных интересов. Задача посредника – не навязывать то или иное решение, а помогать всем участникам конфликта вести переговоры эффективно, с тем чтобы вскрыть корни разногласий и найти взаимоприемлемый выход из создавшегося положения. При этом важнейшими факторами, наряду с дипломатическими способностями посредника, становятся его собственные побудительные мотивы и его стремление найти эффективное решение, которое бы устраивало все стороны.
10. Ошибочно полагать, что проблемы материального характера можно разрешить лишь материальными способами. Нередко такие проблемы, в особенности те, которые кажутся неразрешимыми, просто требуют более глубокого рассмотрения с позиций высших, духовных ценностей. Материальные решения не учитывают должным образом все аспекты той или иной проблемы, ибо в их основе всегда лежит духовное начало.
Тренировка разума
1. Обратитесь к 10-ти приемам эффективного руководства: все они имеют непосредственное отношение к проблеме урегулирования конфликтов. Выберите 2-3 наиболее вам понравившихся приема и подумайте, как их применить для разрешения ваших собственных конфликтов и оказания в этом помощи другим.
2. Поразмышляйте о конфликтах, которые имели место в вашей жизни, с точки зрения связанных с ними вторичных потребностей в соответствии с их определением, приведенным в данной статье. Затем проанализируйте каждую из таких ситуаций в глубину и постарайтесь идентифицировать ваши первичные потребности. Составьте список и тех, и других. Основываясь на анализе первичных потребностей, подумайте, какие у вас были альтернативные решения для достижения того, к чему вы стремились в той или иной конкретной ситуации.
3. Если у вас возник конфликт с кем-либо, поставьте себя на место вашего оппонента и постарайтесь взглянуть его глазами на те ваши личные качества, наличие которых вы упорно отрицаете. Наверняка у вас и вашего оппонента есть общие отрицательные черты, которых, при поверхностном взгляде, вы не замечаете. К примеру, кто-то в разговоре с вами постоянно вас перебивает, чего вы за самим собой не наблюдали никогда. Но ведь существуют и иные способы проявления невнимания к людям. Быть может, вы их слушаете, как говорится, вполуха, стараетесь навязать собственную точку зрения, проявляете нетерпение?
4. Честно проанализируйте ваши внутренние конфликты с точки зрения чрезмерных привязанностей к материальному, что и создает для вас проблемы. Проявите сострадание к самому себе и постарайтесь от этих привязанностей избавиться. Проследите и за другими сторонами вашей жизни, где подобные привязанности могут создавать для вас проблемы.
5. К конфликтам, возникающим между руководимыми вами людьми, ваше отношение должно основываться на честности, твердости и сопереживании. Создайте вокруг себя такую атмосферу, в которой конфликтующие стороны могли бы без каких-либо опасений, честно и открыто делиться с вами тем, что их беспокоит, будучи уверенными в вашей непредвзятости, в стремлении разрешить их спор на справедливой основе. Помните о том, что тлеющий, неурегулированный конфликт создает отрицательный моральный климат и поглощает энергию как вовлеченных в него сторон, так и окружающих.
6. Исполняя свои повседневные обязанности, обращайте внимание на то, что всякое высказывание, которое вы слышите, и всякое действие, которое наблюдаете, есть либо выражение любви, либо призыв, просьба о любви. Не забывайте отвечать любовью на такую просьбу независимо от того, каких конкретных действий требует от вас та или иная ситуация. Понаблюдайте за теми переменами, которые последуют за проявлениями вашей любви в отношении всех и каждого.
7. Помогая разрешать конфликты, обращайте внимание на факторы культуры, на те внешние различия между конфликтующими сторонами, которые и могут вызывать их разногласия. Помогайте участникам конфликта выявить то, что их объединяет, но что скрыто за поверхностными различиями.
8. Найдите способ продемонстрировать конфликтующим сторонам, что они добиваются в конечном счете одних и тех же результатов, только формулируют их по-разному, и что помощь, оказанная одной из сторон, пойдет на пользу остальным. Помогите им отнестись творчески к поиску таких решений, которые были бы продуктивны для всех. Убедите их в том, что конфликт следует воспринимать как возможность решить общие проблемы в обстановке взаимодействия и сотрудничества.
9. Помните о том, что нельзя поступаться первичными общечеловеческими потребностями, поэтому предметом переговоров могут быть исключительно вторичные потребности, которые, по сути, есть не что иное, как несколько альтернативных способов удовлетворения потребностей первичных.
10. Используйте превентивные меры. Создавайте руководимым вами людям возможности регулярно общаться как с вами, так и между собой, в честной, открытой, доброжелательной атмосфере. Всячески поощряйте творческий подход к решению проблем на ранней стадии их возникновения, с тем чтобы предотвратить перерастание мелких разногласий в крупные, трудноразрешимые конфликты.
Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Лидер новой эпохи. Метафизический взгляд на проблемы руководства»