Великий четверг

Великий четверг (Чистый четверг, Страстной четверг, Великий четверток) – четверг Страстной недели (Великой седмицы). В этот день вспоминается проведение Тайной вечери, установление особого таинства Евхаристии, осуществленное Иисусом Христом.

Православная церковь

Проводится литургия Василия Великого. Эта литургия имеет очень большое значение, она проводится с соблюдением весьма специфических особенностей:
1. Литургия совершается только после вечерни, форма ее полная, отличающаяся евхаристическим каноном. Такие литургии совершаются только в следующие дни: Великий четверг, сочельники Богоявления, Великая суббота, Рождества Христова (то есть навечерия). Древние уставы позволяют выполнять все действия не натощак.
2. Проводится освещение свежесваренного миро. На территории РФ такой обряд совершается в Москве, в Богоявленском соборе. Выполняется освещение патриархом, так как крещение оглашенных в древности проводилось на Пасху или в Великую субботу.
3. Ритуал «Умовение ног» проводится после литургии. Он олицетворяется собой умовения ног апостолам. Сегодня такой обряд на практике проводится далеко не везде. Его совершают в отдельных монастырях, архиереями он выполняется в кафедральных соборах. Во время обряда архиерей омывает ноги, подобно Христу, 12-ти священникам.
4. Обряд омовения престола проводится согласно византийской традиции. Он напоминает о том, как к Тайной вечере готовилась сионская горница. Обряд повторяет действия Иоанна и Петра.
5. Послевизантийская практика Русской Церкви и Афона в этот день предполагает проведение общего освещения елея, в древние времена с проводимой литургией соединяли покаянные чины.
6. В день Тайной вечери причащаются все, даже те, кто обычно придерживается синодальной практики, то есть причащается крайне редко.
7. Особый чин и статус имеет общая трапеза, которая проводится после окончания литургии. В этот день допускается смягчение поста даже для самых строгих уставов.

Народные поверья в этот день предписывают убирать в доме, украшать его, купаться самому, откуда и пошло название «Чистый четверг». Кроме того, выпекаются куличи и красятся яйца.

Утреня
Утреня имеет чин великопостной, после шестопсалмия обязательно поется Аллилуйя со стихами. Вместо Троичных тропарей в четверг и пятницу поется 3-кратно «Егда славные ученицы». Этот тропарь напоминает о том, какая страшная гибель постигла Иуду. Он был одним из Двенадцати апостолов, но затем добровольно от апостольства отказался: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе».

При пении тропаря выполняется полное каждение не только молящихся, но и храма. Этот обычай в Типиконе отсутствует, но выполняется. После этого выполняется чтение повествования от Луки о Тайной вечере (зачало 108: Лк 22:1-39).

Канон утрени, в отличие от других дней Великого поста, содержит 8 песен. Такой канон еще называется «Сеченое сечется» (по первым словам). Тропари канона Космы Маюмского раскрывают прообразы Тайной вечери, изложенные в Ветхом завете. Излагаются они последовательно, повествуют о том, как совершилось самоуничижение Христа, который осуществил умывание ног; обличие Иуды, который простер руку к Хлебу, но при этом уже принял решение о предательстве.

Повторение «Чертог Твой вижду, Спасе мой» поется коленопреклоненно, делается это только после 9-й песни. В Четверг этот ексапостиларий является символичным, в нем упоминаются сама горница, где состоялась вечеря. Христианам предлагается в последний раз перед Трапезой ужаснуться в недостойности себя: «Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя».

Стихиры утрени «на стиховне» и «на хвалитех» являются довольно примечательными. Их основная тема – корысть Иуды, авторами предпринимаются попытки понять душу, узнать, что именно стало причиной помрачения и предательства.

3-я стихира «на стиховне»: «Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе».

Последование первого часа присоединяется к утрене, в это время читаются паремии Иеремии (Иер. 12:1-15, Ие. 11:18-23). Такие паремии рассказывают о том, как жители Анафофа решились совершить убийство пророка. Божественный ответ содержит слова о милосердии и необходимости долготерпения. Паремии считаются одним их основных пророчеств, которые рассказывают о страстях Христовых.

Литургия
Литургия Василия Великого и вечерня объединяются – это напоминает о связи произошедших событий и времени. Согласно древним обычаям, литургия совершалась вечерами постных дней, после того, как был разрешен пост. Сама по себе литургия всех участников вводит в Тайную вечерю, но стихиры уже посвящаются второй части – предательству Иуды. Последняя стихира проводит явную параллель между неблагодарными израильтянами, во время нахождения в пустыне роптавшие на Бога, и Иудой, предавшим Христа: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающего продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова».

После того, как состоялся вечерний ход, «Свет тихий», читаются такие 3 паремии:

  • Моисей готовит Израиля к тому, что на горе Хорив произойдет предстояние Бога, на 3-ий день Бог будет говорить с пророком (Исх. 19:10-19);
  • разговор Бога с Иовом (Иов. 38:1-23);
  • пророчество, касающееся страстей Христовых (Ис. 50:4-11).
  • Несмотря на то, что все сюжеты кажутся многообразными и различными, они напоминают о Тайной вечере, которая состоялась в этот день.

    В отрывке текста из Исхода напоминается о предстании народа в трепете и страхе перед непостижимым Богом. Во время Тайной вечери Бог снизошел Сам, он дал Свою Кровь и Плоть 12-ти Апостолам.

    Во второй паремии напоминается о том, как Иову после долгих поисков Бог явился Сам и спросил (Иов. 42:5-6): «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6).

    В третьей паремии показывается пророчество Исайи о том, какими были страдания Христа и его торжество: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6) …Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10)

    Апостольское чтение (1Кор. 11:23-32) проводится после паремий. В нем говорится о том, что верующие должны помнить о страшном, великом таинстве, к которому они приступают. Такие Евангельские чтения в этот день включают в себя Мф. 26:1-75 (со вставками Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) и охватывают следующие события:

  • планы первосвященников убить Иисуса,
  • вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром,
  • планы Иуды о предательстве
  • умовение Иисусом ног учеников,
  • собственно Тайная вечеря,
  • предсказание об отречении Петра,
  • молитва в Гефсимании,
  • арест Иисуса и предательство Иуды,
  • суд синедриона над Иисусом и Его избиение,
  • передача Иисуса синедрионом Пилату,
  • отречение Петра.
  • Вместо привычной Херувимской песни и специального причастного стиха исполняется «Вечери Твоея тайныя». При причащении мирян также исполняется стих «Да исполнятся уста наша»: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем».

    Умовение ног по уставу выполняется только после заамвонной молитвы, читается текст Евангелия от Иоанна (Ин. 13:1-17). Русской церковью такой обряд выполняется только в некоторых монастырях, совершается он и в кафедральных соборах во время архиерейского служения.

    Евангелия Страстей Христовых
    Богослужебное чтение утрени «12 Евангелий Святых Страстей Христовых» совершается в Великий четверг вечером. В это время читаются все 4 Евангелия (12 отрывков из них, которые рассказывают о том, какими были последние часы Спасителя в его земной жизни). Начинаются чтения с прощальной беседы на Тайной вечере и заканчиваются тем, как было проведено погребение в гробу Иосифа Аримафейского.

    Перед этим выполняется полное каждение для храма. Каждое чтение сопровождается малым каждением, перед 12-м – снова полное каждение.

    Все в храме стоят с зажженными свечами, что символизирует величие и славу Спасителя. В это время все присутствующие уподобляются тем мудрым девам, что вышли навстречу жениху с зажженными светильниками. По обычаю, после утрени все верующие эти свечи приносят к себе домой, при этом их гасить не следует. Таким огнем выполняется знак креста на дверях, после чего огонь надо сохранить в лампадках до самой Пасхи.

    Католическая церковь

    Римский обряд
    Месса освящения мира и благословения елея
    Утром в приходских храмах месса не совершается, в кафедральных соборах проводятся мессы, которые посвящены благословлению елея, освящению мира. Совершает обряд епископ, на церемонии обязательно присутствуют все священники, принадлежащие епархии. Во время проведения мессы священниками выполняется обновление своих обетов, которые они давали во время рукоположения. Если епархия занимает очень большую площадь, то мессу обычно переносят, она проводится в один из предшествующих четвергу дней, так как не все священники (особенно из очень дальних приходов), могут успеть вовремя вернуться к Великому четвергу в свой храм.

    Месса открывается коллектой и начальными обрядами, после них епископ обращается к священникам, собранию в храме с проповедью. После проповеди выполняется обряд по обновлению обетов. Епископ сначала должен трижды обратиться к священникам с вопросом о том, согласны ли они обновить все свои обеты, готовы ли уподобиться Христу, верно служить и осуществлять наставничество. Все священники отвечают согласием, после чего собранием в храме выполняется молитва о священниках, которые будут давать обеты.

    Во время прохождения литургии проводится чтение пророчества Исаии (Ис. 61:1-3, 8-9) «Дух Господа Бога на Мне». Также читаются фрагмент Евангелия от Луки (Лк. 4:16-21), свидетельство Иоанна Богослова (Откр. 1:5-8).

    Во время мессы всеобщая молитва не исполняется, принесение елея осуществляется сразу после Литургии Слова. К алтарю выносятся елей катехуменов, бальзам и елей для мира, так называемый елей больных. Вино, хлеб, вода для евхаристии выносятся прихожанами сразу за служителями.

    Евхаристическая литургия проводится в обычном порядке, после нее проводится обряд благословления принесенного елея, который может быть использован во время соборования, елея катехуменов для новокрещенных и для мира.

    Епископ в елей вливает бальзам, все это выполняется при полном молчании. Далее собрание призывается к молитве, епископ дует в отверстие сосуда, читает молитву освящения, протягивая руки вперед. Все священнослужители, присутствующие во время обряда, к сосуду протягивают правые руки и так стоят до окончания молитвы и обряда освящения мира.

    Месса воспоминания Тайной вечери
    Пасхальное триденствие открывается вечером Великого четверга. Месса воспоминания Тайной вечери проводится во всех храмах, на ней празднуется Евхаристия и ее установление, проводится обряд омовения ног. В этот день допускается только месса Тайной вечери.

    Все прихожане присутствуют на одной Литургии, что подчеркивает ее значение. В этот день в древние времена в храмах принимались все кающиеся, которые уже понесли должное покаяние, будучи отлученными на очень длительный период. После окончания мессы выполняется богослужение Страстной недели, но сегодня такая Темная полуношница не является обязательной.

    После того, как входные песнопения и начальные обряды выполнены, исполняется «Слава в вышних Богу», все сопровождается колокольным звоном. Орган и колокола смолкают после того, как гимн исполнен, они не будут уже звучать до навечерни Великой субботы. Коллекта мессы: «Боже, мы празднуем Священнейшую Вечерю, на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. Молим Тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни. Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков».

    Эта месса включает в себя ветхозаветное установление Пасхи (Исх. 12:1-8, 11-14), описание апостолом Павлом Тайной Вечери (1Кор. 11:23-26) и фрагмент, где Иисус умывает ноги ученикам (Ин. 13:1-15).

    Далее проводится омовение ног, священником этот обряд выполняется для 12-ти прихожан. При выполнении этого обряда хор исполняет особые песнопения – антифоны. За омовением выполняется Всеобщая молитва.

    В этот день собираются пожертвования в пользу нуждающихся.

    Евхаристическая литургия выполняется в своем обычном порядке, но в некоторые анафоры добавляются тексты о Тайной вечере. Причастное песнопение мессы: «Это есть Тело, которое за Вас будет предано; это чаша есть новый завет в Моей Крови,- говорит Господь. – Всякий раз, когда будете пить ее, творите это в Мое воспоминание».

    Во время обряда освящается хлеб, его общего количества должно быть достаточно для всех прихожан не только в четверг, но и на следующий день, так как в пятницу таинство уже не выполняется.

    Святые дары после литургии переносятся в «темницу» – боковой алтарь. Это символ того, как Христос был заключен под стражу. Дароносица ставится на алтарь, священник становится на колени, трижды выполняет каждение. После этого он принимает гумерал, берет в руки дароносицу, накрывает ее аккуратно концами своего плата.

    Перед дароносицей с кадилами идут министранты, у них в руках также имеются зажженные свечи. При прохождении процессии исполняется гимн «Возвеличим велегласно». Всеми присутствующими исполняется молитва, священник удаляется в ризницу с дарами. Кресты в соборе накрывают тканью, с алтаря снимают покровы.

    Амвросианский обряд
    Великий четверг по древнему амвросианскому обряду отличается некоторыми особенностями. В XII веке перед тремя потомками прокаженного, которого исцелил Амвросий Медиоланский, в Милане архиепископ читал молитву. Вся процессия после этого следовала в другой храм, во время шествия пелись псалмы (118 псалмов). Далее один из потомков облачался в новые одеяния, священник его умывал, целовал ноги, после чего совершалась месса.

    В течение дня читались тексты из книг Ионы, Даниила, Премудрости Соломоновой, исполнялась молитва «Вечери Твоя тайныя». Проводится таинство покаяния, архиепископ выполняет обряд умовения ног певчим, всем диаконам, а также чтецам, священникам, которые присутствовали на мессе.

    Такая форма литургии была изменена Павлом VI. Сейчас утренняя месса повторяет реформированный римский чин, но вечером исполняются чтения из старинного амвросианского обряда (Дан. 13:1-64 – история Сусанны и книги Премудрости Соломона (Прем. 2:12-24) и (Прем. 3:1-8)).

    Древневосточные церкви

    Армянский обряд
    Такой обряд включает в себя обязательное чтение последней публичной проповеди Иисуса (Ин. 12:27-43) во время утрени, а вот чин покаяния надо выполнять на третьем часу. Обряд умовения ног, как один из основных, исполняется вечером.

    Во время паремий исполняются Ис. 61:1-11, Быт. 22:1-18, после них евангельский текст Мф. 26:17-30 и поучение от апостола Павла.

    Западно-сирский обряд
    Обряд, согласно традициям, включает в себя литургию (сегодня практика включает в себя вечернее умовение ног, литургия выполняется отдельно), освящение мира, умовение ног. В предшествующие наступающему Великому посту дни проводится освящение мира.

    Восточно-сирийский обряд
    Ассирийская и Халдейская церковь этот день называет Четвергом Пасхи, он не относится к Великому посту.

    Совершается литургия Нестория, исполняются такие паремии, как Исх. 12:1-20 в виде заповеди Аарону и Матфею, пророчества Захарии (9:9-12, 11:12–13, 12:9–14, 13:7–9): «Царь твой грядет к тебе …сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; о 30 сребренниках, «воззрят на Него, Которого пронзили»; «порази пастыря, и рассеются овцы».

    Евангельское чтение представляет собой составные тексты, которые повествуют о Тайной вечере. Апостольские чтения включают в себя поучения Павла, которые также касаются событий вечери.

    Славянские традиции

    В течение всей Страстной недели проводятся очистительные обряды.

    Очищение символизирует получение нового, живого, взамен уже изжившего себя, старого. Домой после богослужения приносят горящие свечи, тушить их нельзя, именно от них следует зажигать печи, лампадки. Такому огню приписывается большая сила, считается, что огонь свечи из храма является очистительным, исцеляющим, защищающим. Такие же свойства приписываются и хлебу, который печется в этот день.

    Ритуалы направлены на привлечение удачи, благополучия, а также на защиты для дома, человека, хозяйства, для того, чтобы отогнать от себя и жилища злые, темные силы.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии