Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович, имя по дню рождения – Уар; родился 19 (29) октября 1582 года в Москве – умер 15 (25) мая 1591 года, Углич) – младший из сынов Ивана Грозного, князь углицкий, один из самых почитаемых русских святых. Мать – Мария Федоровна Нагая, незаконная (6-я или 7-я) жена Ивана Грозного.
28 мая отмечается день памяти святого благоверного царевича Дмитрия Угличского, наиболее почитаемого в России святого.
Его жизнь была короткой, он умер в 8-милетнем возрасте. Но столь загадочная смерть вызвала политический кризис (Смутное время), который продолжался 22 года.
В 1606 году был канонизирован как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец».
День памяти – 28 мая (15 мая по старому стилю).
Жизнеописание
Младший сын царя Ивана Грозного родился 19 (29) октября 1582 года в незаконном браке с Марией Нагой. Чтобы младенец не вошел в список претендующих на престол, его вполне могли признать незаконнорожденным (православная церковь позволяла не более 3-х браков).
Кроме княжеского имени Димитрий младенцу было дано и прямое имя – Уар (в честь святого). День святого Уара – 19 октября, поэтому днем рождения царевича считают эту дату. Однако этот день ровно на 8 дней раньше дня святого Дмитрия. Поэтому второе имя ребенок мог получить в крещение «по 8-мидневному обрезанию». Есть предположение, что Дмитрий появился на свет 11 или 12 октября, на 8-й день получил имя Уар, а Дмитрий – ближайшее княжеское имя в месяцеслове.
Судя по написанной вскоре после рождения мерной иконе с изображением Дмитрия Солунского (Музей Московского Кремля), можно предполагать, что в его честь царевич и был крещен. Также существует версия, что Дмитрий получил свое имя в честь Дмитрия Донского.
Загадочным является тот факт, что за 3 десятилетия до его появления на свет, родился первенец Ивана Грозного – также в октябре и тоже Дмитрий. Ребенок этот умер в раннем возрасте. Считается, что 19 октября – день рождения не Дмитрия Углицкого, а того самого первенца.
Ф. Успенский пишет: «Что же касается Дмитрия Угличского, то он, по всей видимости, мыслился как прямое подобие своего рано умершего брата-первенца… св. Уар стал покровителем ребенка, так как был покровителем его умершего брата-первенца. Таким образом, оба имени – и Дмитрий, и Уар – Дмитрий Углицкий мог получить “по наследству”, вне строгой связи с церковным календарем. Если следовать этой версии, то получается, что дата рождения (19 октября) Дмитрия Угличского в тех летописях, где она указывается, высчитана задним числом, исходя из знания его имен».
До сего дня нет точного объяснения причин, по которым совпадают даты рождения и имена царевичей.
При Федоре
Умершего в 1584 году царя сменил на престоле его сын Федор. Фактически же никакого влияния на управление государством российским он не имел. Власть практически принадлежала его шурину Борису Годунову, одержимому идеей: любыми путями занять царский престол и укрепиться на нем. Главным препятствием для осуществления замысла становился законный наследник – царевич Дмитрий (кроме дочери Феодосии у Федора Иоанновича более детей не было). По описаниям путешественника Д. Флетчера, некоторыми чертами характера маленький Дмитрий явно напоминал своего отца: «Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут».
Регентский совет под нажимом Годунова постановил перевезти царевича Дмитрия на княжение в город Углич (еще до венчания на царство Федора 24 мая), подобно тому, как княжили там Юрий Васильевич (брат Ивана Грозного) и Дмитрий Иванович Жилка (брат Василия III).
Описание момента высылки царицы-вдовы и юного царевича, сделанное жившим в те времена в Москве английским дипломатом Джеромом Горсеем, вполне соответствовало царствующим особам. В тексте «Нового летописца» того времени говорится, что Дмитрий получил Углич от отца. Однако доказательства по этому факту отсутствуют.
Правящий князь, имеющий свой двор – таков был статус царевича в Угличе. Он стал замыкающим в списке русских удельных князей, однако никаких особых прав это звание ему не давало. Реальной же властью обладали назначенные Москвой «служилые люди», руководил которыми дьяк Михаил Битяговский. Опасаться властям было чего: вокруг Дмитрия могли объединиться силы, недовольные правлением Федора Иоанновича.
В случае смерти царя Федора царевич становился последним представителем мужской линии Рюриковичей в Москве. И жаждущего власти Бориса Годунова это лишало покоя.
Смерть
По сей день истинная картина, связанная со смертью Дмитрия, остается неясной и вызывает споры. Считается, что Борисом Годуновым было сделано несколько попыток избавиться от малолетнего царевича. Он пытался оклеветать того, называя незаконнорожденным, затем обвинив мальчика в наследственной жестокости. Ничего не добившись вымыслами, Годунов предпринял безуспешную попытку отравить Дмитрия, в чем помогала ему мамка юного наследника – Василиса Волохова. Позже Годунов обращается к дьяку Битяговскому, который будто бы по хозяйским делам приезжает в Углич с сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым. И 28 мая 1591 года убивают царевича, нанеся ему смертельные ножевые удары.
По другой версии, 15 (25) мая 1591 года мальчик, занятый популярной в те времена игрой в «свайку» или «тычку», суть которой состоит в броске ножа или заостренного 4-хгранного гвоздя («сваи»), в эпилептическом припадке сам ударил себя режущим предметом в горло. Однако во время такого припадка сознание сразу теряется, и человек не может удержать что-либо в руке.
Вместе с ним играли сыновья постельницы и кормилицы – Петруша Колобов и Важен Тучков, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Самого царевича опекали Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Эту историю также подтверждают брат царицы Андрей Нагой и Ромка Иванов, однако есть версия, что они говорили с чужих слов.
Существует иное предположение: в момент судорог пытались убрать «сваю», боясь, чтобы царевич не поранился, и случайно нанесли ею смертельный удар. Или же в судорогах царевич сам наткнулся на острие. Варианты этой версии поддерживали очевидцы, среди которых был и дядя царевича Григорий Нагой. Кормилица Арина Тучкова утверждала: «Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало».
Отрицая все существующие версии, сама царица с братом Михаилом верили: царевич зарезан Осипом Волоховым (сын мамки Дмитрия), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским, фактически по приказу из Москвы.
Обезумевшая от страшного известия толпа под звуки набата расправилась с предполагаемыми убийцами за безвинно пролитую кровь. Позже городские мятежники – участники расправы – стали первыми сосланными поселенцами Пелымского острога. Туда же был сослан и колокол, собравший набатом народ. Перед тем ему, словно человеку, отрезали язык. Лишь по окончании XIX века прекратилась «ссылка» опального колокола. Его вернули в родной город, где поместили в церкви «На крови» (церковь царевича Дмитрия).
После отпевания, во время которого у тела царевича постоянно находился Андрей Нагой, юный Дмитрий упокоился в угличском храме Преображения Господня.
19 (29) мая 1591 года прибыла следственная комиссия из Москвы. В ее составе находились: митрополит Геласий, глава Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничий Андрея Петрович Луп-Клешнин и Василий Шуйский. По окончании расследования, комиссия сделала вывод: смерть царевича случайна.
Расследование
Поручением Годунова (негласно обвиняемого в убийстве Дмитрия) была создана следственная комиссия по так называемому Угличскому делу. В период следствия были допрошены не менее 150 человек. Сняли показания с родственников царевича – Нагих, с тех, кто ухаживал за ним – кормилицы и мамки. Среди опрошенных были и лица духовные, и приближенные ко двору, и те, кто оказался очевидцем страшного события. Окончательный вариант завершенного следственного дела был составлен в Угличе и рассмотрен 2 июня 1591 года на заседании Боярской думы и Освященного Собора. Затем документ был передан царю.
Существует мнение, что Борису Годунову, который в 1587 году окончательно завладел властью, в достижении цели юный претендент на царский престол явно мешал. Другие специалисты склонны считать, что Годунов не видел в нем угрозу, поскольку Дмитрий – незаконнорожденный царский сын.
В 1606 году, при Василии Шуйском (вслед за свержением Лжедмитрия I), появились первые повести, за основу которых была взята версия убийства царевича по распоряжению Бориса Годунова.
По окончании периода Смутного времени версия, по которой с младшим царским сыном расправились сторонники Годунова, была поддержана властью. Эту же версию, описанную в карамзинской «Истории государства Российского», официально признала и церковь. Однако историку М. Погодину удалось убедить в правоте иного варианта: причиной смерти стало несчастное стечение обстоятельств. В качестве окончательного аргумента он использовал один из архивных подлинных документов следствия комиссии, созданной В. Шуйским. Это убедило историков Бориса (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова), что причиной смерти царевича является несчастный случай.
До сих пор своих сторонников имеет и версия, распространенная в конце XIX – начале XX столетий, по которой Дмитрию удалось скрыться. Отсюда предположение в пользу Лжедмитрия I, как истинного потомка грозного царя.
Погребение и мощи
Погребено тело царевича на территории дворцового храма Преображения Господня. Над могилой поставлена часовня. Место захоронения стало своеобразным центром детского кладбища. Фрагмент надгробия гласит (ГИМ N 118451): «В лето 7099 месяца майя в 15 день убиен бысть благоверный царевичь князь Дмитрей Иванович в Углечи…»
Еще во времена правления Годунова стали известны случаи исцеления страждущих возле гробницы маленького Дмитрия. Особенно часто излечивались страдающие глазными заболеваниями.
Извлеченные в 1606 году (время царствования В. Шуйского) святые мощи, оказавшиеся нетленными, перенесли в Архангельский собор (Московский Кремль). Здесь они почитаются как особая реликвия.
Во время Отечественной войны 1812 года французские захватчики вскрыли серебряную раку с останками царевича Дмитрия и выбросили их. Но после их изгнания мощи отыскали и снова поместили там, где они находились прежде,– в раке, изготовленной в середине XVII века.
После смерти
Смерть царевича Дмитрия ставила точку в истории московской линии династии Рюриковичей. Окончательно она прервалась в 1598 году (7 или 17 января) с уходом из жизни Федора Иоанновича, отсутствие сыновей у которого и умершая в младенческом возрасте дочь делали его бездетным. Государственные бразды правления принял Борис Годунов. С этого момента начинается отсчет Смутного времени, во время которого образ юного царевича Дмитрия становится разменной картой в стремлении к власти со стороны различных партий, сторонников «законного» царя. Не случайно имя это присвоил себе не один самозванец, рвущийся к власти.
Лжедмитрий I объявился в Польше (1603 год), назвав себя чудесным образом спасшимся царевичем. Сторонники Годунова, до того замалчивающие сам факт существования маленького Дмитрия в ранге царского сына и поминавшие его в статусе князя, ради пропаганды были вынуждены обратиться к заупокойным службам, поминая его теперь как царевича.
Заняв царский трон в июне 1605 года, Лжедмитрий официально управлял государством в течение года. Вынужденная признать его сыном Мария Нагая сразу после майского убийства самозванца 17 (27) мая 1606 году отреклась от прежних слов.
Затем царским преемником провозгласил себя Василий Шуйский, под чьим руководством расследовалась дело о смерти царевича. Тот же Шуйский признавал ранее Лжедмитрия настоящим сыном Грозного. Теперешняя его версия гласила: царевича приказал убить Годунов.
Несмотря на эти ухищрения, вскоре (тот же 1606 год) объявился Лжедмитрий II, именуемый еще Тушинским вором. А спустя 2 года Псков стал местом явления Лжедмитрия III, которого в народе называли Сидоркой или Псковским вором. Затем именем царевича Дмитрия воспользовался возглавивший восстание против власти Шуйского Иван Болотников. Он называл себя воеводой царевича.
Позже (1612-1613 годы) царевичем выдавал себя предводитель казачьего войска Иван Заруцкий, который являлся опекуном Марины Мнишек, вдовы первых 2-х Лжедмитриев, и ее сына Ивана, которого прозвали «воренок». Ребенка казнили в 1614 году. Больше Дмитрии в России не появлялись. Впоследствии поляк Фаустин Луба в Польше выдавал себя за сына Марины Мнишек.
Канонизация
Появление в 1606 году самозванца Лжедмитрия вынудило Василия Шуйского подтвердить гибель угличского Дмитрия – царского сына. С этой целью в Углич направилась комиссия во главе с митрополитом Филаретом.
При вскрытии могилы Димитрия присутствующие ощутили распространившееся благовоние. Обнаруженные мощи оказались не тронутыми тлением: в могиле находилось не поддавшееся разложению детское тело, в руке ребенка была горсть орехов. Правда, появились слухи, что в гроб подложили свежий труп специально убитого Филаретом ребенка, сына стрельца Романа.
Шествие с мощами торжественно направилось в Москву. По дороге процессию встретил царь Василий, окруженный свитой, и мать царевича инокиня Марфа. Увидев тело, Марфа не смогла вымолвить ни слова. Василий же царевича опознал сразу. Уже в Архангельском соборе, придя в себя, Марфа признала: в гробу – тело ее сына. Останки поместили в раку около места захоронения Ивана Грозного.
Вскоре разнеслись слухи о фактах исцеления больных возле гроба юного царевича. В Архангельский собор потянулись жаждущие избавиться от болезней. По городам разослали грамоту, составленную по царскому приказу, содержащую описания случившихся чудес.
К лику святых царевича Дмитрия причислили в 1606 году. С этого времени он становится особо почитаемым святым: «Поклонение его образу символизировало непрерывность московской державной политики. К тому же, в чреватое религиозным расколом время, отмеченное активными поисками истины и добра, “неповинное убиение” св. благоверного князя обретало смысл жертвоприношения за незыблемость духовных традиций: “прославляет убо Бог своих угодников, преподобных и богоносных отец наших и мучеников, и дает им противу трудов их и мучения мздовоздаяние и дар исцеления”».
Житие
В конце 1606 года появляется первое жизнеописание святого, которое входит в Великие Четьи-Минеи Германа Тулупова. Здесь содержатся факты жизни и смерти царевича Дмитрия, близкие к содержанию первых повестей, а также повествование о переносе мощей святого в собор. Сохранились 2 варианта повести, вошедшей в Житие. Один – краткий, другой – более развернутый. Некоторые детали в них не совпадают. Многие списки Жития не содержат рассказа об обретении и переносе мощей царевича Дмитрия, но начинаются с предисловия и завершаются «Словом похвальным».
Еще одно Житие, созданное позже, вошло в Четьи-Минеи, составленные Иоанном Милютиным. В качестве главного источника информации здесь используются «Новый летописец» и первое Житие Дмитрия Ивановича. В древнерусской письменности был широко распространен текст именно этого жития.
Пространные Жития послужили основой для составления Проложного Жития святого, которое вошло в первое издание мартовского полугодия Пролога (М., 1643). С 1662 года в Прологе память перенесения мощей указывается под 3 июня.
Иконография
На надгробной иконе в Архангельском соборе Дмитрий изображен в развороте, он молится. В Калужском музее хранится ранний список иконы. Богатое царское одеяние, венец – обязательные атрибуты изображения царевича. Для икон с фронтальным изображением святого характерны круглый большой лик и несколько укороченные пропорции тела.
Специалисты утверждают, что распространение иконографии царевича Дмитрия было особо присуще строгановским вотчинам на Урале. Одной из самых ранних здесь считается подписная пелена, где упоминается имя Дмитрия Строганова. Создание пелены относят к 1651-1654 годам (Сольвычегодский историко-художественный музей).
Ранние иконы изображают в основном сцену убийства царевича. Позже иконография начинает отражать и картины жития святого. В разных музеях центральной России сохранились 12 икон, изображающие фрагменты жития Дмитрия в сопровождении фраз, принадлежащих «Новому летописцу». Протограф – «келейная» икона (начало ХVII века). Ее заказала Мария Шестова, бабка Михаила Федоровича Романова, которая, по указу Бориса Годунова, была пострижена в Чебоксарский Никольский девичий монастырь. Там она вскоре и умерла.
Почитание
Своей короткой, но значимой жизнью царевич Дмитрий особо почитаем православными. Считается, что святой покровительствует нуждающимся в заботе детям. Русская православная церковь и Российский детский фонд учредили в 1997 году Орден святого благоверного царевича Димитрия (по инициативе писателя Альберта Лиханова). Награда вручается тем, кто внес весомый вклад в дело попечительства о детях – сиротах, инвалидах, беспризорниках.
Кроме того: