Песах (в ашкеназском произношении – Пейсох, Пейсах, Пайсох; арам. Писха; по-русски и по-гречески – Пасха) – один из самых древних еврейских праздников. В его основе – Исход из Египта – событие истории иудеев, произошедшее более 3000 лет назад (в 2448 году по еврейскому календарю).
Песах отражает целый ряд взаимосвязанных событий, благодаря которым евреи обрели статус народа. Одно из значений словосочетания «Пе-сах» – «уста говорящие» – обозначает главную праздничную заповедь: рассказывать об Исходе.
Песах отмечают весной, на 14 день месяца нисан (по григорианскому календарю примерно март-апрель). Празднование длится 7 дней в Израиле и 8 дней – в других странах.
Суккот, Шавуот и Песах – «праздники паломничества» («Шлошет hа-регалим»). В эпоху Иерусалимского храма тысячи евреев в эти дни поднимались к Иерусалиму.
В Израиле первый и последний дни праздника являются выходными. Промежуточные дни – холь а-моэд («праздничные будни»).
Название праздника
История праздника
Египетский период истории израильтян начинается с рода Иакова. 70 человек были поначалу благожелательно приняты в египетской провинции Гошен. Вышло из Египта 600 000 евреев.
Жесткие меры по отношению к евреям были приняты, когда посчитали, что их численность слишком возросла. Все египтяне выполняли трудовую повинность, но на евреев возлагались особо тяжелые виды труда. Еврейские жилища подвергались досмотру, подслушиванию, новорожденных мальчиков жестоко убивали.
Удивительным образом этой участи избежал в младенчестве Моше (тот самый Моисей, которому было предначертано спасение своего народа). Он был воспитан в роскошном дворце фараона, но не забывал о своем происхождении.
За убийство египтянина, который избивал еврея, его приговорили к казни. Моисей бежал и долго скитался по территории Среднего Востока и Африки. Библейская притча рассказывает, что когда Моисей перегонял овечье стадо, он увидел пылающий куст, из недр пламени которого голосом Всевышнего прозвучало повеление возвращаться в Египет и посвятить себя освобождению евреев.
Фараон не захотел отпустить рабов. В наказание Бог наслал на египетский народ 10 «казней»: воды священной реки Нил превратились в кровь, египетский народ страдал от нашествия несметного количества жаб, вшей, диких зверей, саранчи, скот погиб, людей одолели язвы, тьма окутала город на 3 дня и погибли все первенцы в египетских семьях.
Евреи заранее на глазах у египтян (для них барашек являлся священным животным) зарезали агнцев и съели их. Днем кровью барашков были сделаны пометки на косяках дверей еврейских жилищ. Поэтому смерть пришла в семьи египтян, но прошла мимо помеченных домов.
Другая версия значения праздника Песах связана с началом весны, пробуждением природы, обновлением мира. Но и в этом случае Песах символизирует торжество обретения свободы и национального достоинства.
В это время Торой запрещается есть хлеб и иные мучные продукты, подвергшиеся закваске (хамец). До сего дня сохранилась традиция питаться мацой, как напоминание о пресных лепешках, которые пришлось есть евреям, в спешке покидая Египет.
Заповеди
Кашрут на Песах
Хамец (квасное)
В дни еврейской Пасхи к привычным для евреев законам кашрута (ивр. – «пригодный») добавляют несколько запретов.
Строго запрещается есть хамец и даже хранить его (продукты, которые употребляются в Песах («Кошер ле-Песах»), позволительно есть в течение года).
Ликвидация хамеца
Накануне праздника проводят фактически генеральную уборку, в ходе которой принято уничтожать хамец до последней крошки. В еврейских семьях должны быть съедены все продукты, содержащие квасное – макаронные, хлебные изделия, выпечка.
Продажа хамеца
Накануне Песаха еврею дозволена продажа хамеца человеку нееврейской национальности. Продавать вправе местный раввин, который выступает от лица всей еврейской общины. Любой нееврей может в праздничные дни забрать хамец за символический взнос, поскольку окончательная плата оговаривается и вносится лишь после праздника. Однако продавцы рискуют: после праздника покупатель может и не вернуться.
Формальный поиск хамеца («Бдикат хамец»)
Глава семейства зачитывает слова благословения «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец). Затем он со свечой проходит по комнатам в поисках остатков хамеца, выметая пером все до крошки, которые собирают в деревянную ложку. Существует обычай перед началом такого поиска прятать 10 хлебных кусочков, завернутых в фольгу или пленку. Это своего рода гарантия того, что глава семьи обязательно найдет хамец и дом будет благословлен.
Сжигание хамеца («Биур хамец»)
Утром весь найденный накануне вечером хамец сжигают, он считается непригодным для еды. Хамец, который не был найден, считают «недействительным» «как прах земной».
Посуда на Песах
В еврейских семьях имеется посуда, предназначенная только для праздника.
Если в ашкеназской семье к празднику приобретается новая посуда, ее предварительно опускают в кипяток, чтобы смыть следы чего-либо, что могло иметь отношение к хамецу.
В сефардских семьях принято хорошенько промывать перед Песахом стаканы, которыми пользовались до этого.
Пост первенцев
Накануне Песаха для мужчин-первенцев начинается пост. Это дань памяти еврейским младенцам, спасенным во время казни первенцев. Этот пост длится фактически до того момента окончания утренней молитвы в синагоге.
Перед Песахом существует обычай завершать изучение Мишны или Талмуда и утром, перед Песахом, устраивать в синагоге праздничную трапезу, участники которой не постятся.
Жертва Песах
Пасхальная жертва – «корбан песах». Согласно Пятикнижию, каждая семья (или несколько семей, если ягненок слишком большой для одного семейства) должна съесть ягненка в ночь на 15 число месяца нисана.
Ягненок мог быть убит только тем, у кого во владении не было квасного. Ягненка жарят и едят вместе с мацой и марором. Кости ломать нельзя. До утра весь ягненок должен быть съеден.
Во время существования Иерусалимского храма ягненка ели 15 нисана. Однако сегодня на блюде седера ягненка символически представляет «зроа» – жареная баранья голень, крыло или ножка курицы, которые не употребляют в пищу.
Пасхальный Седер
Главное праздничное торжество – пасхальный вечер, или Седер. За праздничным столом собирается вся семья.
Чтение Пасхальной Агады
В первый вечер (в других странах – в 2 первых вечера) каждый должен читать историю Исхода из Египта.
4 чаши
Одно из непременных правил – испить во время Седера 4 чаши (символ 4-х обетований в книге Шмот, Исх.6:6-8), наполненные вином или виноградным соком, если он приготовлен согласно правилам кошерности для вина:
6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;
7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
(Исх.6:6-8)
Согласно Мишне, этот ритуал относится даже к самому бедному человеку. Каждая чаша символизирует последующий этап Седера. Иногда используется пятая чаша, называемая чашей для Илии.
Афикоман
Заключительная часть Седера – афикоман (завершающее трапезу блюдо). В свое время это была пасхальная жертва. Сейчас – часть мацы, которую отламывают, приступая к Седеру. Афикоман положено вкушать перед испитием третьей чаши, символизирующей искупление.
Маца
Маца – один из главных атрибутов Седера. Она выпекается заранее. Существует традиция, согласно которой мужчины еврейских общин совместно выпекают специальные листы мацы. Эти листы называются «маца шмура» («сохраненная маца», то есть пшеница не контактирует с водой со срезания летом до выпекания мацы). Мацу выпекают ровно 18 минут, иначе наступит процесс брожения.
По пасхальной заповеди на праздничной трапезе требуется съесть хотя бы маленький кусочек мацы. В целом же в течение пасхального вечера предусматривается несколько раз употребить мацу в пищу.
Марор
Желательно употребить во время трапезы марор (зелень, имеющая горьковатый вкус), например, хрен или салат.
Праздничная неделя
Исру хаг
Следующий за Седером день – Исру хаг – считается праздничным. Для верующих этот день заполнен молитвами и отдыхом, работать категорически нельзя. Светские израильтяне предпочитают проводить этот официальный выходной в кругу семьи, друзей, близких людей. Исру хаг – день, связывающий крупнейшие праздники Песах, Шавуот и Суккот с обычными днями года.
Отсчет дней Омера
С ночи, следующей за вторым днем Песаха, приступают к отсчету священных дней Омера. Во времена Храма в первый день приносили сноп («омер») пшеницы. До принесения омера евреи не могли использовать новый урожай. Сегодня запрещено есть новый урожай до наступления вечера второго дня Песаха.
Всего их дней Омера 49. На 50-й день празднуют Шавуот – Пятидесятницу. Дни считают, как и дни недели: например, на 3-й день говорят «сегодня 3-й день по Омеру».
7-й день Песаха
Пасхальная неделя заканчивается 7-м праздничным днем. Бог повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев. 23:8).
В память о библейском сюжете, рассказывающем, как воды Красного моря разомкнулись перед евреями, но поглотили египетское войско (Исх. 14:21–29), в 7-й день читают фрагмент текста Торы об этом чудесном событии («Песнь о море»).
Существует обычай посещать морской, речной берег или любой водоем (даже фонтан) и спеть там «Песнь о море».
Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи
В центре Христианской Пасхи – Воскресение Иисуса Христа и чисто символически упоминается Исход евреев из Египта.
Христианский вариант рассматривает жертву пасхального ягненка, как пример добровольного самоотречения Иисуса, которое он свершил, искупая грехи человеческие. Подтверждение тому – пасхальная вечерняя трапеза Спасителя с Его учениками. Событие, названное Тайной вечерей, становится в Христианстве образцом таинства причастия. Не случайно и сам Иисус сравнивает себя с агнцем пасхальным. А в момент традиционного благословения перед испитием вина (Киддуш) уподобляет вино своей крови, и отныне для уверовавших устанавливается Новый завет (Лк 22;20).
Песах у самаритян
Песах, который отмечают самаритяне, проходит в выстроенном на горе Гризим святилище, где свершается обряд пасхального жертвоприношения. Самаритяне – единственная этногруппа, члены которой, продолжают и сегодня приносить в жертву животных. Кроме того, самаритяне отрицают устную Тору, признавая Тору письменную.