Зеленые святки (по главному дню – Семик) – весенне-летние празднества славянского народного календаря.
Переход от весны к лету восточные славяне издревле отмечали Зелеными святками. Отталкиваясь от главного в этот праздничный период дня, называли его еще Семик. В нынешнем году начало Зеленых святок приходится на 28 мая.
Русские чаще всего называли Зелеными святками предстоящую перед православной Троицей неделю. Украинцы отмечали этот праздник, ведя отсчет после Пасхи – с 7-й недели по 8-ю. Отсюда и Семик – это 7-й по счету после Пасхи четверг или 7-е воскресенье.
Само празднование состоит из нескольких частей – Преполовения (25-й послепасхальный день), Вознесения (40-й после Пасхи день, знаменующий расцвет весны), Семика, недели перед Троицей и самой Троицкой недели, завершением которой служило Петровское заговенье, за которым следовал Петровский пост.
Другие названия праздника
Символика праздника
И. П. Сахаров в «Сказаниях русского народа» пишет: «Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной. Малоруссы называют ее зеленою, клечальною, а последние три дня зелеными святками. Около Стародуба ее величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами. Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами: вторник: задушными поминками, четверг: семиком, субботу: клечальным днем, семицкие ночи называются: воробьиными. Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки – Русальною, карпато-руссы – Русалье».
В ярком названии – Зеленые святки – кроется суть празднества: радость появления первой зеленой листвы, готовность к началу полевых работ. Чтобы урожай наступающего лета был как можно богаче, на полях проводились разнообразные обряды. Считалось, что изображение какого-либо вида труда помогало успешному ходу полевых работ. К примеру, исполняя песню «А мы просо сеяли», поющие изображали, как они сеют, собирают, молотят зерно, а затем ссыпают его в закрома. То же самое обрядовое значение носила и запевка «Ты удайся, удайся, мой лен!» с движениями, изображающими процесс с момента посева льна до прядения.
Зеленые святки становились целым событием в жизни девочек-подростков: они принимались в девичьи компании и с этого момента имели право «невеститься». Недаром, Семик, подобно Троице, считался девичьим праздником. А Мать – Сыру Землю готовили к будущему урожаю – в это время колосились овес и рожь:
«- “Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать Купальница,
Ты на чем приехала?”
– “На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!”»
Накануне Семика поминали ушедших в мир иной: в первую очередь – заложных, а затем – родителей.
Католики в Зеленые святки торжественно объезжали поля и села верхом на конях, в состязательных играх выбирали «короля» («Краля») и «королеву» («Кралицу»).
Русалии
Древние славяне, поминающие в этот период умерших, называли такие дни русальными или Русалиями. Впервые их упоминает Лаврентьевская летопись (1068 год), осуждающая языческую традицию обращения к дьяволу с просьбой не допустить засушливого лета. Да и в целом отношение церкви к Русалиям было отрицательным, к примеру, Стоглавый собор (1551 год) категорически осуждал такие мероприятия.
Но славяне верили: в Семик (или на Троицу) из воды могут появляться русалки и выходить на землю. С этого дня строжайше запрещалось купаться: русалки могли утащить под воду! Не принято было поодиночке ходить в лес, полоскать в речке белье или шить. Но зато в эти дни позволялось задабривать русалок, рассчитывая на их помощь. А народные гулянья могли продолжаться до поздней ночи.
Семик
Из столетия в столетие обряды, связанные с Семиком, становились характерными и для празднования Троицы. Кое-где к XIX веку Троица полностью вобрала их. Но где-то сохранялось четкое разделение обрядовых действий на Семик или Троицу. В Беларуси (Семуха), а также на юге России этот праздник отмечали в воскресенье, поскольку название «Троица» считалось церковным.
На Семик принято было торжественно вносить в села березки, называемые еще Троицким деревом. Еще один обязательный обряд на Семик – кумление.
А накануне, как принято перед большими праздниками, поминались умершие. Сначала поминали заложных (тех, кто умер не своей смертью). Считалось, что их не принимает земля, и души заложных не могут упокоиться, досаждая живущим. Лишь в Семик позволялось поминать таких покойных. И этот день считался для их душ отрадным. Во вторник были «Задушные поминки», но чаще всего поминки проводились в четверг Семицкой недели.
На Семик начинался обряд завивания березок: выбрав в лесу молодые деревца, девушки связывали их верхушки. Украсив себя сплетенными из березовых веток венками, запевали песни, водили вокруг березок хороводы. Затем раскладывали под деревьями принесенную еду с обязательной яичницей. Совершая обряд кумления, целовались через венок из березовых веток и обменивались простенькими вещами – колечками, платочками. Покумились – теперь можно называть друг друга кумой!
Позже, после всех девичьих обрядов, к гуляньям присоединялись и парни.
Обряды с березой
Этот заглавный образ Зеленых святок символизирует собой неисчерпаемую жизненную силу. В. Я. Пропп считал, что береза обладает энергией плодородия, столь необходимой для полей и скота. Отсюда и почести.
Ритуальную роль березы можно сравнить с «майским деревом» в Западной Европе. По мнению Д. К. Зеленина, эти явления происходят от древних тотемических представлений.
Срубив заранее выбранную в лесу березу, украшали ее разноцветными лентами, торжественно, с песнями проносили по селу, обходили с ней поля. А установив деревце на полянке у околицы, водили вокруг хороводы, устраивали гулянья. Накануне Троицы березовыми ветками украшались избы, церкви.
Празднества заканчивались, и березовые ветки разбрасывали по полю. Существовало поверье, что растения во время Троицы обладают особым могуществом. Потому в праздничные дни из листьев березы плели венки, укладывая их затем в горшки с капустной рассадой – чтобы капуста уродилась!
В местах, где береза является достаточно редким деревом (юг России), вместо нее использовали клен. Поэтому эти дни еще называли «клечальными», от названия листьев клена.
Считалось, что если отслужить специальный молебен, то урожай будет богатым. С этим молебном связана и такая традиция: ради хорошего урожая надо было уронить слезинки на букетик цветов или дерн.
Завершением Зеленых святок служил обряд проводов и «похорон» Костромы, изображаемой одетой в белое красивой молодой женщиной или девушкой. «Умершую» несли к реке, «пробудив» ее у воды, и заканчивался обряд веселым купанием. Иногда «хоронили» соломенное чучело, сжигая его в пламени костра или выбрасывая в речку. Участники обряда считали: следующей весной Кострома должна воскреснуть, чтобы принести плодородие всему растущему на земле.