Лаг ба-Омер

Лаг ба-Омер – религиозный праздник у евреев, отмечается в 33-й день Омера (18 ияра).

Смысл названия: 33-й день от Песаха до Шавуота.

История праздника

Исторические корни празднества уходят во времена Иерусалимского Храма. Одно толкование слова «омер» – сноп, другое обозначает меру зерна, которая в древности считалась достаточной, чтобы насытить одного человека в течение дня.

Начинался Песах, и на следующий день в Храме появлялся первый омер – дары в виде ячменных снопов, собранных в новый урожай. Назавтра утром молились о богатом урожае. С этого момента начинался отсчет так называемых дней Омера. Имеющие порядковые числа 49 дней символизировали время между началом Исхода евреев из Египта и временем получения Торы.

Вторым омером становился сноп из свежесобранных пшеничных колосьев, принесенный в Храм на 50-й день. Время между первым и вторым омером считалось трепетным периодом надежды, и по законам Торы нужно было строго ограничивать себя. Передышку ограничениям приносил Лаг ба-Омер.

Есть несколько версий зарождения обычая праздновать Лаг ба-Омер. Одна из них связана с легендой о подвиге 24 000 последователей учения великого Рабби Акивы. Несмотря на запреты, наложенные римским императором Адрианом, рискуя жизнью, они не отказались от изучения священной Торы. Чаще всего ученики Рабби собирались тайком, переодевшись охотниками, вооружившись луками и стрелами (отсюда современная традиция стрельбы из луков в рамках праздника). Но почти все они погибли от эпидемии, которая разыгралась в дни, разделяющие Песах от Шавуота. Считается, что именно наутро 33-го дня мор остановился. Лишь 5 ученикам великого Рабби посчастливилось остаться в живых.

Другая версия связана с историческим восстанием евреев, боровшихся с римской оккупацией. Возглавил восставших, среди которых было много учеников Рабби Акивы, народный герой Бар-Кохба. Значимая победа восставших пришлась как раз на Лаг ба-Омер. Поэтому празднества проходят и в память этих героев, боровшихся за свободу евреев. А не так давно в Израиле (2004 год) к торжествам Лаг ба-Омера добавился праздник в честь резервистов израильской армии, названный Днем милуимника (милуим – военные сборы).

Обычаи праздника

Однако этот же день стал днем смерти одного из лучших учеников Рабби, написавшего книгу Зоар,- Шимона бар Иохай или Рашби. С этим фактом связан обычай (особенно среди хасидских общин и изучающих Каббалу) посещать в праздник его гробницу недалеко от города Цфат (гора Мерон). Здесь же принято стричь трехлетних детей (осуществлять халаке). А вечером в память о великом Рабби Шимоне разводят множество костров. Этой традиция связана с легендой, что в момент смерти над телом Рашби появился огненный столб. В современном Израиле торжество отмечается тысячами полыхающих костров.

Траурные обряды, обычно сопровождающие дни от Песаха до Шавуота, приостанавливаются Лаг ба-Омером.

Среди представителей сефардской этнической группы в праздник играют свадьбы. Ашхеназы прекращают траур только на этот день, а затем вновь соблюдают строгие ограничения до Шавуота. По-своему отмечается торжество хабадниками, предпочитающими массовые праздничные шествия.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии