«Ты, что возымел жалость к агнцу, будешь пастырем народа моего Израиля».
Исход, Рабба 2, Мидраш
Сегодня ортодоксальный Иудаизм, как правило не признает вегетарианство заповедью. Конечно, писания говорят нам, что каждое новое поколение евреев понимает Тору хуже, чем предшествующее (трактат Беранхот, 20А, Талмуд Бавли). Возможно, этим объясняется отход от вегетарианства, практикуемый современными иудеями. В конце концов, первый закон о пище, данный человеку в Торе (известный также как Ветхий Завет или пятикнижие Моисея), несомненно, говорит о вегетарианстве: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,- вам сие будет в пищу». (Быт. 1:29). В Книге Бытия (3:18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля – 10 поколений, от Адама до Ноя – придерживались вегетарианской диеты.
Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23). Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Мясоедение стремительно распространялось.
После того, как Всемирный Потоп уничтожил всю растительность, Господь дал временное дозволение есть мясную пищу (Быт. 9:4). Однако вскоре после этого Он вновь попытался установить вегетарианскую диету. Когда израильтяне ушли из Египта, Господь послал им манну, растительную пищу, которая должна была поддерживать их в нелегких странствиях. И все же израильтяне требовали мяса, и Бог дал им его – вместе со смертельной болезнью для всех, кто его ел (это описано в Книге чисел 11:18-34 и в главе данной книги, посвященной Христианству). К этому времени мясоедение вышло из-под контроля и распространялось среди всех евреев, и Библия свидетельствует, что Бог, сделав две попытки установить вегетарианство, был готов разрешить поедание мяса с определенными ограничениями.
Владычество
Человеку было дано «владычество» над всем сотворенным миром (Быт. 1:26), и многие приверженцы иудейско-христианской традиции упоминают об этом «владычестве», когда пытаются повести логическую базу под убийство и поедание животных. Доктор Ричард Шварц в «Иудаизме и вегетарианстве» убедительно опровергает все подобные теории: «Владычество не означает права покорять и использовать. Как только Бог дал людям власть над животными (Быт. 1:26), Он запретил употреблять их мясо в пищу (Быт. 1:29). Владычество означает охрану и попечение – сотрудничество с Господом в заботе о мире и его улучшении».
Талмуд толкует «владычество» исключительно как право использовать животных для работы. Очень сомнительно, что идея о власти позволяет выращивать животных и обращаться с ними как с машинами, предназначенными для удовлетворения наших нужд.
Рабби Кук утверждает, что «владычество» никоим образом не подразумевает правления надменного деспота, тиранически и жестокосердно распоряжающегося исполнением собственных эгоистических прихотей. Рабби говорит, что не может поверить, будто столь отталкивающая форма рабства могла быть навеки установлена в мире Бога, чья «милость распространяется на все его творения».
Рабби Хирш подчеркивает, что человеку не было дано права обращать в рабство все сущее. Комментируя 26 стих I главы Книги Бытия, Рабби Хирш говорит: «У земли и ее порождений есть своя жизнь, о которой мы ничего не знаем, и в этой жизни они преследуют собственные цели». Таким образом, выше людской власти над природой есть божественная власть, основанная на промысле Господнем, и люди не имеют права вмешиваться в дела Бога. Следовательно, человеку, согласно иудейской религии, не дано неограниченного права эксплуатировать животных и другие порождения природы.
Это подтверждается также в средневековом трактате Sefer Chasidim («Книга Благочестивых»), где сказано: «Будь милосерден ко всем тварям, коих Всевышний, хвала Ему, создал в мире сем. Не бей и не причиняй боли ни зверю, ни птице, ни насекомому. Не кидай камня в кошку или собаку, не убивай мух и ос». В соответствии с этим, многие герои и героини еврейского народа были избраны Господом именно за их сострадание к животным. В Книге Мидраш, к примеру, сказано, что Бог счел Моисея достойным вывести евреев из Египта потому, что тот возымел жалость к ягненку. Говорится также, что Ревекка была избрана в жены Исааку потому, что проявила доброту к жаждущим верблюдам.
Однако по мере того как Иудаизм распространялся и рос, росло и желание есть плоть животных. Поэтому обрели популярность удобные истолкования «владычества человека», и были изобретены другие «библейские» заповеди, поощряющие мясоедение.
Автор: Стивен Роузен
Источник: книга «Вегетарианство в мировых религиях»