Киприан Карфагенский вырос в семье язычников. Родом он был из Антиохии. Всю свою молодость Киприан посвятил служению языческим богам и обучению в крупнейших языческих центрах разных городов. Это были центры язычества на горе Олимп, в городах Таврополе и Аргосе, в Вавилоне и египетском городе Мемфисе. На Олимпе он был посвящен в жрецы. В родной Антиохии Киприан слыл главным жрецом. Он мог насылать мор и язвы, управлять стихиями, вызывать мертвецов. Свои умения он передавал множеству людей, губя их души служением сатане. До 246 г. был преуспевающим юристом.
Жила в том же годе прилежная христианка по имени Иустина Падуанская. Она была крещена учеником апостола Петра, первым епископом Падуи святым Просдоцием. Иустина обратилась от языческого заблуждения ко служению Христу, пребывала в непрерывном посте и молитве, сохраняла девство. Но юноша Аглаид пожелал стать ее мужем. После отказа благочестивой Иустины в замужестве, Аглаид решил привязать девушку с помощью чар сильнейшего волхва Киприана. Но как бы ни старался Киприан, святая молитва Иустины была сильнее диавольских козней. Даже один из бесовских князей, умевший менять обличия силою своего волшебства, не смог искусить праведницу.
Разгневавшись, Киприан решил навести мор и язвы на семью Иустины и весь город. И снова чары исчезали. Все бесы разбегались от одного вида или имени святой девы. Душа Киприана познала глубину презрения к тому, кому он служил, и веры в Того, кому молилась Иустина. «Если ты боишься даже тени Креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?» – сказал он сатане. Диавол в ярости стал душить Иустину.
От вражего нападения святого Киприана спасло крестное знамение и Имя Христово, которыми он в первый раз воспользовался. Он пришел к местному епископу Анфиму с глубоким покаянием и сжег все свои языческие книги. Затем на следующий день Киприан, пришедший в церковь, принял Святое Крещение.
Последующая жизнь Киприана была праведной настолько, что, несмотря на тридцатилетнее служение сатане, на 7-мой день после Крещения он был поставлен чтецом, на двадцатый день – иподиаконом, на тридцатый – диаконом. Через год служения он был рукоположен во пресвитера. Еще через год святой Киприан получил сан епископа, что нарушало принятые нормы.
Вскоре в его епархии не осталось ни одного язычника – всех священномученик обратил ко Христу. Жертвы идолам приносить было некому, и их капища были заброшены. Святая Иустина ушла в монастырь и была избрана в игумении. В 304 году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где их казнили: после лютых мучений усекли мечом. Видя невинность страданий святых, воин Феоктист объявил себя христианином, за что был казнен вместе с ними.
Основные сочинения святого Киприана посвящены проблемам отступничества и раскола. Он создал каноническое учение о иерархической структуре церкви, ее единстве. Киприан утверждал, что соборы должны являться наивысшей инстанцией для разрешения церковных дел. Доказал, что полномочия церкви должны включать в себя отпущение смертных грехов.
Киприан признавал величие римского епископа среди прочих, но был вынужден столкнуться с папой Стефаном в споре над вопросом возвращения на свои посты испанских епископов, которые проявляли язычество во время гонений. Такой спор стал угрозой церковного раскола. Киприан провел три собора в Карфагене, на одном из которых решением 87 епископов была признана необходимость в перекрещении еретиков в стенах единой Церкви.
Папа Стефан был казнен, когда дело неминуемо шло к разрыву между Карфагеном и Римом. Во время гонения императора Валериана I 30 августа 257 года святого Киприана допросили у проконсула Аспазия Патерн и отправили в ссылку. Затем, когда гонения усилились, Киприан был казнен.
В своих молитвах христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми силами. Ведь он чудесным образом сумел разорвать сковывающие его многие годы узы служителя князя тьмы и обратиться ко Христу.