Богоявление, или Явление, или Просвещение, – древнейший христианский праздник, который отмечается 6 января в Римско-католической церкви и 19 января – в Русской православной церкви. Этот праздник также как Пасха и Пятидесятница посвящен рождению Иисуса Христа, его крещению в Иордане и сопутствующим событиям. Впервые об этом празднике говорится у христианского апологета и проповедника Священного Писания Климента Александрийского и гностиков во II веке. Смысл праздника сильно изменился в ходе истории и в разных церквях в современное время отмечается по-разному.
История
На рубеже II и III веков о Богоявлении заговорили как о празднике. Отмечать его массово стали с начала IV века сначала на Востоке, а потом и на Западе. Изначально он был посвящен празднованию трех событий Евангелия: Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения Иисуса в Иордане и отмечался 6 январе повсеместно. После Халкидонского Собора в 451 году стали раздельно праздновать Рождество и Крещение. Армянская апостольская церковь не принимала участия в Халкидонском Соборе и поэтому дата и первоначальный смысл праздника в ней до сих пор сохранился. В Коптской православной церкви этот праздник перенесли на 7 января.
С IV-V веков отдельно стали праздновать Рождество 25 декабря, а Богоявление увязали с сюжетом поклонения волхвов и Крещения Господня. Тогда христианский монах и богослов Иоанн Кассиан Римлянин (V век) писал о праздновании и Рождества и Крещения 6 января в христианском Египте.
В Средневековье православная церковь называла праздник Богоявления Теофанией (греч. Богоявление), а католики – Manifestatio (Явление).
В дальнейшем праздник значительно эволюционировал. Православная церковь отождествила по смыслу Богоявление с Крещением. Сейчас это один и тот же день с 2-мя разными названиями. Появилось новое толкование термина «Богоявление», которое подразумевает под собой явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя).
Католическая церковь, наоборот, Богоявление все больше стала связывать с построждественскими евангельскими событиями, то есть поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, которые пришли с дарами в Вифлеем. В связи с этим праздник Богоявления также называется Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В костелах совершаются молебны в знак благодарности: Христу как царю жертвуется золото, как Богу – ладан, как человеку – мирра. В этот день, вспоминая о явлении язычников Христу и поклонении трех королей, принято ходить на торжественную мессу в костел и собираться за праздничным семейным ужином дома у камина с «рождественским поленом». В западных церквях освещают ладан и мел, которым пишут на входе у своих домов буквы имен волхвов: К, М, В. Считается, что буквы отгоняют нечистую силу и плохие помыслы от семьи, живущей в доме, сохранят мир в доме и благополучие в семье. Этот мел как святая вода у православных хранится весь следующий год и считается освященным. Существует также традиция жечь костры, которые символизируют «эпифанские огни», освещающие путь волхвов.
Второй Ватиканский собор провел литургическую реформу и определил, что Крещение в ординарном чине римской мессы отмечается в первое воскресенье после Богоявления, хотя католики-традиционалисты по-прежнему отмечают его 13 января (прежняя октава Богоявления). И все-таки в латинском обряде Богоявление и Крещение не полностью отделились друг от друга. Во второе воскресенье после Богоявление читают Евангелие о браке в Кане Галилейской. Это же событие есть и в литургических текстах Богоявления (антифоны на Утрене и Вечерне).