Рама Экадаши — пост, о котором говорили в «Брахмаваиварта Пуране» Господь Кришна и Махараджа Юдхиштхира.
Махараджи Юдхиштхира попросил Господа рассказать о том экадаши, который проходит на убывающую луну в месяце октябре/ноябре.
«Рама Экадаши — его имя. Этот экадаши уничтожает последствия грехов и всех дурных поступков. Послушай, рассказ, пожалуйста, о славе этого чудесного экадаши», — ответил Кришна.
Прославленный царь Мучугунда проживал много столетий тому назад. Он был очень дружен с владыкой рая — Индрой. Также он был уважаем и дружен с такими почтенными людьми, как: Варуна, Вибхишана, Кубера и Ямарадж. Царь был очень предан Господу Вишну, был правдивым и справедливым правителем. Он соблюдал все законы кодекса своего царства. У царя Мучукунда родилась красавица дочь.
Любимую дочь царя назвали в честь самой красивой реки царства Чандрабхагой. Девушка вышла замуж за прекрасного юношу, сына самого Чандрасены, которого звали Шобхана.
Однажды, в день экадаши, к тестю в гости пришел Шобхана. Увидев мужа в доме своего отца, Чандрабхага заволновалась: «О, Всемудрый Господь, — подумала она в тревоге, — Что теперь мне делать? Мой любимый муж сегодня болен, он очень ослаб и не сможет перенести голод. А отец мой очень строго соблюдает все законы. Обычно накануне дня экадаши, слуга отца отправляется напомнить повсюду о том, что в день экадаши все обязаны голодать».
Шобхана, услышав об этом, спросил у своей любимой жены: «Дорогая жена! Как же мне поступить? Что же следует сделать, чтобы выполнить волю царя, не нарушить закон и не потерять свою жизнь?»
Мудрая и прекрасная Чандрабхага сказала любимому мужу в ответ: «О мой Господин! Даже кони, слоны и другие животные ничего не едят в этот день! Даже им это запрещено! Что же говорить о людях! Как же может человек что-то есть в этот день! Дорогой муж, если, для твоего здоровья, ты должен обязательно сегодня что-нибудь поесть, тебе срочно следует вернуться к себе домой. Обдумай как следует создавшуюся ситуацию и принимай решение сам!»
Выслушав свою любимую и мудрую жену, Шобхана ответил ей: «Твои уста полны истины! Но, я хочу проявить уважение к своему тестю и быть здесь в этот экадаши. Произойдет со мной то, что должно случиться по воле судьбы». Этот священный закон решил соблюдать Шобхана, после того, как обдумал слова жены. В дни экадаши его мучала жажда и голод отбирал последние силы.
Солнце спряталось за горизонтом. Все благочестивые люди и вайшнавы были счастливы. О, славный царь! Поклоняясь и прославляя верховного Господа, счастливо воспевая всю ночь Его имена, люди встретили рассвет. Но Шобхана очень ослаб за эту ночь, он не смог пережить ее и умер перед самым началом восхода солнца.
По указанию царя Мучукунда была совершена пышная церемония прощания с телом Шобханы. Его тело сожгли на священном костре, сложенном из древесины сандала.
Своей дочери царь Мучукунда запретил сжечь себя на этом же погребальном костре. Чандрабхага осталась жива. После соблюдения всех погребальных ритуалов Шраддха она решила остаться жить в отцовском доме.
О, великий царь! На вершине чудесной горы Мандара располагался прекрасный город Девапуры, правителем которого стал Шобхана, находившийся в эти времена под влиянием Рама Экадаши. Он проживал теперь в роскошном дворце с золотыми колоннами, украшенными драгоценными камнями, стенами, инкрустированными самородками и хрусталем. Прекрасный белоснежный балдахин, расшитый драгоценными каменьями и золотом, колыхался над его головой. В его ушах переливались драгоценностями серьги, шею украшало дорогое ожерелье, на руках блестели золотые кольца и браслеты. Шобхана, окруженный всей этой роскошью восседал на царственном троне. Апсары и гандхарвы служили ему ежеминутно. Он был похож на царя рая, Индру.
Сомашарма — один брамин, житель Мучукундапура, странствовал по святым местам. Брамин оказался в царстве Шобханы и помня о том, что он зять царя, великого Мучукумбы, заговорил с ним, почтительно поклонившись ему, сложив ладони вместе.
Шобхана спрашивал у брамина о том, благополучно ли и счастливо поживает брамин, царь Мучукунды, его дочь Чандрабхаги и все жители их великого царства. Брамин сказал о том, что все жители и царь с дочерью в Мучукунды счастливы и благополучны. Он выразил свое восхищение по поводу царства Шобханы и просил поведать, как он сумел приобрести такой великолепный город.
Шобхана ответил ему: «Это царство временное. Под влиянием Рама Экадаши, приходящимся во время убывания луны в октябре/ноябре, я его приобрел. Скажи мне, как оставить это царство за собой навсегда? Я думаю, царство временное, потому что я соблюдал закон без веры. Расскажи об этом моей жене, она может сделать мою власть над этим городом постоянной».
Брамин вернулся домой и передал все Чандрабхане. Царица была рада: «О! Я будто вижу волшебный сон!» Брамин рассказал ей о том, что видел своими глазами ее мужа, сидящего на троне великолепного царства. Но царство это — временное. И она должна сделать все, чтобы эта власть осталась постоянной.
Чандрабхага просила брамина проводить ее к мужу. Силой своего благочестия она обещала усилить его власть.
Сомашарма отвел царицу в ашрам Бамадева, где ее посвятили в ведические мантры. Благодаря воздействию мантр и благочестию, которое накопила лучезарноликая царица, соблюдая экадаши, она приобрела духовное тело. После этого она пришла к мужу. Он был очень рад.
Чандрабхага сказала мужу: «Многоуважаемый мой муж! С 8-летнего возраста я постоянно копила благочестие, строго соблюдая экадаши. Так, пусть же мое благочестие укрепит твое царство и твою власть над ним. И царство пусть процветает до окончания мироздания!»
После этого, в своем духовном теле, царица стала наслаждаться обществом своего мужа. Шобхана тоже приобрел божественное тело, под воздействием Рама Экадаши. Он наслаждался общением с женой на горе Мандара.
Рама Экадаши подобен корове, которая исполняет желания, или философскому камню.
Господь Кришна закончил свой рассказ такими словами: «Я поведал тебе о славном Рама Экадаши. Человек, соблюдающий его обет, освобождается от наказания за все грехи. Даже от греховного убийства брамина. Как белое молоко дают белые и черные коровы, так и экадаши — на растущей или убывающей луне — награждают своих последователей освобождением. Любой освобождается от следствий своих греховных поступков, когда слышат о славе этого экадаши, и живут счастливо во дворце Господа Вишну».