У каждого человека в его предсознательной кладовой имеется громадный запас сведений и познаний. Хоть что-нибудь да знает он о всяком предмете, который когда-либо привлек его внимание или интерес даже в самой малой степени. Характер и количество такого знания, конечно, много зависит от степени внимания, сосредоточенного на нем, и произведенного при этом наблюдения. Но даже человек с самой поверхностной наблюдательностью собрал много ценного материала, о существовании которого он и не подозревает. Сведения накоплялись механически, а попытки воскресить их отсутствовали ввиду того, что человек в своей повседневной жизни не нуждался в них.
Если бы разумной практикой мы случайно осознали все сокрытые знания, мы дали бы уму нашему полезную работу, увеличили бы нашу способность припоминать, расширили бы кругозор ценных познаний, развили бы способность рассуждения, сравнения и пр. и стали бы лучше ознакомленными с самыми разнообразными предметами. Извлекая эти сберегаемые воспоминания, мы оказываемся вынуждены классифицировать их, ставить их в надлежащую друг от друга зависимость, сравнивать, замечать ассоциации, извлекать выводы и применять при этом многие умственные способности, которые являются следствием умственного развития. Уподобляясь же каким-то скрягам, спрятавшим свои драгоценности подальше, мы никогда больше не увидим своих духовных сокровищ и еще менее воспользуемся ими.
Все вы, конечно, слыхали о заключенных, о людях, осужденных жить вдали от друзей, обреченных на полное одиночество. Принужденные взирать внутрь себя, они извлекают из тайников своей души знания, которые были спрятаны там, и, выходя из заключения, обладают степенью умственного развития, далеко превосходящей ту, какой обладали раньше. Есть много примеров тому, что политические заключенные писали свои наиболее интересные труды как раз в пору заточения, не имея под рукой ни одной книги для осведомления и черпая все сведения исключительно из громадной кладовой предсознания. Бывает и так, что некоторые лица без особого намерения наблюдают окружающее их и делают заключения. Спустя много лет, сделавшись писателями, они пользуются своими старыми, давно забытыми впечатлениями прошлого и излагают их, рисуя обществу живую картину той обстановки, среди которой когда-то жили сами. Пример такого позднейшего использования собранных знаний дает нам Дюма в своем хорошо известном романе «Граф Монте-Кристо». Он выводит в нем старого политического узника, аббата Фария, который, целыми годами лишенный общества людей, воскрешает свой запас знаний для пользы и поучения своего товарища по тюрьме Эдмона Дантеса. Возбудив интерес и внимание этого последнего, аббат заставляет его сосредоточиться и развиться из красивого, но невежественного матроса в образованного светского человека с солидными познаниями. Старый аббат, сохранивший в своем уме знания, приобретенные в течение всей жизни, черпает их снова оттуда для блага Дантеса. Рассказ, конечно, является плодом фантазии, но, при наличии подходящих условий и лиц, достижение тех же результатов не представляется невозможным.
От восстановления скрытых впечатлений получается и другой хороший результат. Чрез это пробуждается в человеке интерес к предмету, о котором идет речь, и его ум подготовляется к восприятию новых впечатлений того же рода, а запас знаний, относящихся к данному вопросу и к вопросам, связанным с ним, сильно увеличивается. Таким образом, простое направление внимания на предмет, устраняя человека от посторонних мыслей и впечатлений, приведет в его поле сознания много интересных впечатлений и важных сведений. Но, следуя систематическому плану для извлечения впечатлений, вы еще более увеличите свою способность припоминания и в то же время разовьете свой ум в отношении систематического мышления, классификации, анализа и т.д.
Автору довелось вновь «открыть» следующую систему воскрешающей мысли, найденную полезной как им самим, так и всеми теми, кому он разъяснил ее сущность. Она проста, но замечательно действенна, и непрестанное пользование ею вознаградит вас, без сомнения, за время и труды, потраченные на ее изучение. Она увеличивает работоспособность мозга, являясь наиболее действительным методом воспитания.
Система состоит из десяти вопросов; при применении их к занимающему вас предмету и при ответах, даваемых на них, вы выносите в поле сознания все сведения, касающиеся данного предмета, и соответственно пользуетесь ими. Следующий набросок даст вам понятие об этой системе. Вначале надо выяснить самый предмет, а потом предложить себе 10 вопросов и по порядку на них ответить.
Вопросы, касающиеся предмета:
1. Его происхождение и суть.
2. Причины его происхождения.
3. Его история.
4. Его качества и характеристические черты.
5. Предметы, связанные с ним и относящиеся к нему.
6. Его употребление и применение.
7. Что он доказывает.
8. Его результаты и следствия.
9. Его конец и возможная будущность.
10. Ваше общее мнение о нем и причины этого мнения.
Вы убедитесь, что эта система вопросов прояснит все ваши прежние впечатления относительно данного предмета, а также заставит вас классифицировать, привести в порядок, обсудить, рассмотреть и определить его различные свойства. Она разовьет у вас способности припоминания, мышления, изучения и наблюдения. Каждый вопрос наведет вас на что-либо, и, покончив таким образом с самим предметом, вы увидите, что ваши сведения о нем значительно расширились. Кроме того, запомнив характер вопросов, вы при дальнейших своих наблюдениях и изучении какого-либо другого предмета, естественно, будете согласовывать все с этими вопросами.
Не испытав этой системы, не отказывайтесь от нее ввиду ее кажущейся простоты. Воспользуйтесь ею при подходящем случае хотя бы на одном предмете, и вы увидите всю ее полезность. Понятно, искусство вызывать впечатления ответом на вопрос по мере практики будет все возрастать, пока ум полностью свыкнется с этим процессом. Испытайте эту систему не откладывая, и, повторив ее относительно того же предмета неделю спустя, вы найдете большое улучшение, словно запас впечатлений по данному вопросу у вас возрос за указанный промежуток времени. Объяснение этого заключается в том, что ваши вопросы заставили работать работников предсознания, трудящихся над извлечением сокровищ из глубины кладовой. Ваши вопросы стали для них приказанием воли, и эти маленькие работники занялись выполнением повелений, в то время как сознание ваше было занято другим.
Аналитическое запоминание
Желая вначале ознакомиться с каким-нибудь предметом, разделите его по частям и исследуйте каждую часть в отдельности, после чего у вас получится понятие о предмете как о чем-то целом. Такое умственное расчленение принудит к деятельности ваши способности, а вместе с тем и заставит память получать резкие впечатления, которые будут быстро припоминаться впоследствии.
Даже самый незначительный анализ предмета настолько уясняет его значение, что ум легко и быстро его схватывает и прочно удерживает. Это установленный факт. Лучший способ исследовать вещь состоит в том, что нужно задавать себе вопросы о ней. Лучший путь к уяснению познания о предмете – это поставить вышеуказанные вопросы, и наилучшее средство запечатлеть что-либо в уме – это задавать себе вопросы, обнаруживающие все значение данной вещи.
Примером может служить следующий анализ начала известного стихотворения:
В сей жизни мы завернуты в вуаль
Иллюзий сладких для слепого.
Всего страшнее на земле – печаль;
Всего печальней – страх земного.
Расчленяя и анализируя данный стих, мы получим такие вопросы и ответы на них:
- «О ком здесь говорится?» – «О нас».
- «И что происходит с нами?» – «Мы оказываемся завернутымив вуаль».
- «Когда это происходит?» – «В здешней нашей жизни».
- «Что же это за вуаль такая?» – «Это вуаль иллюзий».
- «Какого рода суть эти иллюзии?» – «Они сладкие для слепого, то есть приятные для невежд».
- «О чем говорится далее?» – «О том, что всего страшнее на земле, и о том, что всего печальнее».
- «И что же на земле самое страшное?» – «Самое страшное – это печаль».
- «А что самое печальное?» – «Страх земного, то есть, по-видимому, боязнь жить в этом мире по его законам и стремление уйти от мира, отгородиться от него».
Разбирая так данные строфы и вникая в смысл задаваемых себе вопросов и в ответы на них, вы едва ли когда-нибудь забудете их. Они навсегда запечатлеются в вашем уме.
В приведенном отрывке главным словом является, конечно, причастие «завернуты», выступающее частью составного именного сказуемого. Все другие слова лишь уясняют его содержание. Всякий глагол как слово, показывающее действие или состояние, запечатлевается в уме скорее в силу связанных с ним представлений, другие же слова соединяются с ним по закону ассоциации, что помогает памяти дорисовывать значение и развитие дальнейшего смысла самого глагола. При заучивании наизусть чего-либо воспользуйтесь таким анализом для уяснения главного значения содержания изучаемой вещи, вследствие чего и работа ваша значительно упростится.
Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»