Физические характеристики | Еще о психической конституции | Соотношения между физическим и психическим типами | Психическая природа и астрология | Психическая и духовная характеристики | Гуны и доши | Психические типы и предрасположенность к болезням | Психические типы и доши
В теле каждого из нас присутствуют все 3 доши. Наше тело и его выделения состоят в основном из капхи – это вода нашего организма. Питта дает нашему телу тепло и способность трансформировать различные вещества – это наш огонь. Вата управляет энергиями и движениями – это наш воздух. Каждый из нас – частица великих космических сил, и поэтому наше тело неизбежно участвует в их космическом танце. В теле присутствуют все 3 доши, но их соотношение в каждом человеке различно. Обычно одна из них доминирует, и ее природа накладывает свой отпечаток на нашу внешность и характер.
С точки зрения Аюрведы, для лечения болезни первым делом нужно определить природную конституцию человека в соответствии с доминирующей у него дошей – ватой, питой или капхой,- чтобы понять основные энергии и качества данного человека.
Большинство болезней возникает вследствие дисбаланса, который влечет за собой доминирующая от рождения доша. По сути дела, все болезни, к которым человек предрасположен, могут быть вылечены путем уравновешивания его конституции.
Этот подход, основанный на определении конституции, является сутью аюрведической медицины и открывает широкие возможности предотвращения заболеваний, поддержания здоровья и достижения долголетия. С его помощью можно разработать индивидуальный режим жизни для каждого человека, позволяющий ему сохранить здоровье и оптимально использовать свой человеческий и творческий потенциал.
У некоторых людей явно преобладает какая-либо одна доша, и их можно причислить к типам чистой ваты, чистой питты или чистой капхи. Существуют также смешанные типы, когда 2 или 3 доши присутствуют в человеке примерно в одинаковой степени. Это двойственные типы: вата-питта (воздух-огонь), вата-капха (воздух-вода), питта-капха (огонь-вода) и тройственный тип: ВПК. Таким образом, основных типов насчитывается 7. Следует отметить, что смешанные типы свидетельствуют не о хорошем либо плохом здоровье, а о том, что процесс лечения в данном случае более сложен.
Лечение, уравновешивающее одну дошу, может нарушить равновесие другой. Поэтому для двойственных типов наиболее эффективным методом, как правило, оказывается увеличение третьей, ослабленной доши. При конституции вата-питта следует пытаться увеличить капху, при питта-капхе – увеличивать вату, а при вата-капхе следует стремиться к развитию питты.
Соотношение 3-х дош обычно обозначают с помощью цифр. Например, выражение «вата 4, питта 2, капха 1» значит, что у данного человека высокий уровень ваты и низкий уровень капхи. Однако четко установленных правил описания конституции в виде количественного соотношения дош пока нет, и разные врачи могут давать эту оценку по-разному.
Существуют также различные степени расстройства дош. Есть большая разница между высокой ватой при бессоннице и высокой ватой при параличе. Формы расстройства также могут быть разнообразными, в соответствии с акцентуацией тех или иных свойств возбужденной доши. Высокая вата может проявляться в виде чрезмерной сухости, вызывая скованность и снижение двигательной активности. Но она же может проявить и любое другое из своих свойств – скажем, чрезмерную подвижность, что вызовет тремор. Этот пример показывает, что нарушение одной и той же доши порой может выглядеть почти противоположным образом. Доши дают нам основу для распознавания болезненных состояний, однако нередко требуется и более углубленный анализ отдельных качеств дош.
Внешние условия могут способствовать увеличению у индивидуума тех дош, которые не являются у него доминирующими. Например, наш сегодняшний образ жизни отличается очень высоким уровнем ваты – это выражается в частых поездках, постоянной возбужденности и обилии информации.
Все эти моменты следует принимать во внимание, определяя конституцию конкретного человека.
Приведенную ниже таблицу можно рассматривать как основу для определения конституции.
Та доша, которую вы чаще других отметите в таблице, является у вас доминирующей. Мы знаем себя достаточно хорошо для того, чтобы определить свою конституциональную природу. По отношению к своим друзьям это сделать труднее. Можно посоветоваться с врачом, практикующим Аюрведу, но даже у врачей мнения могут в чем-то расходиться. В зависимости от воздействия различных факторов разные люди могут по-разному оценивать, какая из дош у вас преобладает.
Физические характеристики
Наиболее наглядно природная конституция отражена в устойчивых особенностях нашего тела. К ним относятся телосложение, вес и цвет кожи. Важными факторами являются многолетние привычки и склонности, а также постоянная предрасположенность к определенным заболеваниям.
Хотя конституция человека обычно остается неизменной в течение всей жизни, некоторые чрезвычайные обстоятельства, например продолжительная болезнь, могут вызвать ее изменение.
вата | питта | капха | |
---|---|---|---|
Телосложение | Высокий или низкий рост, худоба, плохо развитое тело. | Средний рост, умеренно развитое тело. | Низкий рост, полнота, крепкое, хорошо развитое тело. |
Вес | Небольшой, кости выступают. | Умеренный, мышцы хорошо развиты. | Большой, склонность к ожирению. |
Цвет лица | Коричневатый, темный. | Красноватый, с румянцем. | Белый, бледный. |
Кожа | Тонкая, сухая, холодная, шершавая, потрескавшаяся, вены выделяются. | Теплая, влажная, розоватая, с родинками, веснушками и угрями. | Толстая, белая, влажная, холодная, мягкая, гладкая. |
Волосы | Редкие, жесткие, сухие, коричневатые, вьющиеся. | Умеренно густые, тонкие, мягкие, с тенденцией к ранней седине или облысению. | Густые, маслянистые, толстые, вьющиеся, блестящие. |
Голова | Маленькая. | Средней величины. | Большая, крепко посаженная. |
Лоб | Маленький. | Со складками. | Большой. |
Брови | Маленькие, редкие, неровные. | Умеренно густые, тонкие. | Густые, кустистые, плотные. |
Ресницы | Маленькие, сухие, прочные. | Маленькие, редкие, тонкие. | Большие, густые, маслянистые, прочные. |
Глаза | Маленькие, сухие, тонкие, карие, тусклые, подвижные. | Среднего размера, склонные к воспалению, зеленые, пронизывающие. | Большие, выпуклые, маслянистые, влажные, светлые, привлекательные. |
Нос | Тонкий, маленький, сухой, изогнутый. | Средней величины. | Толстый, крупный, крепкий, маслянистый. |
Губы | Тонкие, маленькие, темные, сухие, подвижные. | Средней величины, мягкие, красные. | Толстые, большие, маслянистые, гладкие, упругие. |
Зубы и десны | Редкие, сухие, мелкие, неровные; десны западают. | Средние; десны мягкие, розовые, часто кровоточат. | Крупные, плотно посаженные; десны мягкие, розовые, маслянистые. |
Плечи | Узкие, небольшие, плоские. | Средней величины. | Широкие, крепкие, маслянистые. |
Грудь | Небольшая, узкая, слабо развитая | Среднего размера. | Широкая, большая, хорошо или чрезмерно развитая. |
Руки | Тонкие, маленькие, плохо развитые. | Средней величины. | Большие, толстые, длинные, хорошо развитые. |
Кисти рук | Маленькие, тонкие, сухие, холодные, шершавые, потрескавшиеся, дрожащие. | Средней величины, теплые, розовые. | Большие, толстые, маслянистые, прохладные, крепкие. |
Икры ног | Маленькие, твердые. | Мягкие, вялые. | Округлой формы, крепкие. |
Ступни | Маленькие, тонкие, сухие, шершавые, потрескавшиеся. | Средней величины, мягкие, розовые. | Крупные, широкие, твердые, крепкие. |
Суставы | Маленькие, тонкие, сухие, издающие хруст, неустойчивые. | Средней величины, мягкие, вялые. | Большие, крепкие, хорошего строения. |
Ногти | Маленькие, тонкие, сухие, шершавые, темноватые. | Средней величины, розовые, мягкие. | Большие, толстые, гладкие, белые, крепкие, маслянистые. |
Моча | Бесцветная, скудная, отходит с трудом. | Желтая, красноватая, обильная, обжигающая. | Беловатая, с молочным оттенком, количество умеренное. |
Кал | Скудный, сухой, выходящий с трудом или болезненно; газы, склонность к запорам. | Обильный, мягкий; склонность к поносу, ощущение жжения. | Умеренный, плотный, со слизью. |
Потоотделение и запах тела | Скудное, без запаха. | Обильное, пот горячий, с сильным запахом. | Умеренное, пот холодный, с приятным запахом. |
Аппетит | Изменчивый, непостоянный. | Сильный, острый. | Постоянный, слабый. |
Голос | Низкий, слабый, хриплый. | Высокий, резкий. | Приятный, глубокий, мелодичный. |
Речь | Быстрая, бессвязная; болтливость. | Умеренная, аргументированная, убедительная. | Медленная, четкая, сдержанная. |
Ум | Быстрый, легко приспосабливающийся; нерешительность. | Развитый интеллект, проницательность, критичность. | Медлительный, уравновешенный, заторможенный. |
Памтяь | Плохая; легко запоминает, но и легко забывает. | Острая, ясная. | Медленно запоминает, но не забудет. |
Преобладающие эмоции | Боязливость, беспокойство, нервозность. | Гнев, раздражительность, сварливость. | Спокойствие, умиротворенность, привязанность, сентиментальность. |
Вера | Изменчивость, непостоянство, склонность к бунтарству. | Решительность, фанатизм, склонность к лидерству. | Постоянство, склонность к консерватизму, лояльность. |
Сон | Неглубокий, тенденция к бессоннице. | Умеренный; человек может просыпаться, но затем засыпает снова. | Тяжелый, трудно проснуться. |
Сновидения | Движение, полеты во сне, тревожные сны, кошмары. | Цветные, страстные, конфликтные. | Романтические, сентиментальные; сновидений мало. |
Интересы | Любит движение, путешествия, парки, игры, шутки, истории, танцы, артистическую деятельность. | Любит спорт, политику, живопись, охоту. | Любит воду, парусный спорт, цветы, косметику, бизнес. |
Деятельность | Быстрота, неуравновешенность, непостоянство, повышенная активность. | Умеренная, мотивированная, целесообразная, целеустремленная. | Медлительность, постоянство; самоуверенность. |
Сила, выносливость | Низкая выносливость; быстро начинает и скоро останавливается. | Умеренная; не переносит жары. | Большая сила, хорошая выносливость, но действовать начинает медленно. |
Сексуальность | Непостоянная, изменчивая, отклоняющаяся, сильное желание, но мало энергии; детей мало. | Умеренная; страстность, склонность к ссорам и доминированию. | Слабое, но постоянное желание, хорошая сексуальная энергия, преданность; многодетен. |
Чувствительность к внешней среде | Боязнь холода и ветра, чувствительность к сухости. | Боязнь жары; не любит солнца и огня. | Боязнь холода и влаги; любит ветер и солнце. |
Сопротивляемость болезни | Плохая, непостоянная; слабая иммунная система. | Умеренная; склонность к инфекционным заболеваниям. | Хорошая, постоянная; сильная иммунная система. |
Предрасположенность к заболевания | Заболевания нервной системы, боли, артрит, психические расстройства. | Заболевания, сопровождающиеся лихорадочным состоянием; инфекции, воспалительные состояния. | Заболевания дыхательной системы, отеки, слизь. |
Реакция на лекарства | Быстрая; требуются низкие дозы; неожиданные побочные эффекты или нервные реакции. | Средняя; чувствительность к аспирину. | Медленная, требуются высокие дозы; эффект проявляется медленно. |
Пульс | Нитевидный, быстрый, непостоянный, слабый – подобный змее. | Умеренный, прыгающий, упругий – подобный лягушке. | Глубокий, медленный, устойчивый – подобный лебедю. |
Еще о психической конституции
Психическая конституция обычно соответствует физической.
- Психическая конституция ваты. Люди, относящиеся к физическому типу ваты, обычно имеют и психическую конституцию ваты. Они склонны к страху и беспокойству, отличаются непостоянством, возбудимостью, нерешительностью. Умственные способности у них обычно хорошие, но неустойчивые. Люди этого типа с одинаковой легкостью схватывают материал и забывают его. Они быстро переходят от привязанности к отчуждению, быстро впадают в эмоциональные состояния и горячо их выражают, но и забывают легко. Они чувствительны, но при этом их чувства и взгляды неустойчивы. Они не слишком смелы, скорее склонны к трусости. Друзей у них не много, обычно они предпочитают одиночество, но хорошо сходятся с людьми других социальных кругов. Из них не получается хороших лидеров, но и хорошими последователями они не бывают. Представители типа ваты не особенно материалистичны и не стремятся к накоплению денег или имущества. Деньги они обычно тратят легко и быстро.
- Психическая конституция питты. Люди, обладающие «горячей» физической природой, склонны к «огненным» эмоциям, раздражительности и гневу. Обычно они восприимчивы, у них хорошо развитый интеллект, логический и критический склад мышления. Они формулируют свои мысли четко, говорят убедительно и уверены в своей правоте. Они легко впадают в гнев и не стесняются в его выражении. Представители типа питты наделены сильной волей, чувством собственного достоинства и могут быть хорошими лидерами. Добрые и всегда готовые оказать помощь друзьям, они жестоки к противникам и не склонны прощать. Люди этого типа отважны, отчаянны, безрассудны и любят приключения. Они изобретательны, искусны и нередко обладают хорошими способностями в области механики. Их память остра и не сентиментальна. Их больше привлекают власть и могущество, чем материальное благосостояние, но ради достижения своих целей они будут стремиться к накоплению богатства.
- Психическая конституция капхи. Люди, чьи тела имеют природу капхи, обычно склонны к «водным» эмоциям, таким как любовь и желание, романтика и сентиментальность. Они добры, внимательны и верны, но при этом отличаются замедленной реакцией, консерватизмом, застенчивостью и послушанием. У них обычно много друзей; они очень привязаны к своей семье, кругу знакомых, культуре, религии и стране, но вне сферы своей привычной деятельности могут проявлять некоторую закрытость ума. Путешествуют они не много и лучше чувствуют себя дома. Люди этого типа легко привязываются и с трудом освобождаются от привязанностей. Им легко проявлять свою любовь, но эмоции, особенно гнев, они выплескивают не сразу. Они надежны и предусмотрительны, но для того, чтобы все хорошо обдумать, им требуется время.
Соотношения между физическим и психическим типами
Конечно же, психическая конституция не всегда совпадает с физической. В природе представлены все возможные варианты соотношений. Скажем, физический тип капхи (тяжелый) может иметь ум ваты (легкий): представьте себе, например, очень полного, но не в меру разговорчивого школьного учителя. Так что не следует рассматривать психические черты исходя лишь из физического типа. Физическое тело может и не отражать психическую природу, оно может ее уравновешивать или компенсировать.
Поскольку психическая природа тоньше физической, вариантов может быть множество. Будучи более изменчивой, чем природа физическая, она более подвержена преходящим нарушениям, не характерным для соответствующей физической конституции. Психические расстройства с большей вероятностью, чем физические болезни, могут иметь не свойственную данному человеку конституциональную природу. К тому же ум легко подпадает под воздействие болезни, а природа этого воздействия не всегда соответствует характеру самого заболевания. Обычно болезнь вызывает у нас страх смерти, который возбуждает вату и приводит ум в беспорядок.
Когда физическая и психическая конституция различны, нужно соблюдать осторожность, чтобы, пытаясь излечить одну, не повредить другой. При лечении тела могут потребоваться специальные травы, корректирующие состояние ума, и наоборот.
Психическая природа и астрология
Различия между физической и психической природой помогает раскрыть астрология, которая дает более точную и подробную картину ума, чем простой аюрведический подход. Натальная карта представляет собой картину, на которой изображены энергии ума и астрального тела. По ней, выделив определенные факторы, можно описать и физическое тело. Так что при лечении психических расстройств полезно обратиться за помощью к астрологии. Она дает уникальную возможность охватить взглядом всю жизнь человека, особенности его личности и задачи души в данном воплощении.
Психическая и духовная характеристики
В ведической системе психическая конституция обычно определяется в соответствии с 3-мя гунами – первичными свойствами природы: саттвой, раджасом и тамасом. По отношению к уму эти первичные свойства проявляются как ясность, рассеянность и тупость соответственно. При данном подходе доши имеют второстепенное значение.
Гуны отражают уровень развития души. Это не просто умственные способности или эмоциональные типы,- это чувствительность ума, его способность воспринимать истину и действовать в соответствии с ней.
- Ум как таковой называется саттвой – ясностью, поскольку именно ясность является тем основным свойством ума, благодаря которому в принципе возможно восприятие. Буквально слово «саттва» означает нечто, обладающее той же природой, что истина или реальность (сат). По своей природе ум ясен и чист, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Когда он чист, он приводит к просветлению и самореализации. Саттва – это божественная природа. Она обращает ум и сознание к внутреннему миру, восстанавливает гармонию ума и сердца.
- Раджас – это рассеянность или беспокойство ума, то, что направляет наше внимание вовне и заставляет нас искать удовлетворения во внешнем мире. Это ум, возбужденный желанием. Буквально «раджас» означает пятно или дым. Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, стремление манипулировать другими и эгоизм. Раджас включает в себя стремление к власти, возбуждению и развлечениям. Избыток раджаса порождает демонические натуры.
- Тамас – это тупость, темнота и неспособность к восприятию. Это ум, затуманенный невежеством и страхом, это тяжесть и летаргия. Тамас порождает лень, сонливость, ослабленное внимание, приводит к снижению чувствительности и умственной активности, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Он формирует животные или рабские натуры.
Обычно раджас и тамас сопутствуют друг другу. Тамас затемняет чистое осознавание, и за счет этого раджас получает возможность порождать разнообразные ложные представления или эгоистические идеи. В свою очередь, избыток раджаса, вызывая чрезмерную активность, истощает нашу энергию и делает нас тамастичными, вялыми, сонными.
И раджас, и тамас необходимы в природе. Раджас порождает энергию, жизнеспособность и душевное волнение. Тамас создает стабильность и обеспечивает постоянство форм, поэтому он лежит в основе нашего физического тела. Но работе ума и процессу восприятия обе эти силы препятствуют. Объективное осознавание возможно лишь при условии, что ум спокоен и свободен как от возбуждения, так и от инерции. Чтобы мы могли правильно видеть вещи, он должен быть подобен незамутненному зеркалу или спокойной глади озера, в котором отражается луна. Процесс очищения ума отчасти направлен именно на то, чтобы раджас и тамас заняли надлежащее место, действуя в более низких сферах нашей природы.
Связанный пост. Ментальный тип: тригуна, тридоша и асаны
Гуны и доши
Иногда пытаются соотнести 3 доши с 3-мя гунами. На самом же деле любая доша может сочетаться с любой из 3-х гун.
Психические типы и предрасположенность к болезням
Аюрведа учит, что основная причина болезней – «нехватка мудрости» («праджнапарадха»). Это понятие обозначает не просто ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а недостаточное понимание естественной гармонии жизни и того, как к ней приспособиться, существование вне гармонии с природой, Вселенной и божественным. Такая дисфункция нашего ума может быть обусловлена внешними факторами, в частности страхом и желаниями. Она препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь как отсутствие веры в жизнь и в божественное, отсутствие уважения к жизни и равнодушие.
Психические расстройства, как правило, бывают вызваны такой нехваткой мудрости, или упадком саттвы. Его причинами могут быть изъяны в образовании (упущение моральных и этических ценностей в процессе воспитания), причинение вреда другим людям, чрезмерное возбуждение или избыток развлечений, нечестность, лживость. Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание (в частности, злоупотребление сахаром или мясной пищей), также могут привести к подобному упадку.
Развить саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека.
- Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.
- Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.
- Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.
Психические типы и доши
Один из методов уравновешивания дош состоит в том, чтобы привести их из тамастичного и раджастичного состояния в саттвичное (духовное). Обычно человек не может выйти за пределы своей доминирующей доши, но способен подняться на более высокие уровни ее функционирования. Например, тип капхи может подняться от жадности – тамастичной эмоции – до уровня саттвичных эмоций поклонения и преданности; этот процесс преобразует эмоциональную предрасположенность к болезням в энергию здоровья и просветления. Без саттвы мы были бы не в состоянии вообще что-либо воспринимать. Точно так же, как в нас присутствуют все три доши, каждый из нас наделен в различной степени всеми тремя гунами.
Мы должны определить соотношение 3-х гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням через Йогу и воспитание собственного характера.
Если мы рассмотрим одновременно 3 доши и 3 гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с 3-мя гунами. С точки зрения психической природы ни одна из дош не может считаться лучше других. Свойства их различны, но в каждом типе присутствуют более высокие и более низкие аспекты.
Внутри каждой доши можно выделить 7 различных психических типов (так же, как тридоши образуют 7 различных физических типов). Это чистая саттва, чистый раджас, чистый тамас, саттва-тамас, саттва-раджас, раджас-тамас и все 3 гуны, присутствующие в одинаковой степени. Абсолютно чистая саттва (шуддха саттва) дает просветление.
Негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно излечивать при помощи соответствующих мер – таких как медитация, молитва, мантры, пуджа или другие способы духовного самосовершенствования. Наша современная культура в целом очень раджастична. Поэтому некоторые наши раджастичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.
- Психическая конституция ваты (воздуха)
- Саттвичная (гармоничная): Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед.
- Раджастичная (возбужденная): Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм.
- Тамастичная (затемненная): Боязливость, раболепие, нечестность, скрытность, депрессивные состояния, склонность к сексуальным извращениям, саморазрушению и самоубийству, пристрастие к наркотическим веществам, беспорядочность ума.
- Психическая конституция питты (огня)
- Саттвичная (гармоничная): Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству.
- Раджастичная (возбужденная): Упрямство, импульсивность, амбициозность, агрессивность, стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость, раздражительность, безрассудство, гордость, тщеславие.
- Тамастичная (затемненная): Ненависть, злоба, мстительность, психопатичность, разрушительные тенденции, тяга к преступному миру, склонность к совершению преступлений, торговле наркотиками.
- Психическая конституция капхи (воды)
- Саттвичная (гармоничная): Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять.
- Раджастичная (возбужденная): Стремление контролировать, привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши.
- Тамастичная (затемненная): Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведическая терапия»