Существует две точки зрения на все происходящее в мире: либеральная и консервативная, и каждая из них дает человеку чувство удовлетворения, потому что в обеих имеются определенные достоинства. Когда кто-либо смотрит на свою семью с консервативной точки зрения, он осознает гордость за свою семью и всегда поступает так, чтобы поддержать честь и достоинство своих предков. Он следует рыцарским традициям пращуров, в связи с чем принимает на себя обязательство защищать и оберегать всех, кто принадлежит к его фамилии – и достойных и недостойных. Таким образом он поддерживает жизнь пламени, которое горело, быть может, много лет, неся его в ладонях через всю жизнь, подобно светильнику, освещающему путь. Если человек смотрит на свою нацию с консервативных позиций, он исполняется патриотизмом, заменяющим религию в современном мире. Это, без сомнения, добродетель, в том смысле, что человек начинает воспринимать всю нацию как свою семью. Он заботится уже не только о своих детях, но также и о детях всей нации. Человек отдает свою жизнь, когда возникает необходимость защитить нацию или честь, достоинство и свободу своего народа.
Дух консерватизма – это индивидуализирующий дух, являющийся центральной темой всего творения. Это дух, который действовал подобно солнцу; и это был всепроникающий свет, и именно его сила, работая в природе, собирает множество ветвей воедино на одном стебле и множество листьев на одной ветви. Именно этот дух, действуя в теле человека, удерживает в одном организме руки и ноги и обеспечивает его индивидуальную целостность. Но всегда существует опасность, что этот дух, чрезмерно разросшись, может вызвать застой. Если человек чересчур гордится своей семьей, он живет только сознанием этой гордости, забыв свой долг перед человечеством и не замечая ничего, что соединяет его с другими людьми, выходящими за узкий круг его семьи. Если такой застой начинается в масштабах нации, он приводит к всевозможным бедствиям: войнам, революциям, полным насилия и жестокости. Кошмар, недавно пережитый человечеством, был следствием всемирного застоя, вызванного крайним перенакоплением того самого консервативного духа.
Это показывает нам, что неправильно считать одну вещь добродетельной, а другую греховной. То, что было добродетелью, может стать грехом. Добродетель или грех не есть какой-либо поступок; это состояние, это отношение, которое побуждает человека к определенному поступку, а уже последствия этого поступка делают его добродетельным или греховным. Жизнь – это движение, смерть – остановка движения; застой прерывает его, циркуляция обеспечивает движение. Консервативный дух полезен до тех пор, пока он движется – иначе говоря, пока он расширяет себя. Если человек, гордый своей семьей, после того как исполнит долг по отношению к своим близким, сделает следующий шаг и поможет жителям своего города, а потом предпримет еще один шаг, чтобы защитить свою нацию, он будет развиваться. И его фамильная гордость и патриотизм, конечно, будут добродетельны, потому что они ведут его от одной ступени к другой, более высокой. Застой рождается тогда, когда человек поглощен личными интересами. Если он настолько поглощен своей семьей и фамильной гордостью, что никто больше в мире для него не существует, ничего кроме его народа, тогда патриотизм становится завесой для его глаз, ослепляет его и делает для него невозможным служить не только кому-то другому, но даже и самому себе. В эгоизме присутствует иллюзия пользы, но в результате приносимая эгоизмом польза оказывается никчемной. Прежде всего, надо считаться с жизнью, а подлинная жизнь есть жизнь внутренняя, осознание Бога и осознание собственного духа. Когда человеческое сердце приходит к осознанию Бога, оно словно капля, превратившаяся в море; оно расширяется и распространяет волны своей любви и на друзей и на врагов; распространяясь дальше и дальше, оно достигает совершенства.
Автор: Инайят Хан
Источник: книга «Учение суфиев»