Быстрые движения глаз свидетельствуют о мыслительных процессах и что если движения глаз остановлены, то мыслительные процессы также останавливаются. Но подобное физиологическое управление умственными процессами, подобная остановка движения глаз создает, кажется, такое же психическое напряжение, как это бывает в тех случаях, когда наши глаза долгое время находятся под повязкой.
Прежде всего, как считает Тантра, ваш ум и ваше тело не являются двумя различными сущностями. Помните это всегда. Не говорите о «физиологических процессах» и «умственных процессах». Это не различные явления – это две части одного целого явления. Все, что бы вы ни делали физиологического, влияет на ум. Все, что бы вы ни делали психологического, влияет на тело. Это не две сущности, а одна.
Можно сказать, что тело является твердым состоянием некоторой энергии, а ум является жидким состоянием той же самой энергии. Поэтому не имеет значения, что вы делаете физиологически, не думайте, что это всего лишь физиологическое. Не удивляйтесь тому, что оно производит некоторые трансформации в вашем уме. Что происходит с вашим умом, если вы принимаете спиртное? Алкоголь вводится в тело, а не в ум, но что происходит с умом? Если вы принимаете наркотик LSD, то он идет в тело, а не в ум, но что происходит с умом?
Или если вы поститесь, то голодание относится к телу, но что происходит с умом? Или, с другой стороны: если у вас сексуальные мысли, то, что происходит с вашим телом? Тело немедленно реагирует. В уме вы думаете об объекте сексуального желания, а ваше тело начинает готовиться.
Существует теория Вильяма Джеймса. В первой половине XX века она казалась очень абсурдной, но, в некотором смысле, она является правильной. Он и еще один ученый, Ланге, предложили эту теорию, которая сейчас называется теорией Джеймса-Ланге.
Обычно мы говорим, что вам страшно, и, поэтому, вы спасаетесь бегством и убегаете, или же вы гневаетесь, и потому ваши глаза наливаются кровью и вы начинаете избивать своего врага.
Но Джеймс и Ланге утверждали совершенно противоположное. Они говорили, что вы испытываете страх, потому что вы убегаете, что вы испытываете гнев, потому что ваши глаза наливаются кровью и вы начинаете избивать своего врага. Это является совершенно противоположным. Они утверждали, что если бы это было не так, то тогда они хотели бы увидеть хотя бы один пример наличия гнева, когда глаза не становятся красными и тело не реагирует на это, когда есть только гнев. Не позволяйте своему телу как-то реагировать и попробуйте гневаться – тогда вы поймете, что вы не можете просто так гневаться.
В Японии родители учат своих детей очень простому методу управления гневом. Они говорят, что всякий раз, когда вы чувствуете гнев, не делайте ничего с этим гневом, просто начинайте глубоко дышать. Попробуйте, и вы будете не в состоянии рассердиться. Почему? Почему вы не сможете рассердиться только потому, что вы глубоко дышите? Рассердиться при этом невозможно. Две причины… Вы начинаете глубоко дышать,- но гнев нуждается в конкретном ритме дыхания. Без этого ритма гнев невозможен. Для гнева необходим определенный ритм дыхания или же хаотическое дыхание.
Если вы начинаете глубоко дышать, то гнев не может проявиться. Если вы сознательно поддерживаете глубокое дыхание, то гнев не может выразить себя. Ему нужно, чтобы было допустимым другое дыхание. Вы не должны будете устанавливать такое дыхание: гнев сделает это сам. А при глубоком дыхании вы не сможете гневаться.
И, во-вторых, в вашем уме происходит смещение. Когда вы гневаетесь и начинаете глубоко дышать, ваш ум смещается от гнева к дыханию. Тело не в состоянии гневаться, а ум переместил свою концентрацию на что-то другое. В этом случае гневаться трудно. Вот почему у японцев самый высокий уровень самообладания на земле. Просто их так тренируют с детства.
Трудно встретить где-либо еще подобное, но в Японии это происходит даже сегодня. Это происходит все реже и реже, потому что Япония все меньше и меньше остается Японией. Она становится все более и более западной, а традиционные методы и способы утрачиваются. Но это случалось и все еще случается сегодня.
Один из моих друзей был в Киото и в своем письме рассказывал: «Сегодня я видел такое удивительное явление, что я хочу написать вам об этом. И когда я вернусь, мне хотелось бы понять, как такое возможно. Один человек был сбит машиной. Он упал, поднялся, поблагодарил водителя и пошел дальше – он поблагодарил водителя!»
В Японии это не трудно. Он, должно быть, сделал несколько глубоких вдохов, а затем это стало возможным. Вы преобразуете себя, вы создаете в себе другое отношение ко всему, и вы можете даже поблагодарить человека, который только что мог убить вас или сейчас собирается вас убить.
Физиологические процессы и психологические процессы – это не 2 различные сущности, а единое целое, и вы можете начать с любого полюса, чтобы воздействовать на другой полюс и изменить его. И это будет делать любая наука. Тантра, например, глубоко верит в тело. Только философия является неопределенной, воздушной, словесной – она может начать с чего-нибудь другого. В противном случае любой научный подход обязательно должен начать с тела, потому что оно находится в пределах вашей досягаемости. Если я говорю о чем-либо, находящемся за пределами вашей досягаемости, вы можете слушать об этом, вы можете накапливать это в памяти, вы можете говорить об этом, но при этом ничего не происходит. Вы остаетесь тем же самым. Увеличивается ваша информированность, но ваша сущность не изменяется. Ваши знания будут продолжать увеличиваться, но ваша сущность остается той же самой жалкой посредственностью; с ней ничего не происходит.
Запомните, тело – это то, что находится в пределах вашей досягаемости; как раз сейчас вы можете с ним сделать что-нибудь и через тело изменить свой ум. Постепенно вы станете хозяином своего тела, а затем вы станете хозяином своего ума. А когда вы станете хозяином своего ума, вы постепенно измените его и выйдете за его пределы. Если меняется тело, вы движетесь за пределы тела. Если меняется ум, вы движетесь за пределы ума. И всегда делайте то, что вы можете делать.
Вы, например, не можете прямо сейчас стать хозяевами своего гнева, как это имеет место в случае будды. Как у вас это получится? Но вы можете изменить свое дыхание и тогда вы сможете почувствовать некоторый тонкий результат, перемену. Практикуйте это. Если вы ощущаете себя наполненным страстью, сексуальной страстью, сделайте несколько глубоких вздохов и почувствуйте эффект: страсть рассеется. Лаура Хаксли, жена Олдоса Хаксли, написала прекрасную книгу – всего лишь простые указания к выполнению некоторых вещей. Если вы испытываете гнев, говорит Лаура Хаксли, то всего лишь напрягите лицо. Вы можете напрягать его так, чтобы никто не видел – в туалете, например.
Прямо перед вами сидит человек, а вы сердитесь – просто напрягите свое лицо. Напрягайте так сильно, как это возможно, а затем внезапно расслабьтесь и почувствуйте разницу. Гнев уйдет. Или же, если он не ушел, повторите это снова. Продолжайте делать это – дважды, трижды… Что при этом происходит? Если вы напрягли мышцы лица и продолжаете удерживать их в напряженном состоянии, то энергия, которая должна была поддерживать гнев, будет двигаться к мышцам лица.
А для нее очень легко двигаться к лицу. Что вы ощущаете, когда вы сердитесь? Вы чувствуете, что вы хотели бы избить кого-то кулаками. Энергия существует, поэтому используйте ее. Если вы сможете использовать ее, она рассеется. Ваше лицо расслабится, и другой человек даже не узнает, что вы сердились. Все будет выглядеть так, как будто с вами ничего не произошло. И если вам знакомы эти приемы, то вы все больше и больше будете осознавать, что энергия может быть трансформирована, направлена в другую сторону, обуздана, высвобождена или удержана от высвобождения, использована другим образом. Если вы можете использовать свою энергию, вы становитесь хозяином. Тогда, однажды, вы сможете вообще ее не использовать; вы сможете сохранять ее.
Сжимать кулаки – не очень хорошее занятие для будды. Это плохо для будды, потому что это напрасная трата энергии. Но это хорошо для вас. Кто-то другой, по крайней мере, будет спасен от ваших нападок, и это разорвет порочный круг. Если вы будете сердиться, то он тоже будет сердиться, и этому не будет конца. Это может беспокоить вас всю ночь, это может иметь последствия в течение целой недели. И эти последствия могут заключаться в том, что вы будете делать то, чего совсем не намеревались делать. Не говорите, что это всего лишь физиологично. Вы физиологичны, так что же делать? Вы физичны, вы не можете отрицать этот факт. Используйте свою энергию. Нет никакой необходимости отказываться от нее.
Если вы закрываете глаза, то иногда вы можете ощущать накапливающееся в них некоторое напряжение или неудобство. Кое-что вы можете сделать, чтобы избавиться от этого. Во-первых, когда вы закрываете глаза, не напрягайте их, дайте им расслабиться. Вы, возможно, закрыли глаза насильно – тогда вы будете испытывать напряженность. Тогда ваши глаза будут уставать, и где-то внутри вы будете испытывать беспокойство. Расслабьте лицо, расслабьте глаза, позвольте им закрыться самим, не закрывайте их принудительно. Расслабьтесь! Ощутите себя расслабленными. Опустите веки и позвольте глазам закрыться. Не принуждайте их! Если вы принуждаете их, это плохо.
Если вы не можете почувствовать разницу, то проделайте следующее: сначала закройте их насильно. Пусть все ваше лицо станет напряженным, натянутым, а затем принудительно закройте глаза. В течение нескольких мгновений оставайтесь напряженными, а затем расслабьтесь. Затем снова закройте глаза, но уже расслабленно, тогда вы почувствуете разницу. Не напрягайтесь, чтобы сделать что-нибудь – это будет утомлять вас.
Во-вторых, когда глаза ваши закрыты и лицо расслаблено, смотрите так, как будто все стало тьмой. Вокруг вас глубокая темнота. Представьте себя находящимся внутри темноты, в глубокой густой темноте, окруженными ею, окруженными глубокой темной ночью. Продолжайте ощущать эту темноту. Это поможет вашим глазам прекратить движение. Если ничего не видно, глаза остановятся. Будьте в темноте.
Вы можете делать это в темной комнате. Откройте глаза, посмотрите на темноту, затем закройте их и почувствуйте разницу. Снова откройте глаза, почувствуйте темноту, затем закройте их и почувствуйте ее изнутри. Темнота является глубоко расслабляющей. Темнота и снаружи, и внутри вас; все является мертвым – темным и мертвым. Смерть и темнота связаны между собой. Вот почему мы рисуем смерть черной, темной. Во всем мире смерть изображается черной, и люди боятся темноты.
Практикуя этот метод, чувствуйте темноту, любите темноту, чувствуйте внутри, что вы умираете. Вокруг вас темнота, и вы умираете. Глаза остановятся. Вы будете ощущать, что они не могут двигаться, они остановятся. И при этой остановке, внезапно, энергия будет подниматься и начнет стучать в третий глаз. И когда она начнет стучать, вы услышите ее, вы почувствуете ее. Придет теплота, потечет огонь – жидкий огонь, пытающийся найти новый путь. Не пугайтесь. Помогайте ему, сотрудничайте с ним, позвольте ему двигаться, станьте им. И когда третий глаз откроется в первый раз, темнота исчезнет и появится свет – свет без источника. Вы видите свет, но всегда с источником. Он приходит или от солнца, или от звезд, или от луны, или от лампы, но всегда есть некоторый источник.
Когда ваша энергия движется через третий глаз, вы познаете свет без источника. Он не идет ни от какого источника, он просто здесь, он ниоткуда не приходит. Вот почему Упанишады утверждают, что Бог не подобен солнцу или какому-то огню. Он представляет собой свет без источника. Никакого источника нет, есть просто свет, так, как это бывает по утрам.
Солнце еще не встало, но ночь уже ушла. В промежутке находится рассвет – предрассветное состояние. Или вечером, солнце уже село, а ночь еще не наступила. Как раз между ними есть промежуток. Вот почему индусы в качестве времени для медитации выбирают сандхью. Сандхья – это промежуточное время – ни ночь, ни день, просто разделительная линия. Почему? Просто как символ. Тогда есть свет, но без источника. То же самое произойдет и внутри – там будет свет без источника. Дождитесь этого; не воображайте, не представляйте его себе.
И последнее, что следует помнить: вы можете вообразить себе что угодно, вот почему так опасно вам много рассказывать. Все это вы можете себе вообразить. Вы закроете глаза, вы почувствуете и вообразите себе, как открылся или открывается третий глаз, вы можете вообразить себе также и свет. Не воображайте, сопротивляйтесь воображению. Закройте глаза. Ждите! Что бы ни пришло, почувствуйте его, сотрудничайте с ним, но ждите. Не прыгайте вперед; в противном случае ничего не произойдет. Вы будете видеть сон – прекрасный, духовный сон, но ничего более.
Ко мне приходят люди и говорят: «Мы видели то, мы видели это». Но они вообразили себе это – потому что, если бы они действительно видели, то они были бы трансформированными. Но они не трансформированы. Они остались теми же самыми людьми, но теперь у них прибавилось духовной гордости. Они видят какие-то сны – прекрасные, духовные сны: кто-то видит Кришну, играющего на своей флейте, кто-то видит свет, кто-то видит поднимающуюся кундалини. Они все время что-то видят, но они остаются теми же самыми – заурядными, тупыми, скучными. С ними ничего не произошло; они продолжают рассказывать, что произошло это, произошло то, но сами они остаются теми же самыми – сердитыми, печальными, ребячливыми, глупыми. Ничего не изменилось.
Если вы действительно видите свет, который ожидает, чтобы вы увидели его через третий глаз, то вы станете совершенно другим человеком, и тогда у вас не будет потребности все всем рассказывать.
Люди будут приходить, чтобы узнать, что вы новый человек. Вы не сможете даже скрыть это; это будет чувствоваться. Куда бы вы ни пришли, другие будут чувствовать, что с вами что-то произошло.
Поэтому не воображайте; идите, и пусть события идут своим собственным путем. Практикуйте технику и ждите. Не выпрыгивайте вперед.
Автор: Ошо
Источник: книга «Вигьяна-бхайрава-тантра. Книга Тайн. Том II»