Патриарх Гермоген (Ермоген, имя в миру – Ермолай; родился около 1530 года – умер 17 (27) февраля 1612 года) – известный общественный и церковный деятель Смутного времени, 2-й (не считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612 годы, в заточении с 1 мая 1611 года). Канонизирован Русской Православной церковью.
Жизнеописание
Начало пути
Единой версии о происхождении священномученика Гермогена нет. Предполагается, что он принадлежал к роду Голицыных или Шуйских. Существует версия о его незнатном происхождении из Донских казаков.
Религиозные взгляды Ермолая окрепли в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, куда он пришел еще подростком. Первые упоминания о Гермогене относятся к концу 1570-х годов – времени его служения священником в Казани.
Достоверно известно, что в 80-х годах XVI века он был священником Гостинодворской церкви памяти Николая Чудотворца. Современники с уважением отзывались о молодом, начитанном и ведущим благопристойный образ жизни священнике.
На 1579 год пришлось явление и обретение чуда – Казанской иконы Божией Матери. Архиерей Казанский Иеремия благословил молодого священника на перенос чудотворной иконы с места ее обретения в церковь святителя Николая. Позже Гермоген, имеющий немалые литературные способности, написал сказание об этом чудесном явлении.
Через несколько лет после смерти жены, в 1587 году Гермоген принял монашество в Чудовом монастыре (Москва).
Митрополит Казанский
В мае 1589 года Гермоген получил сан епископа и стал первым митрополитом Казанским. 9 января 1592 года он обратился к Патриарху Иове, сообщив о неисполнении в городе особого поминовения воинов, погибших под Казанью за Православие и Отечество.
Гермоген настаивал на необходимости установить конкретную дату памяти погибших воинов. Он сообщил и о мучениках, что пострадали здесь же за Православие (один из них – русский Иоанн был пленен татарами, другие – Петр и Стефан – были новообращенными татарами). В свой просьбе святитель просил позволения внести их в синоидальный список ради вечной памяти.
Ответ Патриарха был положительным. Своим указом от 25 февраля он постановил исполнить панихиды в память погибших в границах Казанской митрополии православных воинов в субботу, следующую за Покровом Пресвятой Богородицы. Предписывалось внести их имена в список большого синодика, который читают в дни Недели Православия. В этот же список повелевалось внести и троих казанских мучеников, чтобы по всем церквям служили литургии и панихиды, а также поминали их средней памятью 24 января на литиях и на литургиях.
Гермоген известен за твердость в вопросах Христианства. Известна и его активность по привлечению к Христианству татарского населения и представителей иных народов, проживающих на территории бывшего Казанского ханства. Применялась даже такая жестокая мера: новокрещенные народы переселялись в русские слободы, чтобы исключить возможность общения с мусульманами. В сентябре 1592 года принял участие в перенесении мощей Германа (Садырева-Полева), Казанского архиепископа, в свияжский Успенский монастырь.
В конце XVI века (примерно в 1594 году) на том месте, где произошло явление чудотворной иконы, возвели храм. Тогда же Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Годом позже, в октябре, при перестройке казанского собора Спасо-Преображенского монастыря, Гермоген принял участие в открытии святых мощей Варсонофия и Гурия, что послужило толчком к созданию первого краткого жития святителей.
В Москве митрополит Гермоген участвовал во многих важных исторических событиях: избрание Бориса Годунова на царствование, всенародное моление у Новодевичьего монастыря, открытие мощей в Угличе удельного князя Романа Владимировича в 1595 году. Лжедмитрий включил Гермогена в Боярскую думу, поскольку тот пользовался уважением и влиянием.
Однако Гермоген объявил себя противником Лжедмитрия. Сначала он высказывался против избрания патриархом Игнатия, затем потребовал крестить Марину Мнишек в Православии. Приказ Лжедмитрия сослать Гермогена в Казань, исключив его из состава Думы, исполнить не успели: Лжедмитрий был убит.
Патриаршество
По решению Собора русских иерархиев в Москве от 3 июля 1606 года святитель Гермоген обрел сан Патриарха Московского. Патриарх Гермоген получил в этот день из рук митрополита Исидора священный дар – посох святителя московского Петра. Царский подарок составили белый клобук, посох и украшенная драгоценными каменьями панагия.
Основная деятельность нового Патриарха пришлась на сложное для государства время, связанное с самозванцем Лжедмитрием и Сигизмундом III, польским королем. Сторонник Василия Шуйского, Гермоген активно поддерживал его в деле подавления восстания южных городов и выступал против свержения Шуйского.
Противостоял семибоярщине и призывал избрать нового царя, принадлежавшего к русскому роду. Первый, кому Гермоген предложил это, был Михаил Романов. В конце концов он вынужден был признать русским царем Владислава Сигизмундовича с условием, что тот примет обряд православного крещения и выведет за пределы России польские войска. Поляки отказались выполнить условия. Тогда Гермоген обратился к народу, горячо призывая к борьбе.
С декабря 1610 года Патриарх Гермоген находится в заключении. Несмотря на это, он рассылает в российские города грамоты, призывающие противостоять польским интервентам. Именно он благословляет ополчения, направленные на освобождение Москвы. Горячие призывы святителя находят искренний отклик в сердцах людей. В ответ на восстание москвичей, поляки, укрывшись в Кремле, подожгли город. Они объединились с предателями со стороны русских бояр и взяли Патриарха под стражу, заключили его в Чудов монастырь, отняв Патриарший престол.
Светлый понедельник 1611 года. В этот день русские ополченцы подошли к Москве и приступили к осаде Кремля. Несколько месяцев длилось противостояние. Поляки, осажденные в Кремле, раз за разом направляли послов к Гермогену, грозя смертной казнью, если он не отзовет русское ополчение от Москвы. Угрозы не подействовали на святителя: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Умер святитель Гермоген от голода 17 февраля 1612 года, не дожив до освобождения Москвы.
Состояние Русской Церкви. Сочинения Гермогена
По дошедшим до нас свидетельствам современников, Патриарх Гермоген обладал выдающимся умом и начитанностью, прекрасно знал Священное Писание, использовал его в своих проповедях, строго следовал правилам церковного богослужения. Известны его постоянные занятия в библиотеках монастырей, особенно в богатейшей по тому времени библиотеке Чудова монастыря.
Выписанные Гермогенов из древних рукописей исторические события и факты легли в основу летописей. «Воскресенскую летопись» XVII века называют летописцем Патриарха Гермогена. Его сочинения и архипастырские грамоты содержат ссылки на текст Священного Писания, в них приводятся примеры конкретных исторических фактов. Это лучшее доказательство глубоких познаний святителя в области церковной литературы. Известно и строгое, внимательное отношение к процессу богослужения.
Патриарх Гермоген поддержал издание Евангелия, Миней месячных за сентябрь 1607 года, за октябрь 1609 года, за ноябрь и 20 декабрьских дней 1610 года. Благодаря его участию, приступили к печатанию «Большого Верховного Устава». Гермоген благословил перевод с греческого на русский язык службы во имя святого Андрея Первозваного и восстановил традицию празднования памяти (30 ноября) в Успенском соборе.
Патриарх контролировал изготовление новых печатных станков для издательства богослужебных книг и строительство типографии, здание которой пострадало, когда Москву подожгли поляки в 1611 году.
Известно составленное Гермогеном «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения», в котором он обращается к священникам и мирянам, обличая первых в несоблюдении правил прохождения церковных служб, а вторых – в неуважительном отношении к богослужению. Достоянием литературы можно назвать его сочинение о явлении Казанского чуда – иконы Божией Матери (1594 год), послания к Патриарху Иову (1591 год), сборника по вопросам богослужения (1598 год), патриотических воззваний к русскому народу (1606-1612 годы). Гермоген написал обращение к мятежникам: «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся».
Почитание и прославление
После мученической смерти, святителя Гермогена похоронили в Чудовом монастыре. В 1652 году местом его последнего пристанища стала территория Московского Успенского собора. Повелением Патриарха Никона мощи святителя Гермогена перенесли сюда и поместили в обитую фиолетовым бархатом гробницу. Здесь они находятся и поныне.
25 мая 1913 года – Патриарха Гермогена причисляют к лику святых. Происходит это событие перед приездом в Москву царской семьи на 300-летие дома Романовых. Богослужения, которые возглавлял Патриарх Григорий IV (Антиохский), отмечены присутствием великой княгини Елизаветы Федоровны.
Император Николай II, возвращаясь в тот день из Берлина в Царское Село, направил из Кошедар телеграмму обер-прокурору святейшего синода Саблера: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении».
13 мая 1913 года – митрополит Макарий (Невский) освятил первый храм во имя нового святого по устроению Русского монархического собрания и монархического союза в подземелье Чудова монастыря.
11-12 мая 1914 года – мощи святителя торжественно перенесли и поместили в новой раке, сооруженную иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Возглавлялись торжества митрополитом Макарием. Почетными гостями были великая княгиня Елизавета Федоровна и Владимир Карлович Саблер, представитель святейшего синода.
1916 год – Московская духовная академия («Богословский вестник» № 9) опубликовала тексты службы и акафиста во имя святителя Гермогена (вероятно, автор – протоиерей Илия Гумилевский).
25 мая 2013 года – у московского Кремля (Александровский сад) торжественно открывают памятник в честь Патриарха Гермогена (скульптор С. Щербаков, архитектор И. Воскресенский).