Общая классификация патологий
Все патологии Аюрведа разделяет на 3 основные категории: экадоша-джа, двидоша-джа и тридоша-джа («экадоша-джа», «двидоша-джа», «тридоша-джа» (санскр.) – соответственно: «порожденный расстройством одного», «порожденный расстройством двух», «порожденный расстройством трех»).
Никакая болезнь не может возникнуть в теле человека, если работа 3-х основных элементов: вайю, питты и капхи, согласно трактовкам Аюрведы, и вайю, агни и джала, согласно йогическим трактовкам, – полностью согласована, и функции ни одного из них не нарушены. Расстройства же работы и рассогласование функций элементов неизбежно ведут к болезням.
К категории экадоша-джа относятся заболевания, возникающие вследствие нарушения функционирования одного из 3-х основных элементов: вайю, питты или капхи. Они достаточно легко поддаются лечению.
Заболевания, обязанные своим возникновением функциональным нарушениям одновременно 2-х элементов в любой их комбинации, относятся к категории двидоша-джа. Избавиться от них значительно сложнее, чем от болезней категории экадоша-джа, и лечение их занимает обычно довольно продолжительный промежуток времени.
Если же болезнь возникла в результате одновременного нарушения функций всех трех основных элементов, то она, как правило, оказывается смертельной и лечению поддается с огромным трудом. Такие заболевания относятся к категории тридоша-джа и являются самыми опасными.
Собственно нарушение функций одного, двух и трех элементов называются соответственно: эка-доша, дви-доша и три-доша – одиночное, двойное и тройное расстройство.
Как известно, даже самые опасные болезнетворные микроорганизмы могут присутствовать в организме человека, не вызывая заболевания. Это происходит в случаях, когда тонкий баланс элементов в нем совершенен. Инициатором же болезни всегда является нарушение защитных функций организма, обусловленное одиночным, двойным или тройным функциональным расстройством. Именно они суть причины, активизация же микроорганизмов – всегда следствие.
Чаще всего причиной заболевания оказывается скопление в организме шлаков, обусловленное неправильными привычками питания и ущербным образом жизни. В таких случаях развивающиеся в нечистотах микроорганизмы могут вызвать интоксикацию организма отходами своей жизнедеятельности. Интоксикация порождает эка-дошу, дви-дошу или три-дошу, что, в свою очередь, позволяет микроорганизмам активизироваться.
Таким образом, Аюрведа придерживается теории, согласно которой истинной причиной собственно болезни всегда является расстройство функций элементов.
Микробиологические концепции в Аюрведе
Инфекционная теория болезней отнюдь не является достоянием нового времени. В Аюрведе инфекционные болезни называются болезнями червей, поскольку все организмы, вызывающие патологии человека: вирусы, микроорганизмы, гельминты и паразитирующие насекомые, – объединены под общим названием «крими» («крими» (санскр.) – «червь»).
Все крими разделяются на 2 основные категории: крими внешние и крими внутренние.
Внешние крими – микроорганизмы, развивающиеся вне организма человека. Кроме того, к категории внешних крими относятся насекомые-паразиты.
Внутренние крими – микроорганизмы, развившиеся внутри человеческого организма, а также гельминты. В соответствии со средой обитания внутренних крими различают 3 их типа: порожденные в слизи – капха-джа, порожденные в крови – ракта-джа («ракта» (санскр.) – «кровь»), и порожденные в кале – пуриша-джа («пуриша» (санскр.) – «кал»).
Диагностика в Аюрведе
Основным способом диагностики в Аюрведе является пульсовая диагностика. Хороший специалист может совершенно точно определить все явные и скрытые патологии и дефекты, прогнозировать перспективы развития болезней, наиболее вероятную продолжительность того или иного заболевания, а также возможность возникновения сопряженных с основными нарушениями дополнительных расстройств.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»