Деятельность в страсти, описанная в «Бхагавад-гите» (18.24):
Требует огромных бесполезных усилий
Ощущение счастья откупленной вещи зависит от наполненности этим счастьем наших чувств. Чем чувства сильнее наполнены счастьем, тем большее ощущение счастья к нам приходит. Способность чувств наполняться силой счастья примерно одинакова как у бедных, так и у богатых людей. В связи с этим интересно знать, что если бедный человек ест какую-то простую пищу, то, так как его способность чувствовать вкусовые качества пищи не избалована, он все свои чувства наполняет счастьем. Точно также богатый человек, кушая изысканную пищу, наполняет полностью счастьем все свои чувства. В зависимости от того, сколько человек сделал добрых дел, он живет на том или ином уровне достатка. Однако, независимо от уровня достатка, способность наслаждаться внешними материальными объектами у всех одинаковая. Тем не менее, люди в страсти искренне думают, что те, кто живут богаче их, наслаждаются больше. Эта мысль заставляет страстного человека сильно трудится только для того, чтобы перейти на более высокий уровень благосостояния, чем он имеет. Так как этот уровень благосостояния ему не положен по судьбе, то, чтобы на него выйти, требуется очень тяжело умственно или физически трудиться. В результате человек, невыносимо трудясь, насыщает чувства счастьем, употребляя в пищу очень дорогие продукты. К любому удовольствию рано или поздно наступает привыкание. Так очень быстро человек привыкает питаться этими продуктами. В результате чувства от этого дорогого питания наполнены счастьем ровно настолько же, насколько они наполнялись раньше от дешевого питания. Другими словами, труда стало больше, а счастья осталось столько же. Но работать все больше и больше человек не может. Таким образом, сильное желание жить на более высоком уровне благосостояния рождает очень напряженную деятельность. Но все эти титанические усилия напрасны, так как не приносят с собой счастья больше, чем мы уже имеем. Подобный труд в Ведах называется чрезмерными усилиями для достижения бесполезных целей.
Вопрос: Вы меня не убедили. Я хорошо работаю, но и хорошо отдыхаю. Я устроил в моей квартире все так, как мне нравится. А если бы я работал меньше, то этого бы не получилось. С другой стороны, некоторые лентяи живут очень плохо и не могут купить даже дешевую конфетку своему ребенку. Из ваших рассуждений выходит, что мы испытываем одинаковое количество счастья?
Ответ: Вы меня не совсем поняли. В моих рассуждениях не шла речь о лентяях, которые находятся в невежестве, и, естественно, их удел нищета и страдания. Благостный человек любит труд, и поэтому его дети не останутся без сладостей. Однако его коренное отличие от того, кто находится в страсти, заключается в том, что для него счастье исходит не из обстановки в квартире, а из той любви, которую он отдает окружающим людям. Естественно, что у него тоже есть определенная простая обстановка в квартире, но гостям в его квартире находиться гораздо приятнее, так как в ней все пропитано гостеприимством. С другой стороны, у него нет привязанности иметь вещи лучше, чем есть. Эта привязанность всегда возникает в результате присутствия зависти к материальному счастью других людей. Эта зависть может выражаться в желании жить модно: «Чтобы все было как у всех. Неудобно с такой устаревшей мебелью приглашать гостей. Дети должны чувствовать себя не хуже других». Все эти мысли являются скрытым страстным желанием гнаться за более высоким уровнем счастья. В результате такого настроя у детей вместо хороших качеств характера воспитывается жадность. Затем, вместо желания помогать пожилым родителям у них возникает к ним потребительский настрой. Человек в благости тоже хорошо работает и хорошо отдыхает. Однако его понимание хорошей работы – это счастливый труд. В понимании страстного же человека – это тяжелый труд. Для невежественного человека хорошо работать – это ничего не делать и иметь деньги. И страстный, и невежественный человек от неправильного настроя на деятельность и неправильных мотивов к деятельности по закону кармы 6удут испытывать страдания. Благостный же человек, совершая наполненную счастьем деятельность, с каждым днем все больше и больше будет очищать свое сознание. Так он будет жить с чувством все нарастающего счастья.
Направлена на удовлетворение собственных чувств
В удовлетворенности или неудовлетворенности наших чувств есть один секрет. Если человек пытается удовлетворять чувства других людей, то его чувства автоматически становятся удовлетворенными, ровно настолько, насколько все окружающие люди благодарны. Когда человек своей деятельностью пытается удовлетворить Бога, то от этого чувства еще больше наполняются счастьем. Однако, когда человек пытается удовлетворить свои чувства, то он настраивается эгоистически и приносит всем окружающим людям одни лишь беспокойства. В результате, удовлетворяя свои чувства с помощью эгоистического настроя, невозможно их насытить или удовлетворить. Этот секрет знают немногие, поэтому так много неудовлетворенных людей.
Вопрос: Но те, кто пытаются удовлетворить других людей, в конечном счете, тоже удовлетворяют свои чувства. Не обманывает ли себя тот человек, который вместо того, чтобы удовлетворять свои чувства напрямую, пытается это делать через других?
Ответ: Хоть через себя, хоть через других. Если мы хотим удовлетворения к себе, то настрой будет все равно эгоистическим, и в результате, кроме неуважения и недовольства, мы ничего не добьемся. Если эгоистически настроенный человек делает что-то для других, то это всегда вызывает у него ощущение, что эти люди должны тоже что-то сделать для него. В результате, от такой благотворительности появляются склоки и раздоры. Поэтому счастлив только тот, кто не желает удовлетворения для самого себя и даже боится подумать об этом. Однако он знает, что если все будут счастливы, то и он автоматически будет счастлив.
Вопрос: Нужно ли себе желать счастья?
Ответ: Человек должен желать себе счастья от исполненного долга перед людьми и Богом. С другой стороны, если ему не хочется делать это бескорыстно, то он должен знать, что хоть желай себе счастья, хоть не желай, все равно счастья не будет. Таким образом, зачем себя обманывать и заниматься глупостями? Сейчас очень многие психологи настраивают людей на то, что надо считать себя счастливым, уважать себя и желать себе счастья. От этого человек еще больше становится эгоистичным. Сначала при таком настрое он пытается закрывать глаза на то, как к нему относятся на самом деле и испытывает некоторое удовлетворение. Но затем, из-за высокого самомнения ему становится очень трудно жить и сотрудничать с окружающими людьми.
Вопрос: Нужно ли себя уважать?
Ответ: Уважать себя нужно, без этого невозможно быть счастливым. Однако уважение к себе должно быть основано не на ложном эгоизме (ложном чувстве собственного достоинства), а на истинном эгоизме (истинном чувстве собственного достоинства). Если человек уважает себя за то, что он приносит всем людям счастье, то такое самоуважение не вызывает внутренней деградации. В этом случае чувство уважения к себе не идет вразрез с совестью и стремлением к смирению. Больше того, человек, который уважает себя правильно, уважает в себе смиренность и совестливость. Такой человек позволяет себе ругать себя за неправильное поведение и не приходит от этого в уныние. Наоборот, самокритика заставляет его действовать и менять себя к лучшему. Если человек уважает себя просто потому, что себя нужно уважать, то вскоре он становится эгоистичным, гордым и бессовестным.
Выполняется из чувства ложного эгоизма
Чувство собственной значимости, или ложного эгоизма – это, всего лишь животный инстинкт. Это чувство испытывает каждое животное. Например, когда оно метит или защищает свою территорию. Человеческая жизнь предназначена для очищения сознания, поэтому животные наклонности не принесут нам счастья. Например, если человек во время работы настроен эгоистично и противопоставляет себя сотрудникам, думая о них негативно, сплетничая или гордясь собой, то, кроме неприятностей, такое поведение ничего не принесет.
Вопрос: А что делать, если сотрудники «неправильно» настроены?
Ответ: Если мы сами настроены правильно, то неправильный настрой сотрудников не будет сильно беспокоить нас. Позитивный настрой дает возможность контактировать с положительными чертами характера даже негативно настроенных окружающих нас людей. Однако позитивный настрой – это не дешевая вещь, и чтобы он был, нужно много трудиться над собой.
Вопрос: Каковы признаки позитивно настроенного человека?
Ответ: Самый явный признак такого настроя человека – отсутствие желания искать недостатки в окружающих людях.
Вопрос: А если мы указываем на недостатки только из сострадания и желания помочь, то что в этом плохого?
Ответ: Мы можем указывать на чьи-то недостатки, но:
- только если человек склонен уважать нас и слушать, это первое условие;
- следующее условие – это доброе желание помочь, а не раздражительный настрой, выводящий нас на конфликт;
- кроме того, мы не можем указывать тем, кто занимает по отношению к нам более высокое положение, например, старшим или родителям.
Чаще всего нам хочется указывать кому-то на их недостатки в силу того, что эти люди нас раздражают. Подобное поведение не является правильным и будет иметь только лишь отрицательные последствия. В случае такого настроя мы испортим всем настроение. Больше того, наш раздражительный тон не будет принят теми, кому мы делаем замечание. Следовательно, от подобных действий нет никакой пользы.
Таким образом, если человек настроен на своем рабочем месте эгоистично, то ему кроме склок и сплетен нечего больше ждать от взаимоотношений с окружающими людьми. Так действуют гуны страсти и невежества. В результате его судьба с каждым годом будет все хуже и хуже.
Привязанность к деятельности
Привязанность к деятельности и привязанность к благостному труду – это разные вещи. Привязанный к благостному труду человек всегда счастлив, даже если судьба заставляет его трудится иначе, чем по своей природе. Термин «привязанность к деятельности» означает, прежде всего, привязанность к хорошему месту, где не нужно много работать, но всегда бывает хорошая зарплата. Если по судьбе досталась такая работа, то в этом нет ничего плохого. Однако, если человек привязывается к этой идее легкого труда, то он становится жертвой своей собственной слабости и попадает под влияние гуны страсти.
Привязанность к результатам деятельности
Жадность до добра не доводит, и малейшая мысль о том, сколько я заработаю, может стать причиной воздействия на разум гуны страсти, что вызывает снижение радости во время труда.
Вопрос: А если все вокруг только и говорят об этом, как в таком случае не думать о зарплате?
Ответ: Да, действительно, общение – это самая большая сила. Единственный выход – это мысленно настраиваться в другом режиме и не пускать в свой ум оскверняющие сознание идеи. Если это не предосудительно, то можно купить плеер и слушать во время работы лекции на более серьезные темы или, что также хорошо – слушать духовную музыку.
Действия из-за желания насладиться плодами труда
Если стимулом к деятельности является большая зарплата, то счастья от такой деятельности не будет ни у того, кто трудится, ни у его родственников. От этого вскоре возникнут болезни и неприятности. На мысли настроенного подобным образом человека влияет непреодолимая гуна страсти; которая приносит одни лишь проблемы.
Деятельность в страсти постепенно развивает в человеке невежественный характер. Разберем это подробно.
- Жадность. Жадность – это признак влияния гуны страсти. Поэтому, если в семье культивируется именно эта гуна, то нет смысла обвинять своих детей в том, что они вырастают жадными и не помогают своим престарелым родителям. Жадность является врагом человека и часто приводит к жестокому поведению и зависти.
- Зависть. Зависть – это враг человека, который вызывает:
- потерю его собственности;
- потерю друзей;
- приводит к страху.
Поэтому любой здравомыслящий человек будет изо всех сил стараться преодолеть в себе жадность и зависть.
Вопрос: А как быть, если тебе завидуют?
Ответ: Нужно изо всех сил пытаться простить этого человека, иначе зависть отравит не только завистника, но и его жертву. Однако самое главное – это понять, что зависть на пустом месте не возникает, и если нам завидуют, то есть вероятность, что мы неправильно относимся к этому человеку.
- Нечистота. Нечистота на рабочем месте – это признак грязи в уме. Подобно состояние – это уже достаточно развитая форма деградация сознания, и от такой деятельности нужно ждать болезни и потерю работы.
- Влияние результата. Выполняя свой долг, человек находится под влиянием результата. Чрезмерно радуется или печалится в зависимости от исхода.
Многие люди жалуются на повышенную раздражительность, особенно во время рабочего дня. Эго является явным признаком неправильного, корыстного настроя, вводящего сознание в гуну страсти. Так, от отсутствия знания, как правильно себя вести на рабочем месте, мы получаем многочисленные болезни. Особенно часто в случае повышенной эмоциональной чувствительности страдают гормональные функции и иммунитет человека.
Вопрос: А если я знаю, как настраиваться, но раздражительность все равно остается?
Ответ: Это значит, что ваше знание находится на умственной платформе и в разум еще не проникло.
Вопрос: Что же делать, ведь так невозможно жить?
Ответ: Самое лучшее, во время работы повторять Святые Имена Бога. Если вы уже это делаете, то старайтесь, повторяя их, слушать свое повторение внимательнее, пытаясь почувствовать их высший духовный вкус.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»