Дать упражнения для развития слуховых восприятий – это гораздо более трудная задача по сравнению с упражнениями для восприятий зрительных. Развитие слуховых восприятий по системе зрительных принесло бы весьма немного пользы. Нас обвинили бы, пожалуй, в преподавании искусства подражания и чревовещания вместо усовершенствования памяти. Вероятно, вам известно, что чревовещатель может так ловко подражать звукам человеческого голоса, раздающегося с некоторого расстояния, что мы вполне поддаемся обману. Искусство его на самом деле состоит не только в разумном воспроизведении звуков, но и в развитии столь совершенного слухового восприятия, что он может различать самые неуловимые оттенки и разницу в звуках и, таким образом, способен воспроизвести их. Таким же даром обладают и многие дети и настолько точно воспринимают слышанные звуковые впечатления, что, сохранив их, оказываются способны очень искусно их воспроизвести.
В развитии слуха замечается индивидуальное различие. Некоторые вообще обладают очень острым слухом или воспринимают звуки какого-нибудь определенного рода, но слабо восприимчивы или даже совсем невосприимчивы к музыкальным звукам, тогда как многие музыканты очень несовершенно различают посторонние звуки. Некоторые отлично различают звуки одного рода и с трудом звуки другого.
Необходимы внимание и интерес, дабы ум мог получать ясное впечатление, которое могло бы быстро и вызваться, особенно справедливо в отношении слуховых впечатлений. Признанные авторитеты установили, что «половина существующей глухоты – следствие невнимания». Если это так, то вполне понятно, что развивать слуховые восприятия значит развивать внимание и интерес. Это будет более понятно, если мы вспомним, что обыкновенно мы совершенно невнимательны к звукам, когда заняты чем-нибудь другим, так как в этом случае звуки, хотя и входят свободно в наше ухо, но разум наш, занятый иным, не сознает получаемого впечатления. Часто, однако, мы в состоянии припомнить сказанное и в то время, когда мы не слушали. Это есть действие памяти предсознания.
К сожалению, в современной жизни слишком пренебрегают упражнением слуха; развитый слух может доставить нам и большее развлечение, и оказать услуги, так что мы сможем извлечь из него немало выгоды. Вообще говоря, слух способен к развитию в гораздо большей степени, чем какое-либо другое чувство. Он может быть развит упражнениями и соответственным уходом и в то же время запущен при небрежности и невнимании. Американские индейцы обладают таким удивительным слухом или, вернее, так развили его, что слышат шаги приближающегося врага, приложив ухо к земле. Простой шелест листа или треск сучка отчетливо слышатся ими. Дирижер различает самую незначительную дисгармонию или уклонение от тона или размера в его оркестре и без затруднения укажет сделавшего ошибку. Слепцы, будучи лишены зрения, развили слух до высших степеней. Он у них так остр или, точнее, у них так развито внимание и интерес к звукам, что они могут назвать предмет, мимо которого идут, по отзвуку своих собственных шагов и таким образом могут отличить неподвижно стоящего человека от фонарного столба.
Ниже мы приведем 7 упражнений для развития слуха. Их цель служить указанием упражняющемуся, который уже сам может изобрести по этому образцу другие.
- Первое упражнение. При прохождении по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и разнообразию несогласованных между собою фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Все это – последствие внимания и интереса. Конечно, это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе, разве только, если вы не чужды человеческих слабостей.
- Второе упражнение. Старайтесь различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда опять его услышите. Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать различные типы голосов и их характерные черты. Вы заметите, что у каждого человека своя присущая ему манера произносить и делать ударение на некоторых словах; вы также заметите, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией и особенностями произношения. Мы знали людей, много путешествовавших, которые были в состоянии безошибочно определить, из какой части страны происходит тот или иной человек, услыхав только его голос. Кроме того, и характер человека часто отражается в его голосе, и изучающий этот вопрос сможет составить очень хорошее представление о духовном облике говорящего. Мы советуем вам посвятить немного времени и внимания этому предмету в свободные минуты.
- Третье упражнение. Очень интересно стоять в таком месте, откуда нельзя видеть говорящих, и стараться различить их голоса и сопоставить их с лицами. Мы слыхали об игре, где несколько лиц садятся за занавеску или за ширму и произносят некоторые слова, заставляя угадывать свои голоса. Находящиеся по другую сторону ширмы стараются угадать говорящих; говорят, что последствия бывают крайне забавны, так как многие затрудняются различить голоса даже своих родных и лучших друзей, между тем как другие, внимательно относящиеся к голосам, могут угадывать обладателя каждого голоса.
- Четвертое упражнение. Нам известна была одна молодая женщина, служащая большой компании, она могла различить самую незначительную разницу в звуке шагов каждого работника, кабинет которого помещался в одном коридоре с ее комнатой. Она уверяла, что каждая походка имеет свои характерные особенности, и доходила даже до утверждения, что характер идущего обнаруживается в его поступи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Для желающего изучать характеры и в то же время развивать свой слух представляется обширная область.
- Пятое упражнение. Очень полезное упражнение будет и в том, если прослушать несложную музыкальную вещицу или простую мелодию, а потом пропеть или насвистеть ее. Такое упражнение может показаться довольно простым, и тем не менее оно сильно помогает развитию слуха и разовьет попутно внимание к звукам. Желающие попробовать найдут, что у них развивается новый интерес к мелодиям, и будут наслаждаться музыкой лучше, чем прежде.
- Шестое упражнение. Посещайте всевозможные лекции, проповеди и т.п. и, относясь с наибольшим вниманием к каждой, старайтесь повторить затем все, что вы запомнили. Перечитывайте речи, разбирайте их и повторяйте возможно больше сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и представляет собой один из наилучших способов стать умелым оратором. Студенты, долго посещающие любимого профессора, постепенно приобретают более или менее его стиль речи, а слушание хороших ораторов разовьет попутно с памятью слушателя и свободу выражения, значительно превышающую ту, которой он обладал прежде. Это особенно действенно, если ученик будет повторять изречения и выражения, слышанные им. Если упражняться в запоминании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно точнее не только слов, но и выражений, то он найдет, что развивает в себе силу выражений и суждений, которые принесут ему впоследствии пользу.
- Седьмое упражнение. Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного – это тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений. Ключ и секрет этого чудесного метода состоит в начинании с малого, постепенного прибавления и частого повторения. Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строчки из «Вед». Последний запоминает основательно строчку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, то есть он видит каждое слово строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с конца и знает место каждого слова. На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с повторением первых двух и присоединением третьей и т.д. ежедневно по строчке.
Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по 3 и т.д., пока не приобретет невероятную способность. Но индусские наставники предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Изучающему этот труд и желающему развиваться в указанном направлении мы посоветовали бы попросить кого-нибудь читать ему ежедневно по строчке и повторять эту строчку, пока она окончательно не закрепится в его памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу. Лучше начать со строчки какого-нибудь стихотворения. Прослушав строчку 1 раз, постарайтесь повторить ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собою слова, вам это не покажется трудным, раз вы приобрели навык. На второй день повторите выученную строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение представляет собой наиболее важное условие. Думайте о значении слов, также как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться слишком многим зараз не следует. Строчка в день даст вам в скором времени материал, повторение которого не очень будет затруднять вас. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и «легкости» задачи. Это та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему Библии. Они приобретают это искусство постепенно, постоянным повторением.
Это лучший способ для развития навыков запоминать услышанное или сказанное в вашем присутствии.
Вы учите не просто строки какой-нибудь поэмы, но вы развиваете и приучаете ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Вы найдете, что при таком образе действий ваша слуховая память возрастает с каждым днем. В любом случае труды ваши не останутся без награды.
Если вы найдете, что интерес ваш к этим опытам ослабевает, то возьмитесь для разнообразия за другую поэму или предмет, но не забывайте повторять по временам и старые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и поможет вам вернуться к старым строчкам с новым интересом.
Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»