Ум, или сознание вообще,- это, естественно, область саттвы. Сознание само по себе на санскрите называется саттвой. Если наш ум не является спокойным и ясным, мы не в состоянии что-либо правильно воспринимать. Саттва создает ясность и свет, благодаря которым мы познаем истины, и дает концентрацию и преданность. Раджас и тамас – факторы психической дисгармонии, которые вызывают беспокойство и заблуждения. Они нарушают работу воображения и искажают восприятие.
Из раджаса проистекает неверное представление о внешнем мире как реальном в самом себе, что заставляет нас искать счастья вне себя, и мы выпускаем из рук ниточку внутреннего покоя. Раджас создает желание, искажение, волнение и эмоциональное расстройство. Он преобладает в том аспекте ума, который связан с чувственным восприятием, так как наши 5 чувств пребывают в постоянном движении и поиске разнообразных объектов. До тех пор пока мы поглощены стремлением к чувственным наслаждениям, мы остаемся под влиянием нестабильности раджаса.
Читайте. Саттвичная диета: что это, 4 научных доказательств пользы и пример 3-дневного меню
Из тамаса проистекает невежество, которое скрывает нашу истинную природу и ослабляет силу восприятия. Из-за тамаса возникает идея эго, или отдельного «я», заставляющая нас чувствовать себя изолированными и одинокими. Тамас преобладает в сознании, которое идентифицирует себя с физическим телом. Такое сознание является вялым и ограниченным. До тех пор пока мы связываем свое самоопределение и благосостояние преимущественно с физическим планом, мы остаемся в темном мире тамаса.
Саттва – равновесие раджаса и тамаса: в ней соединяются энергия раджаса и стабильность тамаса. Повышая саттву, человек достигает покоя и гармонии и возвращается к изначальной природе и чистому духу, в чем и заключается освобождение. Однако привязанность к саттве, например зацикленность на добродетели, может сковывать ум. Поэтому лучше стремиться развить чистую саттву, в ее свободной форме, то есть саттву, не привязанную к своим собственным качествам. Чистая саттва не упрекает раджас и тамас, но осознает их место в космической гармонии – они играют роль внешних факторов жизни вообще и организма в частности. Правильным для раджаса и тамаса является такое состояние, при котором они находятся в стороне от истинной природы человека и не смешиваются с ней.
Когда в нашем сознании преобладает чистая саттва, мы выходим за рамки времени и пространства и открываем для себя свое внутреннее Я. Душа обретает свою изначальную чистоту и соединяется с Богом. Если 3 гуны не находятся в состоянии равновесия, они вызывают процесс космической эволюции, в ходе которого душа развивается, проходя через различные царства Природы, переживая в разных телах рождение и смерть, счастье и печаль. Движение 3-х гун – движение творения. Саттва, как состояние равновесия, отвечает за всякое истинное целительство и здоровье. Здоровье поддерживается саттвическим образом жизни – жизнью в гармонии с Природой и нашим внутренним Я, культивацией чистоты, ясности мышления и покоя. Раджас и тамас вызывают болезни. Раджас приносит боль, возбуждение и растрату энергии. Тамас приводит к застою, разложению и смерти. Раджас и тамас, как правило, действуют совместно. Раджас вызывает перерасход энергии, что в итоге приводит к истощению, а в состоянии истощения доминирующей силой является тамас.
Например, острая пища, алкоголь и секс являются раджастическими, или стимулирующими. В чрезмерном количестве они приводят к таким тамастическим состояниям, как переутомление и расстройство энергетической системы. На психическом уровне избыток раджаса, то есть бурные эмоции, также приводит к избытку тамаса, то есть умственной вялости и депрессии.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»