Николай Чудотворец, или Николай Угодник, или святитель Николай (ок. 270, Ликия – ок. 345) – причислен к лику святых в христианской, католической и древневосточной церквях, вероучение которых базируется на текстах Священного Писания и Священного Предания. Покровитель купцов, моряков и детей при жизни 40 лет был архиепископ ликийского города Мира (Византия).
Жизненный путь Николая Мирликийского очень похож на путь Николая Синайского (Пинарского). Оба были рождены в Ликии, стали архиепископами, причислены к лику святых и почитаются, как чудотворцы. Запутавшись в совпадениях, древние летописцы иногда объединяли деяния этих святых. Поэтому на протяжении нескольких веков действовало заблуждение о существовании в церковной истории всего одного святого Николая Чудотворца.
Жизнеописание
В соответствии с житием, родился святитель Николай в III веке на территории современной Турции в колонии греков Патара. В те времена культурный и внешний облик этого региона находился под влиянием эллинистических традиций, а Ликия входила в состав Римской империи. В раннем детстве проявился интерес Николая к религии и юноша решил всю жизнь посвятить служению Христу. Принято считать, что его родители были очень состоятельными христианами и обеспечили ему хорошее начальное образование в Патаре (провинция Ликия). Перепутав его с Николаем Пинарским, многие древние биографы ошибочно полагали, что матерью Николая Мирликийского была Нонна, а отцом – Феофан (Епифаний).
Николаю с детских лет легко давалось изучение Божественного Писания. Все свободное время он проводил в храме, а по ночам читал священные книги и молился, творя из своего тела достойное жилище для Духа Святого. Его дядя епископ Николай Патарский, видя такое усердие, назначил его чтецом, а позже возвел в священники, доверил Николаю говорить проповеди и поучать паству.
После смерти родителей святитель Николай унаследовал значительное состояние, которое он полностью отдал на благотворительные нужды.
Начало служения святителя Николая священником припало на время, когда в Римской империи правили императоры Диоклетиан (284-305) и Максимиан (286-305). Диоклетиан в 303-м году подписал эдикт, которым разрешалось систематически преследовать христиан на всей территории империи. Жестокие правители отреклись от престола первого мая 305 года, и их приемник в западной части империи – Константин Хлор (305-306) отменил гонения верующих в Христа и запретил погромы христианских домов. На востоке римской империи с 305 года правил Галерий (305-311), который продолжал преследования христиан и издал эдикт о веротерпимости лишь перед самой своей кончиной в 311 году. 8 лет (303-311) узаконенного систематического гонения христиан считаются самыми продолжительными в истории Римского государства.
Соправитель Галерия – Лициний (307-324) – после его смерти относился к представителям христианской религии вполне терпимо. В результате общины христиан стали активно развиваться. Именно в этот период в Мире (современное название города в турецкой провинции Анталия — Демре) епископом был святитель Николай.
Современники приписывают ему разрушение некоторых храмов языческих богов, среди которых храм Артемиды (в римской мифологии Диана). Существует древнее сказание, которое подтверждает грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский, будто бы во время Вселенского собора (325) Николай дал пощечину своему оппоненту Арию. Согласно учению Иоанна Златоуста: «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его – не отвращайся… Пусть узнают необузданные развращенные… еретики, что им подобает бояться рабов Божьих», «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».
Вероятно, благодаря этому инциденту святитель Николай стал популярен как заступник оклеветанных, который часто приходил им на помощь и избавлял от несправедливого заточения. Кроме того, он молился за путешественников, в особенности за моряков.
Деяния и чудеса
Именно к святителю Николаю чаще всего обращаются за помощью и защитой мореплаватели в час кораблекрушения или сильного шторма. В его жизнеописании значится о том, что в юношеские годы он учился в Александрии. В одном из своих путешествий на корабле из Миры в Александрию он воскресил моряка, который разбился насмерть, сорвавшись с корабельной оснастки во время бури. В другом эпизоде из жизнеописания святого говорится о спасении моряка во время обратного путешествия из Александрии в Миру, вместе с которым Николай после прибытия пришел в церковь.
Среди католиков очень популярна легенда о бескорыстной помощи святителя Николая трем юным девушкам. Отец трех прекрасных сестер был очень беден и не мог им обеспечить приличное приданое. Поэтому он решил извлечь доход из их красоты. Прослышав об этом, Николай проникся судьбой несчастных и решил им помочь. Не желая унижать их и зная, что они вряд ли примут помощь от незнакомого человека, он скромно, скрываясь от посторонних глаз, пробрался в жилище красавиц и оставил небольшой кошелек с деньгами для старшей дочери. Через год, когда подросла средняя дочь, Николай решил и ей помочь устроить свою судьбу. Некоторые версии истории, говорят о следующем дне. Отец девушек догадался о том, что кто-то помогает его семье и решил отблагодарить доброго человека. Он спрятался в комнате у младшей дочери и дождавшись ночи визита, увидел благочестивого Николая. Известно два варианта дальнейшего развития сюжета. Первый – Николай попался, но принимать благодарность отказался, мотивируя свой поступок тем, что отец дочерей должен благодарить лишь Бога. Второй – святитель заранее проведал о коварном плане бедняка, поэтому бросил свое пожертвование через дымоход. Кошелек с деньгами упал прямо в носок младшей дочери, который сушился возле огня. Эта церковная легенда стала основой для создания в народе образа доброго Санта Клауса, залетающего через дымоход и оставляющего подарки в носках у камина.
Святитель Николай прославился также своим умением справедливо и честно примерять враждующие стороны, защищать права невинно осужденных и избавлять от напрасной смерти.
Перенесение мощей
Турки, варварски опустошающие территорию Византии в ХІ веке, не останавливались ни перед чем, оскверняя и уничтожая национальные святыни и народное достояние: храмы, иконы, мощи святых, книги. Турки даже попытались развеять по миру останки самого чтимого всеми христианами Николая Чудотворца.
По мотивам старинной легенды, в 792 году арабский халиф Харун Ар-Рашид, который после своего отца продолжал вести борьбу с Византией, приказал начальнику своего флота Хумейду полностью разворовать остров Родос. Успешно справившись с приказом своего повелителя, он поспешил к Мирам Ликийским, дабы разрушить и обворовать саркофаг с мощами святителя Николая. Но как оказалось позже, уничтожение постигло другой гроб, рядом стоящий. Варвары не успели опомниться от содеянного, как сильный шторм в море разбил почти всю флотилию святотатцев.
Ни восточные, ни западные христиане, и в частности итальянцы, не смогли смириться с такими выходками турков-мусульман: они очень переживали за судьбу мощей святителя. Поэтому в 1087 году торговцы и купцы из Венеции и Бари решили посетить Антиохию с той целью, чтобы, возвращаясь домой в Италию, взять с собой мощи святителя Николая.
По предварительно разработанному плану, двоих барян послали в город, чтобы разведать обстановку. Возвратившись, они доложили, что все спокойно, а в церкви, где покоятся мощи святителя, находятся несколько монахов. 47 вооруженных чужеземцев мгновенно последовали к храму. Сторожившие гробницу монахи без всяческих подозрений даже указали ее местонахождение. Причем один из монахов по наивности и доверию сам рассказал незнакомцам о своем ночном видении: якобы сам святитель Николай просил бережнее и внимательнее отнестись к хранению мощей. То, что поведал монах, еще больше воодушевило итальянцев, так как они разглядели в этом некий знак. Для оправдания своего поступка чужеземцы честно признались в своих тайных планах, предложив монахам большой выкуп – 300 монет золотом.
Но монахи не только наотрез отказались, но и решили поведать об этом всем жителям города. Осуществить это им не удалось, потому как итальянцы их связали и приставили еще охрану.
Чужеземцы-баряне разрушили помост и обнаружили под ним гробницу, которая была полностью наполнена святым миром, после чего Лупп и Дрого, пресвитеры, а также все присутствующие приняли участие в совершении священного обряда литии. Далее, юноша, назвавший себя Матфеем, начал доставать из гробницы мощи. Все это происходило 20 апреля 1087 года.
Пресвитер Дрого вместе с барянами, облачив в одежду мощи, бережно отнес их на борт корабля. Освободившиеся от плена чужеземцев монахи поспешили уведомить горожан о том, что итальянцы похитили мощи. Жители Антиохии все как один высыпали на морской берег, но увы, они уже не могли вернуть святыню.
Приплывшие 8 мая в город Бари корабли привезли радостную весть, о которой мгновенно узнали все горожане. Наутро следующего дня мощи святителя со всеми почестями доставили в церковь святого Стефана. Вся церемония сопровождалась исцелением больных и помощью несчастным. Миряне еще больше благоговели перед личностью великого Богоугодника. Через несколько лет в Бари в честь святителя Николая построили церковь, которую впоследствии освятил папа Урбан II.
Сегодня мощи покоятся в Бари в базилике святого Николая. Там же находится и православная церковь. Но все же часть мощей осталась в Турции и хранится в храме святого Николая.
Баряне успели забрать большую половину мощей, а в могиле остались только мелкие частички. Венецианские моряки во время Первого крестового похода собрали фрагменты и доставили их в Венецию. Некоторое время спустя в Венеции возвели церковь святого Николая, который стал покровителем моряков. В результате проведенных независимых исследований в Бари и Венеции было доказано, что мощи принадлежат одному и тому же скелету.
Установление праздника
Изначально перенесение мощей святителя Николая праздновали только в городе Бари, в Италии. Страны Востока и Запада, где исповедовали Христианство, не принимали этот праздник, невзирая на его известность. Церковь в Греции также не считала этот день праздником, так как это событие относилось к разряду очень печальных.
В то же время на Руси почитание святителя Николая довольно быстро стало широким и повсеместным. После 1087 года Русская Православная Церковь 9 мая начала праздновать перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари благодаря прочно установившемуся в сознании русского народа великого святого. Однако архиепископ Черниговский Филарет не поддерживал эту дату, считая годом перенесения мощей святителя Николая – 1091 год, а митрополит Московский и Коломенский Макарий утверждал, что праздник установил Митрополит Киевский Иоанн II (1077-1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк придерживается мнения, что этот праздник установила сама церковь, в частности, святитель Ефрем (1089). Ученый Д. Г. Хрусталев предполагает, что на Руси эту дату начали праздновать в 1092 году.
Сегодня праздник перенесения мощей активно поддерживают Русская и Болгарская церкви. В Сербии церковный праздник Слава Святого Николая Чудотворца – самый почитаемый. Католики за пределами итальянского города Бари не поддерживают празднования, чего не скажешь о католиках самого Бари.
Почитание
Церковный календарь Русской православной церкви сегодня выделяет 3 даты празднования Дня святого Николая. Каждый из этих дней отличается своей гимнографией:
Греческое происхождение доказано точно только касательно одной из указанных выше памятных гимнографий – Преставления св. Николая. Служба на этом празднике была составлена в Византии. Другие 5 памятных событий почитаемы Русской православной церковью и соответственно гимнографии к ним составляли российские песнотворцы.
Отдельно следует выделить группу праздников, восславляющих чудотворные иконы святителя, которых в церковном календаре значится довольно много. Кроме того, память Николаю Чудотворцу принято воздавать еженедельно по четвергам, исполняя в храме особые песнопения.
Память о святителе Николае была включена в 1987 году в Собор Тульских святых, созданный в канун тысячелетия Крещения Руси и 200-летия Тульской епархии.
Мощи святителя Николая
После смерти останки святого Николая были похоронены в церкви города Миры (Демре). В начале мая 1087 года итальянские купцы хитростью забрали мощи святителя и перевезли их в город Бари, на юго-востоке Италии. В настоящее время они находятся в крипте базилики Св. Николая.
Группа ученых из Великобритании в 2005 году провела реконструкцию лица святого на основании анализа строения черепа. Согласно их исследованию, Николай был крепким мужчиной среднего роста 1,68 м. Лоб его был довольно высоким, скулы четко очерчены, глаза – карие, кожа – смуглая.
В России
Почитание Николая Чудотворца «повсюду чествуемого» на территории государства российского и Российской империи было особенно распространено. Количество возведенных в его честь храмов постоянно увеличивалось, а число посвященных ему икон уступает лишь количеству икон Пресвятой Богородицы. Имя Николай до начала XX века было одним из наиболее популярных среди мальчиков из аристократических семей, купцов и крестьян.
Памятники в России
В славянской традиции
Среди славян Николай Чудотворец всегда был особо почитаем. В восточнославянских культурных традициях он по значимости и почитанию приближается к самому Богу (Христу).
Согласно народным поверьям Николай является главным среди святых и входит в святую троицу. В случае отсутствия Бога он даже может сменить его на троне. В одной из белорусских легенд Полесья говорится о том, что «Сьвяты Микола» не только старейший из святых, но и главный над всеми. Он наследник божий и если Бог умрет, то именно он будет главным и никто другой. Сюжет легенды украинских Картпат говорит об особом почитании святого, которого Бог собственноручно сделал владыкой. Будто бы Николай так усердно молился в церкви, что корона из чистого золота сама упала ему на голову.
У славян Запада и Востока образ святителя и его основных функций на небе перекликается с образом святого Михаила. Например, Николаю приписывают владение ключами от небесных врат и покровительство над ратниками. У южных славян образ святителя схож с образом святого Георгия, который славится истреблением змей и был «волчьим пастырем». Именно в день «Зимнего Николая» крестьяне подбрасывали кусочек железа в печь, а в порог втыкали нож, заговоренный молитвой, чтобы уберечь себя и скотину от волков.
В славянской культуре св. Никола покровительствовал скоту и диким зверям, пчеловодству, земледелию и олицетворял связь с загробным миром. Противостояние «грозного» пророка Ильи и «милостивого» Николая в фольклоре, а также спектр его покровительства, свидетельствует о переложении на его образ некоторых особенностей присущих языческому божеству Велесу.