Один адепт Дзэн-Буддизма стоял на вершине холма рано утром в одиночестве. Он стоял, не двигаясь, одинокий, как холм. Мимо проходили трое, которые вышли на утреннюю прогулку. Они посмотрели на этого человека и пришли к разным выводам по поводу того, что он делает.
— Я знаю этого монаха,- начала первый.- Когда-то у него потерялась корова. Вот он стоит здесь, смотрит с холма, где она.
— Но, судя по тому, как он стоит, он вообще не смотрит,- сказал второй.- Он не движется, его глаза, похоже, почти закрыты. Таким образом, человек не ищет что-то. Я думаю, он совершал утреннюю прогулку с приятелем, и тот отстал. Он ждет, пока приятель подойдет.
— Похоже, что причина не в этом, так как если кто-нибудь ждет кого-то, он иногда оглядывается, чтобы посмотреть, идет ли приятель или нет,- сказал третий.- Но он совсем не двигается, он не оглядывается. Он не ожидает, это не поза ожидающего человека. Я думаю, он молится или медитирует.
Они настолько разошлись во мнениях и настолько возбудились по этому поводу, что решили, подойти и спросить его самого.
Они добрались до него, и первый спросил:
— Ты ищешь корову? Ведь я знаю, что когда-то ты ее потерял и теперь должен ее найти.
— Я ничем не обладаю, поэтому и ничего не может быть утеряно,- открыв глаза, ответил мастер.- Я не ищу ни корову, ни что-либо еще.
Второй сказал:
— Тогда, должно быть, прав я. Ты ждешь друга, который отстал.
— У меня нет друзей и врагов, как я могу ждать кого-нибудь?- сказал мастер.- Я совершенно одинок, и никто от меня не отставал, так как никого нет.
Тогда третий сказал:
— Значит прав я, потому что других возможностей нет. Я думаю, ты молишься, медитируешь.
— Ты — самый глупый, ведь я не знаю никого, кому мог бы молиться, и у меня нет никакого объекта достижения,- засмеявшись, сказал мастер.- Как я могу медитировать?
Тогда все трое одновременно спросили:
— Что же ты тогда делаешь?
— Я просто стою и ничего не делаю,- ответил человек.