Ян-аспект создания человека включает соединение сперматозоида с яйцеклеткой, внутриутробное развитие зародыша, сами роды и младенчество. Этот Ян-аспект полностью подобен Ян-аспекту дома в том смысле, что действительная постройка дома, начиная с работы архитектора и кончая работой художника, включает только физические процессы.

Здесь уместно задать метафизический вопрос: кем и как был разработан Инь-аспект создания человека? Найдутся такие, кто будет утверждать, что создание, рождение и т.п. просто «случается», без какого-либо порядка или плана. Но это несерьезное и слишком наивное представление о создании.

Посмотрите, какое замысловатое планирование необходимо для обеспечения тушения пожара в доме. Сначала, пятьдесят или сто лет назад, заранее составлялся план и в удобном месте устанавливался пожарный гидрант, который использовался для тушения пожара в случае его возникновения. Теперь используются пожарные машины, оборудованные лестницами, топорами и т.п. Вся эта подготовка и осуществляемое специалистами планирование борьбы с огнем всегда отличаются большой сложностью. Пренебрегать нельзя ничем. Даже болт не с той резьбой может привести к утечке, в результате которой вся система окажется неэффективной. Рассматривая этот простой пример борьбы с огнем, разве логично предполагать, что в несравнимо более сложном процессе создания человека не существует ни плана, ни порядка? Ян-аспект этого процесса – союз двух людей, зачатие и рождение – всегда точен, с какой стороны к нему ни подойти. Строение мужчины и женщины таково, что, объединяясь, они во всем дополняют друг друга. Возьмите хотя бы необходимые физиологические изменения, которые происходят в теле беременной женщины. Ее таз смещается, матка увеличивается, грудные железы наполняются молоком. Все это совершается в определенное время в совершенной последовательности. Процесс, несмотря на свою невероятную сложность, полностью естествен.

Из всего сказанного следует, что кто-то, какая-то сила обладала основным планом, который определял необыкновенное чудо творения. Несмотря на разработанную Чарльзом Дарвином теорию эволюции, которая сыграла важную роль, ученые до сих пор продолжают поиски решения вопроса творения. Даосы полагают, что тайна творения – это часть Дао и никаких новых объяснений сейчас предложить нельзя. Причина та же, что и тысячу лет назад, когда люди трепетали перед громом и молнией. Только религии пришли к конкретному выводу: Великий Творец, Создатель – это Бог. Конечно, есть люди, которые не могут с этим согласиться и требуют ответа на вопрос: «Если Бог создал Вселенную, то где же сам Бог? Раз я не знаю Бога, как я могу поверить, что он создал Вселенную?» Но это жалкий аргумент, потому что на такой вопрос можно ответить контрвопросом: «А вам известен создатель пожарного гидранта? Если нет, как можете вы поверить в то, что он действительно был кем-то сконструирован?»

«Я должен увидеть, чтобы поверить» – не слишком удачный критерий истины. Наши глаза обладают очень ограниченными возможностями. Мы не можем видеть на таком же расстоянии, на каком видит орел, или находить свой путь в темноте, подобно кошке. Для человеческого глаза видимый спектр ограничен определенной длиной и интенсивностью световой волны. Мы ограничиваем свое восприятие Вселенной тесными рамками, полагаясь всякий раз на свои собственные глаза и ощущения. В результате истина превращается в произвольное отражение ограниченного визуального восприятия. Безусловно, наше ощущение и восприятие Вселенной было бы совсем другим, если бы мы, например, вместо видимого спектра света могли использовать рентгеновские лучи. Тогда мы вообще бы не замечали мышечного покрова и принимали бы скелет за истинную форму человека.

Наше восприятие Вселенной ограничено не только нашим зрением, но и возможностями всех остальных органов чувств. Наше представление о мире определяется нашими чувствами и, следовательно, оно субъективно. У разных существ, если отличаются их органы чувств, это представление будет различным. Летучая мышь воспринимает мир главным образом с помощью ушей. Ее уши играют ту же роль, что и наши глаза, а глаза подобны нашим ушам (то есть их роль вторична). Совершенно ясно, что представление летучей мыши о мире полностью отличается от нашего. Кто может сказать, какое из них правильное? Дело в том, что всякое восприятие мира субъективно. Это всего лишь очень маленькая часть целого. И хотя кажется вполне очевидным, что наши чувства недоразвиты и что мы крайне ограничены несовершенными пятью чувствами, мы все время забываем о своих ограничениях. Человеческие существа вообще отличаются слишком высоким самомнением и постоянно обманываются, веря в то, что они видят, слышат, чувствуют, осязают и обоняют гораздо больше, чем на самом деле.

Мы очень высокого мнения о нашей технологии и очень гордимся своими успехами. Но наша технология – это всего лишь продукт нашего восприятия Вселенной и, следовательно, она все еще очень ограниченна. Рассмотрим, например, такую проблему: как добиться того, чтобы комната стала пустой? Раньше нам достаточно было вынести из комнаты мебель и другие предметы, и мы считали ее пустой. Потом мы узнали, что такая комната не является пустой, потому что ее наполняет воздух. Потом мы научились избавляться от воздуха, создавая вакуум, но вслед за этим обнаружилось, что и в этом случае помещение нельзя назвать пустым – его заполняют свет и радиоволны. Возможно, нам удастся удалить и эти элементы. Можем ли мы после этого хотя бы на сотую доля процента быть уверенными в том, что теперь комната пуста? Очень вероятной кажется возможность существования в ней чего-то такого, о чем не знает даже самая передовая наука.

Видите, сколько неразберихи и новых вопросов возникает в нашей голове, если задать простой вопрос: «Как сделать комнату пустой?» А теперь зададим более сложный вопрос: «Кто я?» Сначала ответ кажется вполне очевидным, но чем больше мы будем думать над ним, тем больше он будет ставить нас в тупик, так что по сравнению с ним первый вопрос, «Как сделать комнату пустой?», начнет казаться простым.

Ваши чувства – часть вашего физического тела, и тем не менее ваше сознание, или эго, которое является самой важной частью реальной вашей сущности, зависит от этого физического тела и его чувств. Вы отождествляете это сознание и эго, которое является его результатом, с вами. Но как вы можете узнать себя с помощью такого субъективного и несовершенного инструмента, как ваше тело и чувства? Когда вы, например, болеете, то для того, чтобы установить, что с вами происходит, вы обращаетесь к врачу. Хотя это и ваше собственное тело, вы вынуждены спрашивать о нем кого-то другого, кто в нем не обитает. Можно ли после этого с уверенностью утверждать, что вы знаете самого себя? Когда болеет ребенок, разве не мать знает о нем больше всех? И все же она вынуждена приглашать врача, чтобы узнать, в чем дело. Как же после этого мать может утверждать, что она знает, кем является ее ребенок?

Рассмотрим еще один пример из нашей повседневной жизни. Каждый день мы ложимся спать и каждый день просыпаемся. Можем ли мы понять процессы засыпания и пробуждения? Можем ли мы наблюдать, как мы засыпаем, чтобы изучить этот процесс? Можем ли мы следить за своим пробуждением, чтобы понять, как это происходит? Обладаем ли мы хотя бы малейшей способностью понять то, что мы делаем изо дня в день?

Но самое забавное в нашем отсутствии самопознания – то, что в своем невежестве мы истязаем себя. Мы окружили себя сложным набором ограничений и требований, большинство из которых часто не только не нужны и искусственны, но и наносят нам вред. Станете ли вы завязывать галстук на птичьей шее? Конечно, нет, если только вы не хотите причинить боль птице. И в то же время мужчина ежедневно обвязывает вокруг своей шеи эту неудобную деталь туалета. Наденете ли вы собаке туфли на высоких каблуках? Конечно, нет, потому что от этого деформируются ее ноги. И несмотря на это, миллионы женщин постоянно ходят на высоких каблуках. Заключив животное в клетку, будете ли вы ждать от него того же образа жизни, что и на воле? Но сами себя вы ежедневно заключаете в клетку ради такой искусственной вещи, как деньги.

Но мы не только не знаем себя, не только наносим себе вред и заключаем себя в тюрьму,- мы еще разрушаем себя! Кто не согласится с тем, что волнения и депрессии для нас вредны? И можем ли мы назвать в наши дни кого-нибудь, кого бы волнения не доводили до депрессии? Все мы хорошо знаем, что, если мы устали, нам необходимо отдохнуть, чтобы сохранить свое здоровье. Но чем мы занимаемся в пятницу вечером, тяжело проработав всю неделю? Мы отправляемся на вечеринку, где проводим всю ночь. Имея избыточный вес, мы слишком много едим. Мы платим деньги, ради которых изводим себя на работе, за пачку сигарет, на которой ясно написано, что сигареты опасны для здоровья. Мы выпиваем и садимся за руль, слушая по радио сообщения о том, сколько людей погибли из-за того, что вели машину в нетрезвом состоянии.

С одной стороны, мы ничего не знаем о себе, мы наносим себе вред и заключаем себя в тюрьму, мы разрушаем и убиваем себя. С другой стороны, мы очень привязаны к своему телу и своему эго. Боль и удовольствие мы ощущаем непосредственно через них. Это ставит нас в очень трудное положение. Мы как будто находимся в ловушке, которую устроили тело и эго. Всеми нашими чувствами руководят тело и эго. В результате не остается места, воздуха, пространства для других, более плодотворных возможностей. Например, если кто-нибудь, желая вам польстить, скажет, что вы прекрасны, вы автоматически испытываете удовольствие. Но стоит кому-нибудь сказать, что вы отвратительны, вы тут же чувствуете боль и злость. Это применимо ко всем и говорит о привязанности человека к своему телу.

Рассмотрим другой пример. Три человека делят между собой шестьсот долларов. Так как доля каждого составляет двести долларов, никаких проблем не возникает и никого это не беспокоит. Но если трое должны разделить семьсот долларов, причем одному из них полагается триста, то один выигрывает, а остальные двое теряют. Это приводит к разногласиям, и каждый начинает думать, как сделать, чтобы лишняя сотня долларов досталась именно ему.

Многие аспекты этой проблемы можно наблюдать на примере спортивных болельщиков. Если человек ничего не знает о баскетболе, его не волнует, кто выигрывает или проигрывает, его просто интересует зрелище. Такого человека можно считать относительно непривязанным. Но если он продолжает следить за баскетболом, он вскоре узнает достаточно о правилах и технике игры, так что начинает испытывать разочарование, если кто-то во время игры совершает ошибку. Такой человек становится более привязанным к игре и в результате больше подвержен ее влиянию. В конце концов он становится болельщиком и у него появляется любимая команда. Игра перестает быть приятным зрелищем, и человек утрачивает отношение «хочу – смотрю, не хочу – не смотрю». Теперь каждая игра и каждый свисток судьи вызывают у этого человека потоки эмоций, потому что он полностью привязан к игре. Если выигрывает его любимая команда, он любит всех и каждого, если же любимая команда проигрывает, он ненавидит ту, которая победила в этой игре.

Чем больше мы к чему-то привязаны, тем сильнее бывают боль и удовольствие, которые мы ощущаем. По мере того как мы становимся старше, мы привязываемся к множеству вещей и жизнь превращается в массу запутанных, приносящих разочарование эмоциональных стрессов. Ребенку все кажется очень простым и основательным. Когда он видит лежащее на столе яблоко и хочет его съесть, он не задумывается дважды, брать его или не брать. В противоположность ему, взрослый человек хорошо подумает, прежде чем взять яблоко. Он будет думать: «Чье это яблоко? Могу ли я его съесть?» и т.п. Вещи для взрослых становятся куда более сложными, потому что существует множество искусственных мыслей, которые накладываются на наши истинные чувства. Мы отделены от естественных чувств, которые возникали у нас, когда мы были детьми.

В различных религиях существуют особые законы, которые помогают человеку преодолеть свою привязанность к собственному телу и эго и посвятить себя Богу. Одни предлагают забыть о себе настолько, чтобы ум открылся Богу. Другие религии проповедуют такую отрешенность от тела, которая освобождает от всех телесных привязанностей. Но все эти религиозные установки слишком сложны и абстрактны, чтобы пользоваться ими в повседневной жизни. Об этом гораздо легче говорить, чем делать. И, если вы не готовите себя к монашеской жизни, следовать им очень трудно.

Для того чтобы представить себе, насколько противоестественна привязанность, посмотрите, как мы используем свои руки. Правой рукой мы обычно пользуемся больше, чем левой, но мы за это не злимся на свою левую руку. Если бы мы реагировали так, как мы это делаем в большинстве случаев, мысль о том, что нашей левой руке так хорошо живется, свела бы нас с ума. Но мы знаем, что это не так. Мы относимся к обеим рукам одинаково, несмотря на то что правая обычно используется больше. Мы ощущаем равновесие Инь-Ян и гармонию между правой и левой рукой. Этот пример помогает нам понять, что привязанность к любым действиям приводит к саморазрушению. Это саморазрушение может быть остановлено, если мы научимся понимать все свои аспекты так, как мы понимаем свою правую и левую руку.

Если мы попытаемся воспользоваться очень сложным, чувствительным и хрупким механизмом, не изучив тщательно, как он работает, мы, скорее всего, по ошибке выведем его из строя. Руководство по эксплуатации, язык, на котором оно написано, исходное назначение и цель, которая поставлена перед этим механизмом,- это его Янь-аспект. Если мы можем найти Инь-аспект этого механизма, значит, мы можем понять его и начать использовать по назначению, не выводя его из строя и в конце концов, может быть, даже расширив область его применения.

Вы – такой же механизм, столь же тонкий и хрупкий. И вам нечего надеяться справиться со своим собственным механизмом, не раскрыв его Янь-аспекта. Если вы осознаете свое «руководство по эксплуатации», то сможете максимально развить свое собственное «я» и свои таланты. Тогда вы сумеете сделать что-то хорошее для себя и для других.

Если мы не знаем своего собственного Янь-аспекта, наша жизнь становится запутанной, саморазрушительной и нездоровой. Результаты этого недостатка информации мы можем наблюдать на каждом шагу. Человек обладает природными математическими способностями, но тратит всю свою жизнь на изучение английского. У другого музыкальный талант, но он никогда не сможет его развить, потому что все убеждают его стать дантистом. Несчастливая, полная разочарований и неудовлетворенности жизнь большинства людей является результатом отсутствия знаний о собственном Инь-аспекте. Оказывается, что для реализации своих возможностей необходимо овладеть методами нахождения Янь-аспекта, этого «руководства по эксплуатации» для самого себя. Конечно, наиболее эффективный метод поиска и нахождения этого Янь-аспекта – медитация.

Автор: Чжоу Цзунхуа
Источник: книга «Дао медитации. Путь к просветлению»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии