Подобно хорошему астрологу, хороший врач старается первым делом выявить сильные стороны больного и только затем его слабости, надеясь, по мере возможности, использовать эти сильные стороны в борьбе со слабостями. Настоящий индийский астролог может составить гороскоп любым из 3-х независимых методов:
- через вычисления
- через хиромантию
- через созерцание внешности человека
Вималананда мог безошибочно считывать гороскопы людей, просто глядя на их внешность. Даже отпечатки пальцев могут многое рассказать, например, люди, у которых отпечатки имеют арки, с раннего детства проявляют тенденцию к запорам и другим желудочно-кишечным расстройствам. Астрология важна для диагностики, потому что раскрывает внешние и внутренние силы, действующие на человека, а также результат влияния этих сил на его судьбу. Знание о движении Солнца, Луны и планет столь же важно для медицины, как для военного искусства и половой жизни.
Один из самых известных аюрведических терапевтов недавнего времени Трьямбакам Шастри жил в Бенаресе около 100 лет назад. Всякий приходивший к нему пациент должен был сперва позвонить в колокольчик, висевший с наружной стороны двери. И как только звук колокольчика касался его уха, Трьямбакам Шастри отмечал время, делал небольшие астрологические расчеты и отбирал 3 возможных лекарства. Затем пациент входил в дом, и диагностика продолжалась другими методами, но почти всегда нужное лекарство оказывалось одним из тех 3-х, которые были отобраны с помощью
астрологии.
Джуди Пуг из университета Британской Колумбии считает, что индийская астрология включает в себя 3 различные искусства:
- искусство диалога
- искусство предсказания
- искусство оказания помощи
Аюрведический терапевт работает с пациентами практически так же: общается с пациентами, разворачивает вероятный ход болезни и предлагает лекарства, которые облегчат страдания и помогут выздоровлению. Астрология, медицина и духовное знание – это 3 различные дисциплины, общая цель которых – помочь людям понять их состояние и научить, как с этим состоянием следует поступать. Для этой цели практикующие эти дисциплины создают образы действительности, причем гуру прибегает к богам и космическим принципам, астролог – к планетам, а врач – к 3-м дошам.
Эти процессы требуют того, чтобы субъективное время индивидуума было соотнесено с объективным временем этой условной системы отсчета (с космическим временем в духовных дисциплинах, календарным временем в астрологии и сезонным временем и «временем болезни» в медицине). Четко обрисованная взаимосвязь субъективного и объективного указывает человеку его место в общей системе и вселяет в него уверенность, которая сама по себе – подобно уверенности клеток совершенной ткани – способна творить чудеса. Амулеты, которые учитель дает ученикам, драгоценные камни, которые астролог предписывает своим клиентам, лекарство, которое дает врач своему пациенту, – все эти вещи не только оказывают свое воздействие в соответствии с их внутренними качествами, но и действуют как мнемонические устройства, как постоянное напоминание о полученных советах и предсказаниях.
И подобно гуру или астрологу, врач обязан все время, особенно в течение диагностического процесса, посылать своему пациенту целительную энергию. Отрывать диагностику от лечения можно с тем же успехом, что и отрывать следствие от причины. Само название болезни, произнесенное вслух, может стать для пациента либо отправной точкой на пути к выздоровлению, либо вывести его за ту грань, откуда уже не будет возврата, – в зависимости от того, как назовет ее врач. «Надежда умирает последней» – даже превращенная в клише эта поговорка не утрачивает своей истинности. Веру и надежду – союзников врача – нужно укреплять как только возможно.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»