Евфросиния Полоцкая (Ефросинья, крестное имя – Евпраксия или Параскева; мирское имя – Предслава (Предислава); родилась между 1101 и 1105 годом – умерла 23 мая или 25 мая 1167 года) – инокиня и просветительница Древнерусского государства.
Евфросиния Полоцкая, ставшая одной из значимых фигур в истории просвещения Древней Руси, в миру носила имя Предслава (Предислава) и принадлежала к княжескому роду: ее батюшка – Георгий Всеславич – был князем Полоцким.
Когда будущей святой исполнилось 12 лет, ведомая Божьей волей, она не стала связывать себя династическими узами брака, а покинула этот суетный мир, всецело предавшись служению Спасителю в стенах обители. Свое послушание она проходила в Софийском храме: в скриптории Евфросиния занималась переписыванием и переводом монастырских книг.
На протяжении всей своей жизни она много делала для сохранения и укрепления православной веры на полоцкой земле: так, на собственные средства Евфросиния сумела возвести 2 храма, а также организовала женский и мужской монастыри, последнему из которых она подарила одну из святынь христианского мира, относящуюся к произведению византийского искусства – образ «Богоматерь Одигитрия Ефесская». Монастыри и церкви стали не только настоящими центрами просвещения на пути к духовной жизни, но и частью образовательного и творческого процесса: здесь располагались богадельня, скрипторий, библиотеки, а также иконописная и ювелирная мастерские.
Свой нелегкий путь преподобная закончила в 1167-м году в Иерусалиме, где, прислонившись к Гробу Господню, тихо и безболезненно отошла в мир иной в русском монастыре Божией Матери. Ее тело было предано земле в обители святого Феодосия.
Дата рождения
О дате рождения Евфросинии Полоцкой исторические документальные источники не приходят к единому мнению, приводя абсолютно противоречивые данные: начиная от 1100-го и заканчивая 1120-м годом. Тем не менее, многие придерживаются авторитетного мнения, высказанного А. Мельниковым, известным в узких кругах исследователем жизненного пути святой, который указывает на январь, 5-го числа, 1104-го года.
Семья
Предислава или Предслава (быть может, это имя означает «дальняя слава, в честь некогда несокрушимого и великого Полоцка) была древних княжеских кровей: ее родовое древо происходит от Изяслава, являющегося отпрыском князя Владимира, крестившего Киевскую Русь, и Рогнеды.
Предислава была долгожданным и желанным ребенком у своих родителей; кроме нее, исторические свидетельства упоминают ее младших братьев и сестру: Гордиславу Святославовну, Давида, Василька и Вячеслава.
Отец преподобной Евфросинии – князь Георгий – был самым юным в своем роде, а значит, не мог быть посажен на княжение в Полоцке. Как полагает ряд исследователей, ему были вручены бразды правления Витебском, где он и принял сие служение, неся миру христианское просвещение и образование; там, возможно, и родилась Предислава.
Ее матушка была также высокого дворянского рода: считается, что она была старшей дочерью Владимира Мономаха и была связана родственными узами с домом византийского правителя Мануила I Комнина, однако современные исторические исследования последнюю версию не подтверждают.
Монашеский постриг
Будучи княжеского рода, Евфросиния получила прекрасное образование, и как большинство девушек из аристократического круга, повинующихся воле отца, должна была выйти замуж за богатого и знатного дворянина. Но в душе 12-тилетней девочки уже зародилось непреодолимое желание служения Христу, и она, отказавшись от брачных уз и других мирских устремлений, тайно приняла монашеский постриг в Полоцкой обители. А. Мельников предполагает, что это посвящение было совершено в феврале, 15 числа, 1116-го года.
В то время настоятельницей женской обители являлась вдова покойного князя Романа Всеславича и родная тетя Предиславы. Первоначально она не поддерживала высоких порывов девушки, страшась гнева влиятельного князя Витебского и одновременно ее батюшки Георгия, но затем, видя бесперспективность уговоров и назиданий, смирилась с ее выбором, благословив на благое дело. Упоминается, что таинство посвящения в невесты Христовы совершал не епископ, как того требовали строгие монашеские предписания, а простой священник. Мельников считает, что представитель высшего духовенства был слишком немощен для совершения подобных действий, да и щепетильность всей ситуации требовала особой осторожности: огласка могла только навредить девушке.
Во время пострига Предислава была наречена Евфросинией. Возможно, отречение от мира было совершено 25 сентября, так как в этот день православные чествуют еще одного великого светильника христианской веры – Ефросинию Александрийскую.
Образовательная и просветительская деятельность Евфросинии
Переписывание книг
По истечении небольшого периода времени после пострига послушница, по благословлению тогдашнего руководителя духовенства Льва, поселилась в келье при Софийском соборе (это произошло, по разным источникам, в 1118-м – 1122-м годах). Основным ее занятием в то время стало переписывание книг; возможно, это было ее монашеским обетом. Своей работе она предавалась в скриптории, располагающемся при соборной библиотеке. Данное послушание требовало очень большого физического напряжения, поэтому этим занимались исключительно мужчины: приходилось писать на пергаменте, поместив его на ладонь своей левой руки, упираясь локтем в собственное колено; каждую букву приходилось тщательно выводить, без наклона, да еще и с отделением от соседних знаков. В дополнение, кроме хорошей грамотности, которой у девушки было не отнять, сказывалось ее хорошее домашнее образование. Приходилось прилагать и художественные способности: заголовки, а также начальные буквы требовалось украшать растительными и животными орнаментами. Естественно, производительность труда была чрезвычайно низкой: переписчик за день мог осилить не более 4 страниц.
Некоторые историки, например, Борха и Ластовский, предполагают, что пергаментные хроники полоцких земель, которые, к сожалению, не достались современным потомкам, были написаны рукой самой Евфросинии. Однако, подавляющее большинство исследователей абсолютно не разделяют их точку зрения, считая это легендой, не имеющей реальных исторических подтверждений.
Строительство храмов и монастырей
Согласно преданию, во сне Евфросинии явился Ангел Божий, который доставил ее к небольшому местечку под Полоцком, именуемым Сельцом, и произнес: «Здесь надлежит тебе быть!». Это видение повторилось еще дважды. Такие же наставления во сне получил и епископ тех земель Илия, который вскоре после этого торжественно передал бывшей княжне Преображенский храм. При нем тут же началось строительство Спасского женского монастыря на берегу реки Палаты, где инициатором и идейным вдохновителем выступала Евфросиния.
Окончание столь грандиозного мероприятия датировано 1133-м годом, причем строительство шло очень быстрыми темпами и было завершено буквально в течение 30 недель. По преданию, в этом деле Евфросинии помогала сила Божия: даже когда для сооружения креста не хватало плинфы (глиняных кирпичей) по молитвам Преподобной, нужное чудесным образом находилось. Таким образом, в Сельце был воздвигнут величественный храм крестово-купольной конструкции размером 8×12 метров, сделанный по проекту известного архитектора Иоанна и ставший одним из знаменательных сооружений полоцкого зодчества.
Сегодня это последний оставшийся в Беларуси храм с росписями XII века.
Призвание родных сестер к монашеству
Евфросиния, будучи игуменьей, упросила своего батюшку прислать ей сестру Гордиславу, якобы с целью обучения ее грамоте, а сама тайно пострига ее в монахини с именем Едвокия. Отец, узнав об этом, слезно умолял не лишать и вторую его дочь мирских благ. Данное событие – таинство посвящения в монашество – состоялось не позже 1129-го года.
Примеру родной сестры Евфросинии последовала также и ее двоюродная родственница – Звенислава Борисовна. Она приняла ангельский чин с именем Евпраксия после кончины своего отца; это случилось в 1129-м, а возможно, и в 1128-м году. Она была духовно очень близка с настоятельницей: они понимали друг друга без слов и жили душа в душу. Впоследствии Евпраксия, после упокоения своей наставницы, примет управление монастырем в свои руки, продолжая начатую сестрой просветительскую работу.
Евфросиния уготовила монашеский путь и для дочерей своего брата Вячеслава, Ольги и Кирьяны, которые по ее настоянию также приняли свой постриг.
Согласно преданию, Преподобная обладала необычайным даром: она могла с удивительной точностью увидеть в человеке избранника Божьего, способного вместить в себя дух Святой и пронести веру и христианские добродетели в молитвенном подвиге через всю жизнь.
Образ Божией Матери
Важным достижением Евфросинии на игуменском поприще стало ее непосредственное участие в приобретении Софийским собором Полоцка образа Божией Матери Ефесской. В те годы имелось только 3 подобных иконы, написанных еще при жизни Богородицы одним из учеников Спасителя, впоследствии ставшим апостолом Лукой. Исторические хроники передают, что Евфросиния отправила посла Михаила к правителю Мануилу, царствующему в Византийском государстве, с просьбой о даровании данного образа во владение главного храма Полоцка.
Многочисленных историков сильно удивляет тот факт, что благословение на поездку в Константинополь посол получил не из уст епископа, а от настоятельницы. Исследователи Древней Руси небезосновательно предполагают, что в это время (XII век) как церковная, так по большей части и светская власть находились в руках руководительницы полоцких монастырей.
Считается, что в Полоцк попал вовсе не образ Божией Матери Ефесской, а точная копия Одигитрии Цареградской. Поездка за христианской святыней датирована, по разным сведениям, 1156-м – 1160-м годами. Икона же «Богоматерь Одигитрия Ефесская» после падения Константинополя попала совсем в другое место – в Воскресную Церковь небольшого городка Торопец. Случилось это примерно в 1239-м году, а по другим источникам, только в XVI-м веке. В наши дни данный исторический артефакт и святая реликвия покоится в стенах исторического музея Санкт-Петербурга.
Крест Евфросинии Полоцкой
По инициативе Ефросиньи Полоцкой были открыты иконописные и ювелирные мастерские. В 1161 году мастер Лазарь Богша получил заказ на изготовления креста с реликвиями (Крест Ефросинии Полоцкой). Этот крест – белорусская национальная святыня, а также памятник старобелорусской письменности.
Крест был 6-тиконечный, основа – кипарисовое дерево, был украшен золотом и драгоценностями. Его размеры: высота – 52 см, толщина – 2,5 см, длина верхней поперечины – 12 см, нижней – 21 см.
До XIII века крест находился в церкви Святого Спаса, потом – в Смоленске. Оттуда, в 1514 году, Иван III перевез крест в Москву. Иван Грозный вернул крест на родину. Во время войны с Наполеоном, в 1812 году, крест замуровали в нише Софийского собора. В 1841 году он вернулся в храм Спаса.
После прихода к власти Советов, в 1921 году, крест был изъят. Директор Белорусского государственного музея В. Ластовский в 1928 году перевез реликвию в Минск, через год – в Могилев. Акт 1929 года о перевозке в Белорусский музей в Могилеве описывает плачевное состояние креста: 13 образов святых утрачены, осталось только 2 драгоценных камня – аметист и гранат, исчезли кусочки золота и жемчуг.
В 1941 году при отступлении Красной армии крест был потерян.
В 1997 году Николаем Кузьмичом была сделана копия креста. В наши дни она хранится в Полоцке в церкви Ефросинии Полоцкой.
Паломничество в Иерусалим
В 1167-м году, вероятно, предчувствуя свою скорую кончину, Евфросиния решила отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться перед Живоносным Гробом Господним, что не на шутку встревожило всех полочан. К ней в монастырь стали стягиваться самые близкие родственники: братья Василек, Давид и Вячеслав вместе со своими дочерями Ольгой и Кирьяной, которых подвижница определяет на послушничество в монастырь.
Перед поездкой по святым местам Евфросиния назначает на свое место сестру Евдокию. В этот долгий путь вместе с ней отправляется брат Давид, а также двоюродная сестра Евпраксия, которая впоследствии станет настоятельницей Спасского женского монастыря.
Что касается точной даты упокоения святой, то на этот в современных исторических документах содержатся самые противоречивые сведения. Например, согласно многим источникам, преставление подвижницы случилось в 1173-м году. Другие же свидетельства указывают на 1167-й год. Так, в них говорится, что по дороге в колыбель христианского мира – Царьград – Евфросиния встречается с императором Византии Мануилом, который шел завоевательным походом на Венгрию в 1167-м году, тогда же, когда к границам его страны вышли и паломники из Полоцка во главе с Преподобной.
Интересен и другой исторический факт: посвящение в таинство пострига племянниц Евфросинии Ольги и Кирьяны совершал епископ Дионисий, который был назначен на этот высокий церковный пост в 1167-м году; именно он давал и благословение подвижнице на паломничество по святым местам. Считается, что описанные в последнем источнике события дают историкам больше оснований полагать, что святая преставилась именно в 1167-м году.
Предположительно к концу апреля 1167-го года Евфросиния достигла Иерусалима, который в ту историческую эпоху принадлежал крестоносцам под предводительством Амальриха I, приходящегося Евфросинии дальним родственником.
Через несколько дней после того как подвижница поклонилась Гробу Спасителя, она заболела и попросила сопровождающих ее близких людей принести ей святой воды из Иордана. Первоначальным желанием Евфросинии было ее захоронение в Лавре Саввы Освещенного, однако это был мужской монастырь, и, согласно монашеским правилам, данное желание не могло быть исполнено. Как утверждает исследователь жизни Преподобной Мельников, такие ее действия были вызваны подражанием Ефросинии Александрийской, которая удивительным образом всю свою жизнь прожила в облике обычного монаха и была погребена в стенах мужского монастыря. Последней волей подвижницы, о котором она сообщила ближайшему окружению, было приобретение для себя гроба в соборе Пресвятой Богородицы, расположенного при обители Святого Феодосия Великого.
Недуг, сковавший Евфросинию, продолжался 23 дня, после чего она мирно почила. Произошло это в мае, 23 числа, 1167 года.
Влияние на общественную жизнь
Как известно, для Киевской Руси XII века были характерны постоянные жестокие междоусобицы, происходящие среди владельцев феодальных замков. Кровопролитная вражда пробегала даже между близкими родственниками: так, князья Витебские и Полоцкие, а также князья Слуцкие и Минские вели смертельные сражения как друг с другом, так и с киевскими ставленниками. Евфросиния всегда выступала против такой борьбы за власть, пропагандируя единство человеческих душ и мирное сосуществование. Она не только словом, но и делом доказывала свою приверженность выбранному пути, огораживая полоцкие земли от прихода инакомыслящих: тому подтверждение – печать подвижницы, найденная на Рюриковом кладбище, что располагалось на новгородских землях.
Согласно историческим фактам, святая нередко оказывала прямое влияние на политическую жизнь Полоцкого княжества, опираясь на народное собрание, всецело доверяющее ее прозорливости. Так, в 1132-м году полочане инициировали свержение Святополка, определив ему замену в лице брата монахини Василька. Кроме того, есть основания предполагать, что в 1151-м году не без участия Евфросинии вече отказало в княжении Рогволоду-Давиду.
Феодальные войны сотрясали Полоцк и в 1162-м, и 1167-м годах. Все поступки преподобной были продиктованы заботами вовсе не о своем благополучии, а исключительно о единстве родных для нее полоцких земель. Здесь же стоит сказать, что святая никогда и никого не относила к врагам, называя всех братьями и сестрами, независимо от их знатности и богатства.
После смерти
Церковное почитание
Согласно церковному преданию, мощи святой, покоящиеся в монастырских стенах обители Святого Феодосия, монахи хотели предать упокоению на ее малой родине – в Полоцке. Но до определенного времени сделать этого не удавалось.
Тому могло быть несколько объяснений. Одно из них – вражда между киевскими и полоцкими князьями, развязавшими междоусобицы за власть. Согласно другому, это могло быть личное завещание Евфросинии, желающей покоиться в Киеве, в пещере святого Феодосия. Тем не менее, ряд историков, и небезосновательно, заявляет, что тому виной стала противоречивая просветительская деятельность святой, имеющая не совсем каноническую направленность.
Будучи представительницей княжеского рода, Евфросиния, пользуясь своим высоким положением, могла оказывать заметное влияние как на дела церковные, так и на светские, не согласовывая это с действиями высшего церковного духовенства, что повышало ее самостоятельность в различных сферах общества. Это могло спровоцировать конфликтные ситуации подвижницы с церковным начальством. Вот почему ее мощи оставались в Киеве и не были перенесены в Полоцк со всеми полагающимися почестями и обычаями.
Первые упоминания о церковном почитании Евфросинии датированы концом XII века. Указывается, что на полоцкой земле уже существовала служба Преподобной и ее житие. Впоследствии, в Московской Руси, она вошла в Макарьевские списки, предоставляющие кандидатов для канонизации, однако ни в 1547-м, ни 1549-м годах официального решения в отношении подвижницы вынесено не было. Общая же служба Евфросинии в РПЦ (Русской Православной Церкви) появилась позже, в конце XIX века (1893 год). Несмотря на то, что имеются не подтвержденные данные в печатных источниках о канонизации ее папой Римским Григорием X на Лионском Соборе 1274-м году, документальных доказательств тому нет. Тем не менее, униатская и католическая церкви признают ее святой.
Возвращение мощей в Полоцк
Эпопея с возвращением нетленных останков подвижницы на ее родные земли длилась долгие десятилетия. Так, в 1833-м году Гавриил, в ту пору епископ Минский и Витебский, подавал ходатайство в Священный Синод о переносе мощей Евфросинии из Киева в Полоцк, однако так и не получил ответа. С тем же самым прошением, но уже в 1840-м году, обращался епископ Василий, но ни на это, ни на отправленное позднее (в 1852-м году) ходатайство представитель духовенства так и не нашел отклика у высших церковных властей.
Еще позднее, в 1858-м году, когда на Российский престол воцарился Александр III, жители Полоцка также просили о возвращении останков почившей подвижницы на свою историческую родину, но лишь в 1871-м году добиться исторической и человеческой справедливости удалось представителю высшего духовенства полоцких земель – епископу Савве.
Тем не менее, окончательное решение о переносе святых мощей Евфросинии было одобрено Императором Николаем II, который своим высоким указом постановил передачу ее мощей Спасо-Ефросиньевскому монастырю; это случилось в 1910-м году.
Одновременно была провозглашена целебность нетленных мощей святой подвижницы. Сам ритуал обретения останков Преподобной проходил очень торжественно и собрал весь свет общества, где присутствовали высшие религиозные и государственные чины. В день упокоения святой – 23-го мая (5-го июня) – ее нетленные останки перенесли в Спасский собор, где положили в раку, обрамленную серебряным окладом; на наружной стороне ларца располагался образ святой во весь рост.
Рака была изготовлена по эскизам художника Зыкова, практическую же сторону вопроса курировал владелец мануфактуры Мешков. Однако в двадцатые годы XX века святыня таинственным образом исчезла. Восстановлением ее занялся художник Николай Кузьмич, при этом новая рака стала не копией предыдущего шедевра, а авторским творением (размеры 210 х 120 х 90 см). Освящена она была 5-го июня 2007-го года. На церемонии присутствовал президент Белоруссии А. Лукашенко, получивший из рук митрополита Филарета орден Святого Владимира I степени.
Новая рака была украшена серебряными пластинами, а боковые части представляли собой бронзовые барельефы, передающие наиболее значимые моменты из жития подвижницы: возвращение ее останков из Святой Земли в Киев и начало заложения одного из главных ее детищ – Спасского монастыря. В головной части ковчега изображен крест в сиянии, а в ногах – обзор полоцких земель XII века.
Вскрытие мощей Евфросинии Полоцкой
В ходе эвакуационных мероприятий 1915-го года, имевших место в Первой мировой войне, останки подвижницы были перенесены в Ростов в Авраамиев монастырь. А в 1920-м году по всей стране пошла «черная лихорадка»: всюду вскрывались мощи святых. Постигла та же участь и мощи преподобной Евфросинии, а 13-го мая 1923-го года они были осквернены повторно, после чего были отправлены на выставку экспонатов, посвященных атеизму, а уже оттуда доставлены в фонд Краеведческого музея Витебска.
Все имеющиеся в раке ценности, а также сам 40-пудовый ковчег с серебряным украшением были изъяты.
В период Второй мировой войны верующие христиане перенесли мощи в Свято-Покровский собор, а уже после 23-го октября 1943-го года останки нашли пристанище в Спасо-Ефросиньевской обители.
Почитание
Почитание святой на полоцких землях восходит к XIV веку. На лике «Русские святые», датированном 1814-м годом, она изображена в одном ряду с Евфросиньей Суздальской. Но настоящее признание и славу подвижница получила только в начале XX века, когда великий русский художник Васнецов запечатлел ее святой образ на одном из столпов Владимирского собора, напротив святой Евдокии.
Даже за пределами бывшего СССР чтят память о Евфросинии Полоцкой: православные храмы в честь подвижницы есть в США и Лондоне. Иверско-Евфросиньевская церковь имелась и в Беларуси, но она была разграблена и уничтожена, однако в 90-е годы XX столетия на месте этой церкви был воздвигнут новый храм. Церковь, получившая название в честь защитницы полоцких земель, в те же годы появилась и на улице Притыцкого в Минске, а в 1992-м году именем Преподобной была названа одна из улиц Полоцка; в 2000-м же году в том же городе талантливым художником-скульптором Голубевым был воздвигнут памятник святой. В 2010-м году ее именем провозгласили одну из улиц Минска, а в 2012-м – в Слониме.
«Житие»
Описание монашеского пути святой подвижницы принадлежит, по всей видимости, перу монаха, служившего в храме Святой Богородицы. Он достаточно четко и последовательно описывает основные жизненные вехи, события, культурный быт и уклад Полоцкого государства, а также княжеского семейства. Примечательно, что в его трудах о Евфросинии нет ни слова о так характерных для агиографии повествований о посмертных чудесах и пророчествах святой.