Деятельность в благости, описанная в «Бхагавад-гите» (18.23):
Выполняется по указаниям священных писании; Выполняется без чрезмерной привязанности к деятельности; Желание работать всегда появляется из чувства долга, а не из привязанности или антипатии; Совершается без желания насладиться плодами своего труда, с любовью к труду и на общее благо
Деятельность в благости, описанная в «Бхагавад-гите» (18.26):
Выполняется без эгоистических наклонностей; Выполняется с великой решимостью и с энтузиазмом; Не колеблется в успехе и неудаче
Выполняется по указаниям священных писании
Деятельность в благости выполняется в соответствии с указаниями священных писаний. Однако, невозможно всем поступкам, которые мы совершаем, найти аналогию в священных писаниях. Поэтому человек должен, кроме того, советоваться со своим наставником, который изучает эти писания и также со святыми людьми. Если пока еще нет возможности иметь отношения с такими людьми и даже нет возможности досконально изучить писания, то нужно поступать следующим образом:
1. Нужно поставить себе цель – найти все эти возможности, после этого Сверхдуша внутри нас будет удовлетворена и даст нам понимание, как нужно действовать. Признаком этого будет яркий голос совести, дающий нам советы.
2. Нужно слушать голос совести и поступать в соответствии с ним. Однако, если желание советоваться с источником истины снаружи не будет сильным, то голос совести постепенно угаснет или превратится в голос корыстных интересов.
3. Нужно внимательно следить за выполнением любого действия, чтобы на каком-то его этапе не упустить отношение к событиям голоса нашей совести.
4. Нужно знать, что голос совести может прийти не только изнутри, но и от окружающих людей, которые как-то связаны с нашими поступками.
Все перечисленное поможет нам. Но если мы так и не встанем под защиту писаний, то опасность совершить плохие поступки будет становиться все больше и больше.
Вопрос: Мне кажется, что с увеличением опыта человека опасность ошибиться должна становиться все меньше и меньше.
Ответ: Так кажется всем, кто привык действовать самостоятельно. И в этом есть здравый смысл. Действительно, чем опытнее человек, тем он лучше ориентируется в ситуации. Однако, опытность бывает двух видов:
1. Опыт, обостряющий чувство эгоизма, возникает только в результате поступков, совершенных под влиянием собственных суждений. Он приводит к постепенному наполнению разума силой эгоизма, что увеличивает гордыню (чувство собственной значимости) и ведет к самоизоляции от другого мнения. Это, в свою очередь приводит к увеличению влияния на разум страсти и невежества.
2. Опыт, увеличивающий понимание непостижимости этого мира и, при отсутствии должного руководства, неизбежности ошибочных поступков. Это понимание приходит постепенно, когда вместо того, чтобы сделать что-то по-своему усмотрению, человек сначала изучает, что по этому поводу думают писания, а затем советуется с людьми, которые серьезно их изучают.
Вопрос: Под защиту каких писаний нужно вставать?
Ответ: Это зависит от вашего вкуса во взаимоотношениях с Богом. Для разных типов людей Он дал разные писания. Единственное, чего в выборе писаний делать нельзя – это не считаться с голосом своей совести. Если вы выбираете себе не тот путь, то на душе не будет легко, спокойно и радостно.
Выполняется без чрезмерной привязанности к деятельности
Человек, настроенный неэгоистично, привязывается к тому, чтобы быть полезным, а не к тому, что он делает. Конечно, у каждого из нас есть определенная природа, и мы должны действовать соответственно тому складу характера, который получили по своей судьбе. Однако, если там, где мы живем, никто не нуждается в деятельности, которую мы привыкли делать, то можно для общего блага какое-то время делать что-то более полезное. Тем не менее, в дальнейшем лучше сменить место жительства, чем заниматься не своим делом. В любом случае человек, находящийся в благости, не испытывает сожаления, кратковременно меняя род деятельности. Если же такое сожаление возникает, значит, присутствует влияние гуны страсти, которое потом может принести страдание.
Желание работать всегда появляется из чувства долга, а не из привязанности или антипатии
У бескорыстного человека побуждение работать возникает из желания принести кому-то счастье. Такой труд очистит человека от грехов и принесет ему и его близким людям счастье. Если же позыв к труду возникает из чувства конкуренции с кем-то или из-за сильной привязанности к какому-то человеку, тогда этот труд не находится в гуне благости, и он обязательно принесет страдания.
Вопрос: Почему нельзя трудиться из чувства привязанности?
Ответ: Имеется в виду, что бывают симпатии к родным людям в противовес другим. Например, человек может трудиться для нескольких человек сразу, как врач. Однако, он лечит одних, так как имеет симпатию к ним, а других, наоборот, не лечит, так как к ним симпатии не имеет. Такая деятельность не приведет к счастью и будет являться причиной страданий.
Совершается без желания насладиться плодами своего труда, с любовью к труду и на общее благо
Желание насладиться плодами труда находится в страсти и приносит страдания. Однако, если мы искренне хотим, чтобы кто-то другой, не имеющий отношения к моей семье, насладился плодами нашего труда, тогда эта деятельность благостна.
Вопрос: Благостные люди не желают добра своим родственникам?
Ответ: Нет, наоборот, благостные люди желают счастья своим родственникам, поэтому они трудятся на благо других, совершая, таким образом, пожертвование в благости. Пожертвование в благости – это любое бескорыстное действие. Оно, по закону кармы, приносит счастье не только тому, кто так трудится, но и всем его родственникам. С другой стороны, если человек трудится в корыстном состоянии сознания, желая блага своим детям, то в этом случае его пожертвование будет в страсти и принесет временный результат. Если дети знают, что папа всегда работает для общего блага, они растут бескорыстными, готовыми всем помочь. Если же дети видят, что все должны трудится только для них, то они вырастают эгоистами. Поэтому тот, кто воистину хочет блага своим детям, будет во время труда думать: «Пусть они также как я, работают на всеобщее благо и растут бескорыстными». В этой связи хочется отметить, что если человек трудится во имя соблюдения божественных принципов и хочет своим трудом удовлетворить Верховного Господа, то такой труд находится еще выше и быстро очищает человека от грехов. Трудясь так, человек быстро разовьет в себе все качества святой личности и сможет принести своим детям настоящее счастье.
Можно трудиться или с любовью к труду или с любовью к деньгам. Во втором случае счастья никогда не будет, даже если эти деньги должны пойти на очень благие цели. Воистину, человек должен трудится с любовью к тому труду, который он совершает, и делать это во имя Бога и его справедливых законов.
Вопрос: Как думать во время труда о Боге?
Ответ: На первых этапах, пока нет глубокого вкуса думать о Боге, нужно мысленно повторять его Святые Имена. С первого взгляда этот процесс кажется однообразным, но постепенно человек, практикующий столь возвышенный метод самоосознания, начинает чувствовать, как очищается его сознание.
Вопрос: Можно ли просто медитировать на счастье во время работы?
Ответ: Если вы еще не успели поверить в Бога и вам тяжело повторять Его Святые Имена, то повторяйте «Я желаю всем счастья!». Это очень эффективный способ очищения сознания.
Вопрос: А можно повторять: «Я счастлив»?
Ответ: Такую фразу лучше не повторять, так как подобный настрой развивает в человеке эгоистическое счастье, которое не приведет его к самоосознанию. Если мы желаем другим людям счастья, то автоматически сами тоже будем счастливы. Но если мы утверждаем, что сами счастливы, значит, другие люди уже не так уж и нужны, они на втором месте после нас. Если я на первом месте, все остальные на втором, то, как мы уже знаем, это не что иное, как концепция в гуне страсти.
Вопрос: Какое благо получает человек, думающий, что он трудится во имя Бога? Ведь это всего лишь мысли.
Ответ: Труд во имя Бога – это секретный и быстрый метод достижения совершенства. Секретный он потому, что мало кто может его понять. Мысли о Боге настраивают человека на духовный уровень сознания. В результате он очищается не только от тех грехов, которые копит во время работы, но и от какой-то части прошлых грехов. Если человек трудится, все делая для Бога, то, несмотря на то, что он занимается материальной деятельностью, в действительности ведет себя как святой. В результате такого труда он обретает не любовь к деньгам, а любовь к Богу. Это быстрый метод достижения совершенства, потому что большинству людей сначала нужно избавиться от материальных желаний, а затем, очистившись, научиться думать о духовном. Редкий человек осознает, что для очищения сознания нужно не отказываться от материальной деятельности, но делать все для Бога и с мыслями о Боге, не думая о плодах своего труда (зарплате). Такой человек занимает положение гораздо выше «отреченного» монаха, который, живя в храме, думает не о Боге, а о пожертвованиях, которые ему сегодня должны дать.
Вопрос: Все монахи – грешные?
Ответ: Нет, есть настоящие святые, которые, живя в храме, думают только о Боге и о благе всех людей. Их отличает смиренность, аскетизм, правдивость, милосердие, простота и очень счастливый добрый голос.
Выполняется без эгоистических наклонностей
Эти наклонности очень трудно выявить. Иногда кажется, что у тебя очень хорошие намерения. Есть верный способ определить, как обстоят дела на самом деле.
Если труд приносит спокойную радость и умиротворение, то это значит, что мотивы правильные. А труд, который настраивает на напряженную деятельность и судорожные мысли об его успехе, находится в страсти, так как имеет внутри себя скрытый эгоизм.
Также следует знать, что человек, который трудится в благости, не строит долгосрочных планов по поводу своих будущих денег.
Вопрос: Но без покупок же все равно не обойтись.
Ответ: От покупок не нужно отказываться, но не нужно строить для себя строго определенные планы по поводу каких-либо покупок. Мы не знаем точно, как сложатся обстоятельства, и, возможно, средства нужно будет использовать несколько по-другому, нежели мы планировали. Однако, если мы строим планы и горячо хотим их осуществления, то мы переворачиваем свою жизнь с ног на голову. Во-первых, часто мы приобретаем то, что нам не по карману, во-вторых – не приобретаем то, что сейчас нужнее. Так действует на нас гуна страсти, заставляя привязываться к нашим долгосрочным планам, которым чаще всего не суждено сбыться. Мы недооцениваем роль нашей собственной судьбы. Судьба – это не гладкая дорога. В ней у каждого есть свои ухабы, однако, нам всегда кажется, что все будет хорошо. Если человек строит долгосрочные – планы по поводу использования своих денег, то он уже не может не думать о зарплате, поэтому любовь к труду автоматически пропадает.
Выполняется с великой решимостью и с энтузиазмом
Решимость всегда проявляется, когда разум с энтузиазмом движется к намеченной цели. Без энтузиазма решимости не бывает. Энтузиазм, как и решимость, копирует тот вкус, к которому стремится разум. Поэтому в зависимости от типа счастья, к которому мы стремимся, энтузиазм будет разной силы. Если решимость большая, но зависит от выгоды, обстоятельств, комфорта и т.д., то она находится в страсти и приносит, в конце концов, одни лишь страдания. Благостная решимость по своей природе бескорыстна и всегда поддерживается вкусом возвышенного счастья, который возникает не только во время работы, но и после нее. Благостный человек, думая о Боге во время своей работы, испытывает самый высокий вкус, и поэтому он наполнен энтузиазмом. Человек, обладающий такой решимостью, способен трудиться во имя возвышенной цели постоянно и практически не чувствовать усталости.
Вопрос: Как вы можете объяснить то, что часто люди, имея корыстные мотивы, могут быть очень энтузиастичны в своем труде?
Ответ: Энтузиазм есть и у невежественных людей. Они также могут для совершения какой-то глупости много работать. Однако труд человека в благости имеет свои отличия. Главное его отличие – это стабильное ощущение умиротворения и счастья. У человека в страсти энтузиазм периодически сменяется упадком сил или неожиданными болезнями. Тот же, кто находится в невежестве, вообще принимает за ощущение счастья ту ненависть, которую он испытываем во время своего труда к окружающим людям. В результате этот невежественный энтузиазм ведет к одним только страданиям. Он все делает с энтузиазмом. Люди в страсти делают с энтузиазмом только то, что им выгодно, в результате они лишаются главных плодов труда: друзей, семейного счастья, здоровья, покоя. Те же, кто находятся в благости, наоборот, все эти вещи приобретают и способны делать с энтузиазмом все, что приносит людям счастье.
Вопрос: Некоторые люди, как вы говорите, пытаются что-то делать для других людей с энтузиазмом, но затем оказывается, что они все это делали против людей. Например, мы в свое время поворачивали реки вспять, а затем за это расплачивались. Что вы скажете но этому поводу?
Ответ: Это подтверждает тот факт, что в любой деятельности мы должны руководствоваться священными писаниями. Такое руководство дает полную гарантию, что ошибки не будет, и поэтому можно смело действовать, ничего не боясь. Однако, любое действие нужно совершать внимательно и стараться во время его выполнения не нарушить законов священных писаний. Что же касается вопроса с реками вспять, то в Ведах написано, что природа создана очень гармонично, и мы должны стараться беречь эту гармонию, а не нарушать ее. Точно также и человеческий организм лучше всего лечить, стараясь воссоздать в нем изначальную гармонию. Если мы будем «изобретать заново велосипед», например, пытаться придумать свой способ, переваривания пищи, то ничего хорошего не получится. Подобная деятельность всегда будет приводить к одним лишь страданиям, и никаких компромиссов здесь не бывает. Если люди изучают Beды, то они глубоко понимают эту тему, и никакая современная научная разработка не собьет их с толку. Поэтому наш энтузиазм в деятельности должен быть основан не на собственных измышлениях, а на правильном понимании фактов, взятых из писаний.
Не колеблется в успехе и неудаче
Все наши колебания – это всегда колебания разума. Неустойчивость разума возникает из-за слабости веры в то счастье, к которому мы стремимся. Сильный разум может сильно поверить только в большое, настоящее счастье. Но предварительно он изучает, что это счастье – именно то, которое ему нужно, и что оно истинно. Слабый же разум способен сильно поверить во что угодно. Человек в страсти часто колеблется. Его колебания – это признак определенного уровня разумности, которая, хоть и способна отвергнуть ненужное, но еще не имеет трезвости принять нужное. Невежественный же человек вообще не колеблется. Он, приняв что-то на веру, стремится к своему, даже если это может принести ему гибель.
Вопрос: Выходит, разум разумных мало чем отличается от разума сумасшедших, ведь и те, и другие, как я понял, ведут себя фанатично?
Ответ: Наоборот, разница прямо противоположна. Фанатики или неразумные люди, привязываясь к какой-то идее, не способны глубоко понять ее вкус. Они просто видят, что многие люди этим интересуются и, заражаясь их энтузиазмом, следуют этим путем. Однако, такие люди отличаются очень большой склонностью находиться в двойственности. Все они считают, что правда бывает только такой, как у них, а все остальные не просто заблуждаются, а имеют враждебные суждения, с которыми нужно сражаться. Разумные люди, прежде чем глубоко принять какую-то идею, серьезно изучают ее. Они решают, нужно им это или нет только после того, как почувствуют ее вкус.
Таким образом, если разумный человек принимает что-то всерьез, это значит, что вкус этой идеи действительно велик.
Все перечисленные признаки деятельности в благости являются правильным направлением на путеводной карте нашей судьбы. Сама по себе благостная дорога ровная, но она очень узка. И те люди, которые склонны хоть немного отклоняться от нее, будут в свое время получать от своей судьбы всевозможные удары.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»