Мандала | Янтра | Мантра | Заключительные замечания о мантре, янтре и мандале
В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается наука мантры, янтры и мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, янтры и мандалы.
Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, янтре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих 3-х основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва-шуддхи, необходимо понять каждый из них.
Мандала
Прежде всего, давайте рассмотрим мандалу, от которой появилось богатое искусство тантрической иконографии, возведения храмов, живописи, архитектуры и музыки. Любая форма, которая живописно или наглядно возникает в сознании человека, образует мандалу. Чтобы создать мандалу, вы должны быть способны смотреть внутрь себя, но не посредством мысли, а посредством видения, столь же ясного, сколь ясно вы видите мир открытыми глазами. Чем яснее ваше внутреннее видение, тем более точной и сильной является созданная вами мандала. Принцип мандалы – ее существование в круге. Поэтому любая мандала должна изображаться в симметрии круга. Это обусловлено тем фактом, что круг считается основной формой.
Можно заметить в этой связи, что даже Земля, на которой мы живем, имеет круглую или эллиптическую форму. Строение мандалы следует тому же принципу, который заложен в структуре света, согласно теоретическому научному представлению. Световые волны движутся по кривой, искривляя таким образом пространство и образуя форму дуги. Круглая аура является существенной особенностью мандалы, что совершенно очевидно во всех известных сейчас древних тантрических мандалах.
Все, что угодно, может образовывать мандалу: дерево, дом, машина, животное, человеческое существо; даже ваше тело является мандалой. Имея способность к визуализации посредством внутреннего глаза, вы видите любую форму очень точно, даже более точно, чем это возможно с открытыми глазами. Вы можете наблюдать один и тот же объект как внутри себя, так и снаружи, но разница в том, что, наблюдая объект посредством высшего ума, вы моментально постигаете то, что скрывается за формой. Таким образом, вы способны видеть больше, чем обычным глазом.
В конце концов, каждый из нас может видеть дерево, дом, животное или прекрасный пейзаж и воспроизводить их на холсте или бумаге. Однако это является недостаточной мандалой, потому что мы не были способны ни увидеть скрытое за внешней формой объекта, ни воспринять объект в нелинейном измерении, или в форме цвета или звука.
Следовательно, мы не узнаем из этого ничего, кроме того факта, что это есть то, чем оно кажется. Для создания мандалы, которая обладала бы энергией и силой, необходимы ясность внутреннего видения и способность воспроизводить увиденное. Некоторые люди могут ясно видеть внутри, но они не способны воспроизводить увиденное внешне. Часто этим хороший артист отличается от плохого. Оба они могут наблюдать один и тот же внутренний образ, но ясность видения и точность воспроизведения будут различаться. Поэтому мандала представляет собой сущность объекта, открывшуюся тому, кто усовершенствовал свое внутреннее видение; внутренний космический образ, воспроизведенный во внешней видимой для всех форме.
Мандала, которую вы создаете, зависит от уровня вашего сознания. Чем более развито ваше сознание, тем более универсальное качество будет иметь ваша мандала. Универсальной мандолой, пригодной для всего человечества, является та, которая создана посредством ума, находящегося в созвучии с космическим сознанием. Мандалы, созданные умами, которые находятся еще на индивидуальном плане, не имеют всеобщей привлекательности и способности пробуждать в других высшие уровни сознания. Существуют также мандалы, созданные теми, кто превзошел материальный план и погрузился в сверхсознательный экстаз. Такие мандалы способны вызывать в других духовное переживание. Именно их прежде всего использует Тантра.
Каждая культура и цивилизация имеет свои мандалы, характер которых дает нам ясное представление об уровне сознания данного общества. Все формы живописи, скульптуры и архитектуры представляют собой мандалы, извлеченные из пучины ума. Поэтому произведение искусства может быть столь глубоким, столь проникновенным, чтобы оказывать влияние и заставлять благоговеть многие поколения людей много веков спустя.
Различие между мандалой, созданной художником, и мандалой, созданной мистиком, очень значительно. Художник передает свое внутреннее переживание, претворяя его в концепцию, ограниченную временем и пространством, потому что его способность проникновения не столь глубока. Он часто передает только свои эмоции, но не метафизическую истину. Мистик, с другой стороны, проникает далеко за пределы ограниченного ума, эмоций и интеллекта, и поэтому его переживания в большей степени связаны со вселенскими концепциями космоса. Как художник, так и мистик, исследуют и описывают внутренние истины. Однако, если художник передает свои переживания через произведение искусства, то мистик продолжает претворять один опыт в другой. Мистик стремится раскрывать не внутренние образы, но то, что находится за их пределами. Когда художник делает то же самое, он становится мистиком. Поэтому все искусство, основанное на божественном внутреннем переживании, оказалось способным выдержать испытание временем и существует как бессмертная и вечная идея.
Примечательно, что в Индии все формы живописи, музыки и архитектуры создаются под глубоким влиянием духовных прозрений прошлого. Классическая индийская музыка своими мелодическими переходами, тактом и ритмом создает мандалу, которая может вызывать ответное звучание в глубочайших слоях сознания. Пещеры Аджанты и Эллоры, знаменитые храмы Кхаджурахо, солнечный храм Конарак в Ориссе и миллионы других подобных творений являются в действительности мандалами, которые оказывают сильное влияние на сознание тех, кто видит их.
Воздействие на сознание всегда очень тонко, хотя и совершенно определенно. Вы не можете знать, на какой уровень ума проникает его влияние. Мандалы имеют дело с подсознательным и бессознательным умом, благодаря чему становится возможным пробуждение внутреннего видения и проявление более глубоких слоев ума. Тантрические мандалы также представлены живописными образами божественных сил, которые изображаются символически в антропоморфных и зооморфных формах. Тантра утверждает, что эти формы божества не существуют как объективные сущности в какой-либо части стратосферы, управляя нашими судьбами. Однако, учитывая грубость человеческого понимания, она чувствует необходимость развития идеи существования божества в человеческой форме.
Тантра задается вопросом, может ли человек, не способный смотреть внутрь себя, наблюдать или переживать бесформенную реальность. Мы не можем наблюдать даже наши собственные мысли, не говоря уже о высшей реальности. Поэтому мандала-формы Богинь и Божеств развились в систему тщательно разработанных и визуально привлекательных символов. Но в конечном итоге человек должен превзойти это грубое представление о божестве, развив его в восприятие бесформенной реальности.
Мандаловая символика Божеств охватывает бесконечное количество форм, цветов, образов. Некоторые из них восхитительно прекрасны, другие вызывающи; некоторые добры и сострадательны, другие гротескны и ужасны; некоторые предлагают божественные силы, другие – материальную выгоду. В каждом случае структура мандалы тщательно разработана с целью вызвать соответствующий отклик в сознании искателя. Эта символика основана на вечной структуре архетипов человеческого коллективного бессознательного, и мандолы вытягивают эти архетипы, подобно тому, как магнит вытягивает металлические опилки из россыпи бриллиантов.
Концентрация на мандале пробуждает в вас прочно устоявшиеся самскары и открывает неизвестные тайны в форме снов, видений и ментальных действий. Вам не приходится встречать самскары непосредственным образом, и поэтому они не влияют на вашу повседневную деятельность. Они освобождаются во время медитации и во снах. Это является способом избежания грозного и страшного врага, против которого вы беззащитны. Эти мандалы, всегда очень эстетичные и визуально привлекательные, способны пленять и направлять воображение, которое тонким образом связывает вас с высшим умом.
Может быть, самой необычной и вызывающей из всех тантрических мандал является крийя-майтхуны. Крийя-майтхуны образует мандалу, имеющую соответственные янтры и мантры. Эротические скульптуры храма Кхаджурахо и других храмов в Ориссе выполнены на основе убежденности Тантры в том, что майтхуна является актом, посредством которого могут быть вызваны божественные силы. Мужчина олицетворяет Шиву, или позитивную противоположность, и женщина олицетворяет Шакти, или негативную противоположность. Их экзотерическим и эзотерическим соединением создается поле энергии, или энергетический цикл, который представляет собой мандалу. Упомянутые творения искусства не говорят о плотских страстях, но о соединении на высшем эзотерическом уровне, которое аналогично соединению энергии и сознания, шивы и шакти.
Линга- и йони-мандала также символизирует высшее соединение, и поэтому данный символ почитался в Индии на протяжении многих столетий. Линга обозначает то, что является лучезарным, и йони обозначает источник. Поэтому лингу следует понимать как символ чистого сознания, и йони – как источник энергии, которые вместе являются силами, стоящими за творением. Мужчина и женщина соединяются на физическом плане, чтобы испытать переживание единства, из которого они эволюционировали. Это единство, как духовный опыт, является внутренним переживанием.
Тантра, может быть, является единственной философией, имевшей достаточно смелости говорить об этом. Остальные либо молчали на этот счет, либо эксплуатировали идею, клеймя это как грех и вызывая тем самым в человеке чувство вины и греховности. Вину и стыд очень трудно изгнать из сознания. Они остаются с человеком долгое время, контролируя его действия, ум, личность и жизнь. Пока человек не сумеет прорваться сквозь эти барьеры, он не сможет достичь высшего состояния. Для этого мы должны будем искоренить его вину и стыд.
Идея греха искусно насаждалась в умах людей некоторыми философскими сектами, потому что для них религия стала средством обретения власти, а это требует поддержки масс. Поэтому они дали людям губительную дозу вины и стыда, которые со временем простирают свои щупальца и проявляются в каждой части тела, ума, психики, эго и интеллекта, навсегда порабощая человека.
Но тантристы не беспокоятся о внешнем могуществе, потому что они осознали внутреннее могущество. Их не интересуют массы, но лишь те избранные, кто были достаточно смелыми, чтобы встретить, не дрогнув, подлинный внутренний опыт. Сегодня майтхуна, возможно, выродилась в простой экзотерический акт вследствие сильного давления и запретов, навязанных некоторыми религиями. Однако Тантра говорит, что майтхуна не является грехом, но актом поклонения, который может помочь индивидууму превзойти низшее сознание; концепция, которой большинство людей не может поверить из-за своего комплекса вины и стыда. Поэтому данное знание хранилось в секрете и передавалось только от гуру к ученику. Таким образом установилась традиция вечной мандалы, поскольку традиция гуру и ученика начинается и заканчивается в одной и той же точке, что означает вечную непрерывность.
При внимательном рассмотрении становится очевидным, что практика таттва-шуддхи так же искусно построена как мандала. Мы начинаем практику в определенной точке эволюции и путешествуем очень далеко в «Я». Проследовав путями эволюции и инволюции творения, мы обнаруживаем себя снова в той же самой точке, как если бы это был бесконечный цикл, которому мы следовали от рождения до смерти и до нового рождения. Когда вы видите реальность, стоящую за вашим рождением и существованием, в вас пробуждается желание освобождения, побуждающее находить средства к освобождению себя из этого бесконечного цикла причины и следствия.
То, что практика таттва-шуддхи получила форму круга, не является совпадением. Это обдуманная система, конкретная идея; это направленная сила, которая является секретом могущества мандалы. Вы можете узнать эту силу, если только стремитесь к ней так же, как молодой человек стремится к своей первой любви. Практика дает вам проникновение в эту тайную силу мандалы, мгновенное, как мигание глаза, после чего вы можете даже не подозревать о случившемся переживании. Однако последствия можно ощутить на тонком уровне вашего сознания, и это является той частью вас, которую Тантра старается достичь.
Янтра
Как мандала является передачей внутреннего видения через живописный образ, так янтра представляет собой абстрактное математическое представление внутреннего видения. По мере того, как осознание проникает в глубинные слои вашего существа, внутренние переживания также изменяются. Осознанные в своей сущности, они становятся более абстрактными и универсальными. Деревья, реки, океаны и небо, какими мы видим их, не являются сущностью. Это грубая форма, но за ней существует абстрактная тонкая форма, которую представляет янтра. Каждый образ имеет соответствующую янтру, которая обозначается геометрической фигурой. В действительности, все существующее в природе может быть воспринято в своей изначальной форме как янтра.
Поскольку все формы творения или материи есть не что иное, как энергия, каждая янтра также содержит присущую ей энергию. Благодаря своей математической точности янтра является аккумулятором энергии, и через визуализацию янтры и концентрацию на ней вы можете вызвать пробуждение равнозначной энергии внутри себя.
Янтра создает поле энергии, которое живет, дышит и движется с жизнью, и в котором могут проявляться божественные силы. Для осознания этого вы должны будете развить новый способ видения, обостряя восприятие той сферы вашего сознания, в которой откладываются соответствующие образы. Эти образы существуют внутри вас и являются в той же мере частью вас, как ваши гнев, алчность и страсти.
Янтра составлена комбинацией основных первичных форм, то есть бинду и точки, круга, квадрата и треугольника:
- Фокусная точка, или бинду янтры, всегда находится в центре. Бинду есть точка или центр, представляющий семя, из которого творение эволюционировало, и в которое оно возвратится, то есть процесс творения и исчезновения. Она также символизирует соединение 2-х двойственных принципов вселенной, шивы и шакти, сознания и энергии. Она представляет собой их предшествующее творению состояние единства. В физическом теле бинду представлена как ядро или центр, называемый бинду-висарга, который расположен в верхней задней части головы. В медитации искатель использует внешнюю бинду янтры как фокусную точку концентрации, чтобы познать сужение времени, пространства в бинду физического тела.
- Пространство не может быть обозначено менее, чем 3-мя линиями, и поэтому треугольник считается первой возникшей в творении формой. Это известно как «мула-трикона» или причинный треугольник. В своей перевернутой форме треугольник символизирует первичную форму творения, или пракрити, и треугольник, направленный вверх, символизирует пурушу или сознание. Мы часто обнаруживаем в янтре пересечение обоих треугольников, символизирующих сознание и энергию.
- Круг означает бесконечное вращение, где есть только вечность, без начала и конца. Этим подразумевается процесс рождения, жизни и смерти как вечный цикл событий.
- Квадрат представляет собой основание, на котором покоится янтра и означает физический или земной мир, который необходимо в конечном итоге превзойти.
Вся визуальная концепция янтры, хотя и является символической, имеет огромное значение в плане развития духовного опыта человека. Она образует путь от внешнего физического опыта к сокровенным глубинам человеческого существования. Это делается столь тонко и систематически, что человек не в состоянии оценить ее подлинное значение из-за ограниченности своего сознательного ума. Тем не менее, тонкие воздействия янтр, сознательно или нет, но имеют место.
Было замечено, что дети, испытавшие воздействие янтр и мандал, к которым их сознательное внимание не привлекалось намеренно, показали замечательное улучшение своих интеллектуальных способностей, интуитивных реакций и ментального сознания. Янтра влияет на наши творческие и умственные способности, но ее подлинное значение обнаруживается в расцвете духовного опыта. Постепенно и систематически янтра приводит к раскрытию многочисленных слоев, составляющих наше существо в целом. В таттва-шуддхи-садхане мы создаем янтры 4-х основных форм, описанных выше.
Мантра
Подобно тому, как каждая мысль имеет соответствующий образ или форму, так каждый образ или форма имеют соответствующую наду, вибрацию или звук. Эти звуки известны как мантры. Мантра означает буквально созерцание того, что ведет к освобождению. Это может показаться преувеличением, и многих изумляет представление о подобных возможностях звука.
Однако мы недооцениваем могущество звука. Мы знаем, что звуком можно разбить стекло или даже вызвать снежный обвал. Нам известно кое-что о воздействии звука на человеческий мозг и тело, а также на животных и даже растения. Поэтому мы определенно можем признать, что звук оказывает на нас влияние на некоторых уровнях. Тем не менее, когда мы встречаемся с идеей, что звук может привести к мокше, или освобождению, мы говорим: «Нет, это невозможно!»
В действительности, мы уже знаем, что нада является одной из первых проявленных форм творения. Даже Библия начинается с утверждения: «В начале было слово…» В индийской философии это «слово» известно как Ом, который является вечной надой или космической мантрой. В Мандукья-упанишаде очень ясно объясняется, что такое мантра Ом, и каким образом она стимулирует и расширяет различные уровни сознания. Мантра Ом образована 3-мя звуками: «А», «У» и «М» – каждый из которых вибрирует на своей частоте. Эти различные частоты воздействуют на сознание различным образом. Повторяя мантру Ом, вы на самом деле поднимаете свое сознание до частоты этой мантры. Это справедливо для всех мантр.
Нада имеет 4 частоты, которые соответствуют 4-м частотным уровням мантры Ом, в зависимости от уровня частоты, достигнутого вами через повторение:
- «пара» (космическая)
- «пашьянти» (причинная)
- «мадхьяма» (тонкая)
- «вайкхари» (грубая)
Большинство искателей остается в стадиях вайкхари и мадхьямы, даже отдаленно не приближаясь по уровню своего состояния к освобождению.
Весь санскрит состоит из мантр. В санскрите буквы не называются буквами, но известны как «акшара», что значит «непреходящий». Каждая буква алфавита является мантрой, и в качестве таковой может быть использована. Поэтому сказано, что сам процесс чтения Вед на санскрите ведет к освобождению. Санскритский язык не есть просто слова, составленные ради общения, но он глубоко связан с сознанием человека.
Самой могущественной формой мантры является биджа-мантра. «Биджа» значит семя, и биджа-мантры является причинными звуками, из которых возникли все прочие мантры и звуки. Биджа-мантра представляет силу концентрированной энергии, которая соотносится с определенным уровнем сознания. Мантры, которые мы используем в таттва-шуддхи, являются биджа-мантрами, соотносимыми с 5-ю таттвами. Бесполезно пытаться раскрыть значение этих мантр. Значение, которое может передавать мантра, является только метафизическим; достаточно сказать, что посредством мантры вы общаетесь со своим внутренним «Я» и с космосом.
В Тантре известно даже, что каждая часть физического тела имеет соответствующую мантру, влияние которой она испытывает. Эти мантры используются в церемонии ньясы для преобразования тела во вместилище высших сил, которые пробуждаются благодаря таттва-шуддхи или другой эзотерической практике.
Не только физическое тело имеет свои соответствующие мантры, но и звук, производимый дыханием, также является мантрой. Этот звук известен как «сохам» и «хамсо». Вместе «со» и «хам» спонтанно повторяются с каждым дыханием, 21 600 раз каждый день и ночь, на протяжении всей жизни индивидуума. Это известно как аджапа-джапа-мантра. В Упанишадах сказано, что одной только медитации на эту мантру достаточно для пробуждения кундалини и высшего сознания. В таттва-шуддхи мы используем эту мантру в самом начале, чтобы вызвать чувство тождественности со вселенским сознанием.
Мантры бывают жестокими, благодетельными и смешанными. Это зависит от особенностей составляющих их букв. Например:
- мантры, в которых наличествует избыток таттв огня и воздуха, являются разрушительными;
- мантры, изобилующие таттвами земли и воды, являются благодетельными;
- мантры, состоящие из эфирного элемента, благоприятны для духовного достижения.
Мантры не отделимы от янтр. Каждая янтра имеет соответствующую мантру, через повторение которой янтра становится действенной. Благодаря повторению мантры на высших частотных уровнях нады возвышается сознание, и благодаря концентрации на янтре сознание центрируется и фокусируется в точке взрыва.
На одном уровне сознания внутреннее переживание случается в форме мысли и эмоции; на более высоком уровне оно становится видением внутреннего образа, или мандалой. Если вы идете глубже, оно проявляется в виде абстрактного символа, или янтры, которая позднее проявляется как чистый звук, нада или мантра. На каждом уровне переживания энергия проявляется различным образом. Чем тоньше частота энергии, тем глубже переживание.
Ум также следует понимать как энергетическую силу, а не психологическую структуру. Когда ум действует на низшей грубой частоте энергии, он становится статичным, тупым, инертным, или тамасичным, но, когда вы повышаете частоту воздействием мантры, янтры и мандалы, он превосходит состояние тамаса, достигая раджаса и затем чистой саттвы, которая есть ум, действующий на очень тонкой частоте.
Заключительные замечания о мантре, янтре и мандале
Тантрические мантра, янтра и мандола появились как результат глубокого внутреннего видения йогов, риши и провидцев, проникших в тайну природы космоса, и как результат высоких состояний духовного опыта, просветления и экстаза. В этом состоянии ума сознание переступает через все барьеры, и поэтому духовный опыт называется вселенским.
До тех пор, пока вы ограничены временем и пространством, ваши переживания ограниченны и связаны только с данным измерением. Однако, когда вы превосходите это состояние, для вас не существует ни религии, ни касты, ни веры, ни половой принадлежности. Чем тогда может быть ограничено ваше видение? Более того, в этом состоянии ума вы едины со всей природой и можете общаться с ней. Тогда все ваше видение становится частью космической истины, и возникающие внутри вас образы соответствуют определенным нормам и законам, заложенным в каждом природном процессе. Это очевидно в тантрических мантре, янтре и мандале, которые представляют совершенную линейную и геометрическую гармонию и равновесие.
В тантрической системе каждая мантра, янтра и мандала продумана до малейших деталей. Если бы они не удовлетворяли требованиям точного математического уравнения, они были бы незавершенными и недейственными. Достаточно лишь взглянуть на некоторые из этих мандал и янтр, чтобы убедиться в их математическом равновесии. Фактически, это есть один из первых аспектов, который привлекает ваше внимание.
В тантрической системе:
- мандала представляет визуальную иконографическую форму высшей силы;
- янтра представляет абстрактную форму этой силы;
- мантра представляет ее тонкую форму.
Таким образом, каждая мандала имеет соответствующие янтру и мантру, и, поскольку они вызывают одни и те же результаты, одно может заменяться другим, в зависимости от уровня практикующего. Однако, различные божества представляют различные уровни сознания, и на основании этого их следует выбирать.
Таким образом, в практике таттва-шуддхи янтры и мандалы следует понимать не как религиозные, оккультные, мистические или таинственные символы, но как высоко заряженные силы, энергии, способные вызывать в вас вибрацию соответствующих частот для расширения вашего сознания.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»