Вся деятельность по очищению сознания от грехов и постепенного преодоления груза плохой кармы должна проводится в полном понимании того, как правильно это делать. Некоторые люди придумывают свои методы очищения сознания, однако лучше воспользоваться теми, которые уже есть и благодаря которым многие люди достигли совершенства.
Чтобы осознать свою духовную природу, «Шримад-Бхагаватам», 3.32.34-36 указывает нам, как человек может, занимаясь различными практиками самоосознания, переходя от одного метода к другому, постепенно очищать свое понимание истины. Изучая, как правильно очищать свое сознание, человек, хорошо прочувствовавший самый высший вкус счастья, приходит к самому возвышенному методу, рекомендуемому Ведами в нашу эпоху – преданному служению Верховному Господу:
«Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая священные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отреченный образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и Бхакти Йогой, идя путем преданного служения, который приводит к развитию привязанности к Богу и отрешенности, постигнув науку самоосознания и отрекшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители».
Приведем последовательность всех методов, необходимых для прогресса в очищении сознания и достижении самоосознания:
- Занятие регламентированной кармической деятельностью (карма-канда):
- совершение жертвоприношений, раздача милостыни;
- совершение аскез.
- Изучение священных писаний (гъяна-канда):
- проведение философских изысканий;
- обуздание ума и чувств.
- Отреченный образ жизни (вайрагья).
- Совершенное исполнение, предписанных обязанностей (Карма-йога).
- Занятие различными формами йогической практики (Гьяна-йога, Буддхи-йога).
- Путь преданного служения (Бхакти-йога):
- развитие привязанности (к Богу) и отрешенности от материального;
- постижение науки самоосознания (науки о душе);
- отречение от материального (привязанность к духовному);
- в конечном счете, постижение Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители.
1. Занятие регламентированной кармической деятельностью (карма-канда)
Этот метод очищения сознания приводит человека на высшие планеты нашей вселенной, кроме того, он дает возможность человеку накопить определенный запас благочестия. Все, кто стоят на этом пути, способны совершать аскезы и делать пожертвования, однако полного бескорыстия при этом нет. Все время остается желание быть счастливым, а это, как мы знаем, скрытый признак эгоизма. Истинно правильное понимание вещей – это стремится не самому быть счастливым, а осчастливить других своим служением. Но даже это понимание еще несовершенно. Самое совершенное понимание вещей, согласно Ведам – это начать с любовью и бескорыстно служить Богу. Желание быть счастливыми заставляют тех, кто занимается карма-кандой жертвовать и совершать аскезы. Чтобы получить блага от этой деятельности, они усердно изучают писания и стараются следовать им. Больше того, многие из них имеют наставника, которого они почитают. Они стараются посещать храм и святые места и молятся там Богу о том, чтобы Он им помог быть счастливыми и жить в достатке. Так, в местах поклонения Богу они просят Его служить им, просят себе у Бога счастья, однако очень большого желания служить Богу у них не возникает. Люди, занимающиеся такой практикой, верят в справедливость этого мира и знают, что, обретая благочестие, они получат счастье. Однако у них еще нет глубокого понимания того, что человек имеет духовную природу и цель его жизни – это самоосознание. Многие из них, даже будучи достаточно благочестивыми и, понимая, что Бог есть, все же не имеют особо большого желания изучать, как строить с Ним свои взаимоотношения. Подобное мышление очень опасно и обычно приводит к тому, что человек через некоторое время вновь скатывается в гуну страсти. Поэтому заниматься карма-кандой, то есть просто правильно выполнять свои общественные обязанности и при этом не двигаться вперед к самоосознанию – это не очень разумно. Об этом говорит «Бхагавад-гита», 2.42-44:
«Людей со скудным запасом знаний манит к себе цветистый язык Вед, который рекомендует заниматься различными видами кармической деятельности, для того, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой, аристократической семье, обрести силы, власть и т.д. Желая чувственных удовольствий и стремясь жить в роскоши, они говорят, что превыше этого нет ничего».
«В умах тех, кто слишком сильно привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству, кто сбит всем этим с толку, никогда не возникнет твердая решимость заниматься преданным служением Верховному Господу».
Вопрос: Карма-канда не ведет человека к совершенству?
Ответ: Если человек только вырвался из невежества и страсти, то карма-канда может ему как-то помочь. Но лучше, если он сразу примет более прогрессивный и быстрый метод очищения сознания – Карма-йогу. Карма-канда не дает нам возможности полностью освободиться из эгоистической концепции, и поэтому для самоосознания она малоэффективна.
2. Изучение священных писаний (гьяна-канда)
Идущие этим путем еще не избавились от эгоистического представления о жизни, однако они поняли, что священные писания содержат в себе истину. Они склонны много изучать писания и устраивать философские диспуты на их тему. Некоторые из таких людей становятся очень учеными и хорошо разбираются в вопросах проведения различных религиозных ритуалов и в ведической науке. Те, кто занимаются гьяна-кандой учатся контролировать свои чувства и ум, пытаются победить в себе недостатки. Они все еще хотят счастья для себя, но хорошо понимают, что для этого нужно заниматься совершенствованием в себе хороших качеств характера. Эти люди в большинстве своем очень благочестивы и склонны жить правильно. Среди них встречаются хорошие философы, священники, врачи, ученые, педагоги. Несмотря на то, что они уже достигли высокого уровня благочестия, тем не менее, они еще не встали полностью на путь самоосознания. Для этого нужно поменять в своей голове концепцию счастья, что совсем непросто. Им продолжает казаться, что нужно желать счастья только себе, и идея служения Богу им пока непонятна. Однако, так как они стремятся постичь истину и очень благочестивы, то судьба дает им возможность общаться с многими святыми людьми. В результате обретения самого большого богатства во Вселенной, общения с преданными слугами Бога, они быстро очищают свое сердце от остатков корысти. Так они постепенно привлекаются высшим вкусом истины – служением Богу. Если же идущие путем гьяна-канды становятся очень гордыми своими познаниями и не желают слушать советов истинно святых людей, то постепенно они деградируют в своем сознании до гун страсти и даже невежества.
Вопрос: Может ли гьяна-канда навредить человеку настолько сильно, что он совсем отвернется от прогресса?
Ответ: Да, так иногда бывает. Умственная платформа очень опасна, она дает возможность оправдать себя в любых случаях жизни. Поэтому, если есть склонность к систематическому изучению писаний, нужно, сразу минуя гьяна-канду, стараться это делать не для себя, а для Бога. В этом случае ваша деятельность встанет на рельсы Гьяна-йоги. Несведущему человеку кажется, что это не слишком большая разница – для кого изучать, но опыт показывает, что при разном изучении бывают разные плоды. Чтобы плоды изучения не привели нас к гордости за свою ученость, нужно постараться процесс изучения писаний сделать нашим служением Богу и плоды изучения считать Его милостью.
3. Отреченный образ жизни (вайрагья)
Это еще более высокий уровень сознания, когда человек понимает, что в материальных наслаждениях нет счастья. Развив в себе много хороших качеств характера, человек приобретает сильный разум, желающий разобраться, в чем истинное счастье и в чем истинный смысл жизни. Отречение от материальных наслаждений многими понимается как уход от мира и жизнь в монастыре. Однако, часто бывает так, что, даже живя в монастыре и приняв обет отречения, человек делает это искусственно, не приняв в свой разум бескорыстное понимание счастья. Такие люди, живя в храме, обычно начинают в глубине своего сознания сильно завидовать тем, кто живет в миру. Поэтому они постоянно критикуют мирских людей и ругают их. Однако, желания материального счастья все же пересиливают, и они уходят из монастыря и женятся. Другой тип священников понимает разницу между духовным счастьем и материальным, поэтому они становятся бескорыстными и по-дружески относятся ко всем. В результате такие святые становятся очень нужными обществу. Даже живя в монастыре, они не отказываются от исполнения своих обязанностей, однако им не нужно никаких вознаграждений и почестей. Если же случается, что они становятся никому не нужными, то все свободное время они уделяют самоосознанию, находя умиротворение в самом себе. Такие возвышенные личности очень часто просто живут среди людей и не уходят в монастырь. Они постоянно заботятся обо всех и пытаются всех наставить на истинный путь. Их жизнь обычно очень проста, они довольствуются малым и испытывают от этого счастье. Однако бывает и так, что накопленное благочестие не дает им бедствовать, люди жертвуют им много денег и продуктов. В этом случае все излишки они используют на благие цели. Именно такая жизнь и является настоящим отречением. Если кто-то думает, что отречение означает – уйти от людей, то это не правильно. Тот, кто ушел от людей, поступает корыстно. Он хочет быть счастливым, не принося счастья другим. Однако бывает, что очень возвышенной личности для того, чтобы приносить всем счастье, нужно уединение и суровая духовная практика. Но это редкий случай. Практически всегда отреченные люди встают на путь преданного служения Богу. Однако, если они все же склонны уединяться от людей и жить только для себя; то в каких-то случаях результатом этого может стать постепенная деградация сознания.
4. Совершенное исполнение предписанных обязанностей (Карма-йога)
Йога переводится с санскрита как «связь». Во всех ведических писаниях под связью понимается только связь с Богом. Например, Карма Йога – это деятельность, в которой человек трудится для Бога, с целью стать Его преданным слугой. Истинным совершенством исполнения всех предписанных обязанностей является отреченная от желания любых материальных приобретений жизнь, при которой человек продолжает трудиться на общее благо, но делает это, пытаясь из всех сил удовлетворить Верховную Личность Бога. Такой человек стоит выше обычной отреченной личности, так как он не просто отказывается от плодов своего труда, он все плоды труда с любовью отдает Богу. В результате такой практики он быстро прогрессирует в самоосознании и получает вкус к воспеванию Святых Имен Бога. Совершенствуясь в исполнении своих предписанных обязанностей и занимаясь духовной практикой, он с каждым днем все больше и больше углубляет свою привязанность к духовному миру.
5. Занятие различными формами йогической практики (Гьяна-йога, Буддхи-йога)
Занимаясь предписанными обязанностями только для удовлетворения Бога человек очищает свои чувства от материальных желаний. В результате он постепенно начинает изучать, как лучше служить Богу. Он уже по-другому смотрит на писания. Они становятся практическим руководством по преданному служению Верховной Личности Бога. На этом уровне сознания человек изучает писания не с целью сделать счастливым себя в этом мире, а с целью постижения Бога и достижения духовной платформы сознания. Занимаясь такой деятельностью, он становится сведущим в писаниях и советует всем изучать, как служить Богу. Постепенно он приходит к выводу, что нужно приковать свой разум к высшей цели жизни – любви к Богу. В результате он начинает самоотверженно служить Богу, оттачивая в своем разуме правильное понимание этого процесса. Так человек встает на путь Буддхи-йоги. «Буддхи» переводится с санскрита «разум», а «йога» – «связь с Богом». Таким образом, этот человек пытается направить свой разум в сторону любовного преданного служения Верховной Личности Бога.
6. Путь преданного служения (Бхакти-йога)
Это высший путь постижения истины, рекомендованный в нашу эпоху. Человек, вставший на этот путь, испытывает высший вкус – счастье любовного преданного служения Верховной Личности Бога. Что бы ни делал такой человек, он все это делает только с одной целью – для удовлетворения его любимого Господа. Он постоянно повторяет Святые Имена Бога и советует всем людям следовать этому простому и совершенному методу самоосознания. Постепенно в его сознании начинают проявляться признаки духовного транса. Духовный транс – это высшее проявления счастья, в результате которого человек забывает про свое телесное понимание счастья и свое материальное существование. Испытывая неописуемо сильную любовь к Богу, он пребывает в полностью духовном сознании. В результате этой возвышенной практики он очень быстро прогрессирует и, полностью очищаясь от всех грехов, часто за одну жизнь достигает высшего совершенства. В результате, после оставления материального тела (смерти), он отправляется в духовный мир, где нет корысти и страданий. Таким образом, этот последний уровень самоосознания является нашей конечной целью. Об этом также говорится в «Шримад-Бхшиватам» 3.32.32:
«Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели – Верховной Личности Бога».
Вопрос: Можно ли, минуя все предыдущие этапы самоосознания, сразу встать на путь Бхакти-йоги.
Ответ: Именно так Веды и советуют пытаться делать. Однако не каждый человек способен сразу принять этот возвышенный путь. В любом случае, целесообразно сразу начинать заниматься Карма-йогой, минуя все предыдущие этапы.
Вопрос: Где об этом можно узнать подробнее?
Ответ: Непревзойденные комментарии на «Бхагавадгиту» и «Шримад-Бхагаватам», сделанные возвышенным святым А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой будут вам хорошей помощью в изучении Бхакти-йоги.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»