В мире, где «отсутствие новостей – это хорошие новости», а хорошие новости – это не новости, в средствах массовой информации часто проходят мимо историй об альтруистическом поведении, вместо этого обычно выкладывая сенсационные конфликты. Но было доказано, что хорошие новости могут вдохновлять на добрые дела.
В исследовании 2011 года, опубликованном в Журнале психологии личности и социальной психологии (Journal of Personality and Social Psychology), изучалось теплое, приподнятое чувство, которое мы получаем, наблюдая, как кто-то действует с мужеством или состраданием по отношению к другим – чувство, которое психологи называют «моральным возвышением» 1APA. Moral identity and the experience of moral elevation in response to acts of uncommon goodness – Опубликовано: 2011. Ученые обнаружили, что «возвышение» вызывает положительные эмоции, побуждая людей поверить в доброту человечества и действовать более альтруистично.
В ходе исследования ученые выяснили, вдохновляются ли люди на добрые дела, просто слыша или думая о действиях доброй воли, не будучи свидетелями добрых поступков. Они также пытались определить, достаточно ли только обычных добрых поступков, чтобы вызвать чувство «морального возвышения», или же поступки должны быть экстраординарными.
Участники читали статьи и смотрели видеоролики, в которых были запечатлены простые или необычные добрые дела. Некоторые читали об организации, которая создает сады по соседству, а другие смотрели музыкальный клип, демонстрирующий, как весь бюджет певца был использован для помощи бедным общинам по всему миру.
Затем у участников была возможность сделать благотворительность или оставить деньги себе. Результаты показали, что, услышав о необычных добрых делах, участники с большей вероятностью делали пожертвование. Более того, участники, считавшие себя высокоморальными людьми, как правило, отдавали деньги чаще, чем те, кто этого не делал.
Это исследование имеет важное значение для СМИ, которые склонны чаще сообщать о негативных событиях, чем о позитивных. Результаты подтверждают, что даже незначительный сдвиг в СМИ может улучшить общую обстановку во всем мире. Авторы исследования отмечают:
«У нас есть основания полагать, что даже кажущийся слабым стимул, например рассказ о моральном поступке, может вызвать реакцию “морального возвышения” в неэкспериментальных условиях».
Следовательно, если бы в новостях чаще сообщалось о впечатляющих добрых делах, возможно, мы увидели бы далеко идущий волновой эффект среди людей.
- 1APA. Moral identity and the experience of moral elevation in response to acts of uncommon goodness – Опубликовано: 2011