Древнекитайские философы использовали понятия Инь и Ян для описания всех свойств Вселенной, которыми, в свою очередь, объясняли природу всего сущего. Этими же концепциями можно воспользоваться для лучшего понимания «Пути», или естественного порядка покоя и гармонии Вселенной.
У вас может возникнуть вопрос, как это с помощью двух слов, Инь и Ян, можно описать все свойства и всю сложность Вселенной. Для того чтобы это понять, давайте рассмотрим простую математическую операцию. Каждому известно, что одно яблоко плюс два яблока дает в сумме три яблока. Подобную операцию можно проделать над любыми объектами, будь то карандаши, книги, люди и т.д. Если применять этот процесс к разнообразным объектам, то вскоре становится ясно, что он носит общий характер. Его можно определить и описать независимо от видов используемых объектов. Эту идею абстрактного представления соотношения величин, используемых в каждом случае, иллюстрирует следующий рисунок:
Это пример перехода от частного к общему. Та же идея, которая оказалась столь полезной в организации научных знаний, вполне применима и к принципу дуальности – тесной взаимосвязи, которая объединяет противоположности: ночь и день, верх и низ, холод и тепло, мягкое и твердое, запад и восток и т.д. В китайской философии этот универсальный принцип дуальности называется Инь-Ян. Рис. 2 иллюстрирует простой способ использования этого принципа на примере ряда объединенных попарно противоположностей и их разделения.
Парами Инь-Ян могут быть такие понятия, как начало-конец, отрицательный-положительный, экстраверт-интроверт, материальный-духовный.
Объединение Инь и Ян напоминает нам о том, что понимание любого качества включает 2 аспекта: 1) различение противоположностей и 2) представление о природе движущих сил, которые связывают эти противоположности между собой. Динамическое взаимодействие Инь и Ян определяется всепроникающими, сменяющими друг друга, взаимодополняющими, временными связями между ними. Наличие каждого полюса такой пары предполагает, что другой вместе со своими энергиями связан с ним непрерывным, циклическим, быстро сменяющимся движением.
В мистицизме еврейской Каббалы цифры от одного до десяти, а также двадцать две буквы древнееврейского алфавита используются в качестве символов Божественного или всего духовного мира. 10 цифр в этой системе символизируют следующие 5 дуальностей:
1: Начало бесконечности | 2: Ее конец |
3: Добро | 4: Зло |
5: Высота | 6: Глубина |
7: Восток | 8: Запад |
9: Юг | 10: Север |
Легко видеть, что этот перечень избирателен и включает далеко не все понятия. Основанная на философии Инь-Ян, дуальность Инь и Ян одновременно и более компактна, и всеобъемлюща. Она не имеет границ.
Когда имеешь дело с цифрами и их зависимостями, важно различать натуральные числа и числа искусственные, то есть числа, созданные человеком. В этом смысле натуральными числами считаются те, которые образуют минимальный необходимый набор, из которого можно конструировать все остальные. Математик Леопольд Кронекер (1823-1891) утверждал: «Бог создал целые числа, все остальные придуманы человеком». Но даже ряд целых чисел включает больше элементов, чем это необходимо для того, чтобы получить требуемые основы. В частности, все отрицательные целые числа получены из их положительных двойников на основании принципа, придуманного человеком. Их связь определяется свойством аддитивной инверсии, которое заключается в том, что сумма любого числа и его противоположности равна нулю. Следующее усовершенствование было сделано итальянским математиком Джузеппе Пеано в 1899 году. Он ввел 3 неопределяемых понятия: единица, число и последующий элемент, создав таким образом аксиоматическую систему, состоящую из пяти постулатов, которая явилась логической основой для разработки теории чисел. Пеано постулировал, что число один является единицей, которая представляет собой наименьший элемент, что у каждого элемента имеется последующий элемент (последующим элементом для числа один является два, для двух – три и т.д.), и определил правила сложения и умножения. Число один, таким образом, было признано базисным и, следовательно, определено как натуральное. В математических системах постулаты и аксиомы представляют собой допущения, которые служат основой для разработки математической структуры. Будучи допущениями, они не требуют ни доказательств, ни поиска первоначального источника. Рассуждая о реальности повседневной жизни, мы можем расследовать источник числа один. Где начинается его связь с другими числами? Если поместить число один на числовой оси, то, как показано на рис. 3, само оно будет казаться «потерянным». Без точки отсчета его положение на числовой оси будет лишено смысла. Такой точкой отсчета служит число ноль и его соотношение с числом один определяет как положительное направление, так и единичное расстояние.
Аксиомы Пеано применимы к так называемым натуральным, или считаемым числам, которые не включают нуля. В этой системе ноль является элементом аддитивного тождества, а один – мультипликативного тождества, то есть для любого числа а: a + 0 = a и a x 1 = a.
И оказывается, что именно ноль и один, и никакие другие числа, необходимы как базис для создания всех других чисел. Они являются натуральными именно в том смысле, который нам нужен. Если эту дихотомию применить к концепции Инь и Ян, ноль будет началом и концом существования, то есть Инь, а число один будет представлять единство, или Ян. Таким образом, числа ноль и один абстрагируются в Инь и Ян. Это находит свое отражение и в том, что компьютеры тоже используют только ноль и единицу. Для выражения всех понятий реального мира компьютеры используют процесс абстракции, подобный процессу представления понятий в виде Инь и Ян в китайской философии. На этой основе компьютеры могут решать любые задачи.
Из примера с компьютером видно, что, хотя компьютер создан человеком, то есть является искусственным устройством, он, тем не менее, соответствует тому, что не создано человеком, а существует объективно. Это соответствие может помочь нам понять многие вещи – например, источник всех созидательных явлений в Космосе. От изучения и размышления над процессом творения, осуществляемым человеком, мы сможем перейти к изучению и размышлению над естественным процессом творения, происходящим в Космосе.
Наиболее важным в обоих случаях является то, что мы начинаем учиться различать, что сделано человеком и что естественно само по себе. Это прямой путь к просветлению в медитации. Мы должны уметь отличать искусственные помехи от естественного содержимого нашего ума, чтобы мы могли успешно устранить помехи и вновь открыть свою истинную природу. Главным тезисом восточной философии является то, что просветление – это естественное состояние человека. Только то ненужное, что мы сами создали, стоит между нами и просветлением.
Нам всем очень хорошо знакома эта путаница субъективного и объективного, потому что в нашей повседневной жизни она проявляется в том плачевном состоянии, в котором оказались различные религии. Часто можно услышать вопрос: «Почему все больше церквей и храмов теряют своих прихожан?» или «Почему молодые люди не хотят посещать богослужения?» Теперь мы видим, что эти проблемы возникают в результате того, что в религии очень трудно отличить созданное человеком, или искусственное, от объективной реальности.
Существуют некоторые представления, общие для всех великих религий,- например, о Создателе, о необходимости любить всех людей и относиться к ним как к братьям и сестрам, поддерживать мир. Все это можно считать естественными, или объективными аспектами религий. Это то, в чем нуждается каждый и что действительно может помочь человечеству. Разница между этими религиями заключается в созданных человеком, или искусственных вещах: архитектуре храма, церемониальных одеждах или самой церемонии. Совершенно очевидно, что сейчас к религии относится с энтузиазмом гораздо меньше людей, чем раньше, и поэтому люди стараются изменить религию к лучшему. Но, так как при этом не слишком много внимания уделяется тому, чтобы отличить естественное от созданного человеком, изменения часто приводят к утрате полезных объективных аспектов и остается только искусственная неразбериха. А это, конечно, делает нас еще более несчастными и требует все новых и новых перемен. Но при неспособности отличать в религии искусственное от естественного правильное решение не может быть найдено. Возможно, если бы великие лидеры великих религий могли собраться и вместе помедитировать над тем, что в каждой из религий является естественным, а что искусственным, они смогли бы внести необходимые изменения, которые привели бы их великие религии в соответствие с объективной реальностью. Начать можно было бы с простой задачи. В каждой религии существует свое имя для Создателя. Что это значит и чему это может нас научить? Создатель – часть объективной реальности, но различные имена субъективны, созданы человеком. Мы не будем спорить о том, каким именем называть Создателя и какое из них является «правильным», или же оскорблять имена, данные другими религиями. Что мы должны сделать – это понять, что все мы верим в Создателя, а потом, с открытым умом, изучить все точки зрения о Создателе, вместо того чтобы называть друг друга «язычниками» или «еретиками».
Мы не спорим относительно слов, которые используются в различных языках для счета, а просто в случае необходимости учим различные названия. Как бы мы их ни называли – один-два-три, айн-цвай-драй или и-эр-сань – числа остаются теми же. Двоичная система счета остается двоичной системой счета независимо от того, создан компьютер в Америке или в Китае. Оба компьютера основаны на двоичной системе счета и оба согласуются с естественной объективной реальностью двоичной системы.
Нетрудно понять, почему каждому хочется иметь компьютер. Все компьютеры работают на основе естественного принципа, несмотря на то что они сделаны человеком. Если бы великие религии мира могли прийти в соответствие со своими естественными принципами, они тоже стали бы нужны каждому. Каждый хочет иметь компьютер, потому что компьютер облегчает работу. Каждому хотелось бы иметь религию, если бы религия могла сделать жизнь более полной.
Лао-цзы, основоположник китайской даосской философии, выразил эту истину почти 3000 лет назад:
Путь-Дао породил одно,
Одно стало двумя,
Потом два породили три.
Из трех вышло все остальное.
Итак, Дао можно считать путем природы. Религиозные люди называют источником творения Бога, а ученые прилагают все усилия к тому, чтобы открыть законы, которым подчиняется природа. Но ни религия, ни наука не могут охватить, определить или полностью описать источник – само Дао. Итак, Дао нельзя ни выразить словами, ни доказать. Примитивные люди любой эпохи видят в громе и молнии часть Дао, потому что они не могут дать этим явлениям никакого удовлетворительного объяснения. Религиозные деятели охотно объясняют гром и молнию как наказание Господне, которое он посылает своим заблудшим сынам. Постепенно наука достигла той стадии развития, когда смогла объяснить эти явления электростатическими разрядами, которые естественным образом происходят в атмосфере при определенных погодных условиях. Однако как только рациональное объяснение какого-то явления, будь оно научным, религиозным или любым другим, становится общепринятым, это явление перестает быть частью Дао. Как только что-то понято, обосновано и разумно объяснено умом, понятие Дао становится к этому неприменимым, потому что Дао – это то, что полностью находится за пределами постижения. Но, что еще важнее, всякий раз остается так много того, что еще ждет своего объяснения, и с каждым новым открытием возникают новые вопросы, на которые нет ответа, так что можно сказать, что Дао существует всюду. В этом смысле Дао включает в себя все.
Интересно поразмышлять над тем, как, согласно Лао-цзы, Дао породило одно. Как мы переходим из состояния небытия в состояние бытия, превращаемся из нуля в единицу? Посмотрим, что происходит с умом в покое – в нулевом состоянии, когда нет никаких мыслей. Вдруг спонтанно появляется мысль. Как именно это произошло, остается для нас неясным, но мы замечаем, что покой ума нарушен. Этот критический переходный момент, перед которым ум находился в состоянии «Небытия», или Уцзи, является моментом, когда начинается состояние Тайцзи, или «Великого Предела». Тайцзи – это состояние полноты, или деятельности, которое включает все события, которые входят в динамическое взаимодействие с Дао. Это явление – переход от отсутствия мысли к мысли – определяется выражением «от Уцзи – к Тайцзи». Состояние Тайцзи начинается в момент перехода и на временной оси может быть представлено в виде ступенчатой функции (рис. 4):
Можно сказать, что в энергетическом потоке жизни Уцзи представляет прошлое, Тайцзи – будущее, а момент перехода – вневременное настоящее. Перенося это представление на пространственную структуру Вселенной, мы можем рассматривать пустоту, которая существовала до создания Вселенной, как состояние Уцзи. За пустотой последовало материальное проявление Вселенной – единица в состоянии Тайцзи. Возникает вопрос: как произошел переход Вселенной из состояния пустоты в состояние созданной вселенной? Это тот же вопрос, который возникает относительно спонтанного появления мысли. При современном состоянии знаний мы можем только сказать, что должен существовать момент, когда происходит переход из ничто в нечто. Это нечто можно охарактеризовать как геометрическую точку. Нет возможности описать или указать местонахождение точки, потому что она занимает бесконечно малое пространство, хотя все пространство полностью состоит из таких точек.
Китайская философия описывает Дао с помощью «диаграммы Тайцзи», как показано на рис. 5:
Эта схема показывает динамическую связь как чередующееся круговое движение. Представьте себе вращающийся вектор, закрепленный в центре, сметающий взаимодополняющие области Инь и Ян. Это применимо ко всем противоположностям, которые встречаются в природе и в человеческом опыте. Например, Ян представляет день, а Инь – ночь. Если чередование противоположностей нарушено и равновесие утрачено, в результате создаются условия, подобные тем, какие мы видим сегодня. Сейчас многие понимают, что не все, что сделано человеком, является положительным или несет добро. Например, мы развиваем технологию и создаем промышленность ради того, чтобы сделать жизнь более удобной, более полной. Но результаты оказываются не совсем такими, как мы ожидали. Жизнь стала значительно более удобной. Никто не станет отрицать удобства и привлекательности кондиционера или центрального отопления. Но теперь, 100 лет спустя, плата за эти удобства становится слишком высокой. Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение продуктов питания, радиация, отравление животных, над которыми нависла угроза вымирания, нехватка пищи и многие другие тревожные ситуации – все это является «уплатой по старым векселям». Почему это происходит? Это – просто результат любой человеческой, или субъективной деятельности, в противоположность естественным, или объективным явлениям. Естественное всегда происходит как часть динамического баланса, который колеблется взад-вперед, но всегда сохраняет равновесие. Как могли люди, разрабатывающие технологии, предвидеть, к какому загрязнению воздуха приведут построенные ими фабрики? Пока фабрик было мало, это загрязнение не было заметно, и зачем им было думать о будущем, когда их интересовала сегодняшняя польза? В конце концов, они были всего лишь люди, имеющие дело со своим новым, «созданным человеком» миром. Они не учились у природы и не пытались применить естественные принципы к своим фабрикам. Если бы они это сделали, они бы заметили, что, как только где-то становится слишком много кроликов, появляется больше лис и рысей, которые их поедают, сокращая слишком разросшуюся популяцию. Когда в лесу разводится слишком много оленей, приходит больше волков или иссякает пища, которой питалось стадо, олени умирают от голода и равновесие восстанавливается. Так что, если мы хотим найти принципы, которые можно применить к себе, чтобы получить положительные, надолго сохраняющиеся результаты, мы должны присматриваться к пути, которым идет природа, и либо приводить в соответствие с ним то, что сделано человеком, либо отказываться от него.
Вполне вероятно, что эта «искусственная, созданная человеком» технология действительно основана на естественных законах и просто представляет собой способ восстановления равновесия в природе путем создания у человека тенденции саморазрушения, так как он, похоже, не хочет жить в гармонии с остальной природой. В объективной естественной жизни должны быть гармонично уравновешены все аспекты. При уравновешенном состоянии противоположностей атомная энергия не может быть использована для войн и разрушения, но и от использования ее нельзя отказываться. Ее использование должно быть безопасным, продуктивным и положительным, с соблюдением такого равновесия преимуществ и недостатков, которое приводит к гармонии. В естественном состоянии не бывает избытка Инь или Ян – потому что такое положение быстро самоуничтожается и равновесие восстанавливается.
Труднее уловимым, но не менее важным является циклическое чередование состояний, когда взаимная зависимость как существенная характеристика явления раскрывается в переходе из одного состояния в другое, что обеспечивает гармонию и устойчивость той или иной дуалистической системы. Каждое из состояний подразумевает другое, точно так же как на диаграмме в Ян всегда есть немножко Инь и наоборот. Солнце, находясь в зените, сигнализирует о начале заката, а самый холодный зимний день – это одновременно первый день на пути к потеплению. Инь перетекает в Ян, а потом совершается обратный процесс, и это происходит постоянно. Человек должен понять, что он не сможет выжить, если не будет идти естественным путем, принимая изменения и приспосабливаясь к ним.
Автор: Чжоу Цзунхуа
Источник: книга «Дао медитации. Путь к просветлению»