Пурим (с акадского «жребий») – национальный праздник евреев в память о спасении еврейского народа (согласно Книге Эсфири), проживавшего на территории Персидской империи от Амана-амаликитянина, любимца персидского царя Артаксеркса (ивр. Ахашверош).
Пурим начинается с «поста Эстер» (ивр. та-анит эстер, пост Эсфири) с утра до вечера 13-го дня месяца адара. Данный пост наложила царица Эстер не только на себя и на слуг, но и на всех евреев, проживающих в древнейшем городе Сузы. Следующие 2 дня, 14 и 15-й день адара, являются днями пиршества и веселья, как было установлено спасителем иудеев Мардохеем и Эсфирью, его приемной дочерью и одной из самых знаменитых женщин Библии.
События Пурима по еврейской традиции
Пророчества о продолжительности Вавилонского плена
(Иер. 29:10): «Ибо так сказал Бог: когда пройдут 70 лет вашего пребывания в Вавилоне, тогда я вспомню вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас в место сие».
(Дан. 9:2): «Я, Даниил, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово Бога к Иеремии, пророку, и вот: 70 лет продлится разрушение Иерусалима».
Пророк Иеремия предрек будущее иудеев, сказав, что Вавилон будет править 70 лет, прежде чем евреи обратно получат права защищать себя. Даниил утверждал, что евреи начнут жить счастливо через 70 лет после падения Иерусалима. Слова пророка сбылись в том смысле, что Иерусалимский Храм восстановили и освятили через 70 лет после его разрушения, в 516 году до нашей эры.
В Ветхом Завете говорится, что слова пророков многим не давали жить спокойно и царствующие монархи страшились гневить Бога евреев, но рассчитывали, что с разрушением Храма власть Бога также пропадет.
Вавилонский плен
Навуходоносор (ивр. Невухаднецар), царь Вавилонии напал на Храм и оставил от него одни руины в 586 году до н.э., пленив большую часть еврейского народа. Страшный плен длился для иудейского народа почти 50 лет, пока персидский царь Кир II не издал указ о восстановлении Храма Иерусалима и возвращении евреев на родину в 539 году до нашей эры.
Указ был издан неспроста: Вавилон терял свои позиции, понемногу сдавая земли персидским царям. После 45-летнего правления Навуходоносора, власть перешла к его сыну, Авельмардуку (Эвил Меродах), правившему в течение 23 лет. После него правил его преемник, Валтасар (ивр. Белъшацар), который в страхе ожидал окончания периода 70-летнего пророчества. Как только 70 лет истекли, Валтасар счел, что пророчество не сбылось, так как Храм не был восстановлен. В честь данного события он устроил пиршество-оргию, уже не проявляя ни уважения, ни страха к Богу евреев. Во время пиршества он даже решил осквернить сосуды Храма, взятые из сокровищницы. Но уже к утру он был мертв: его убил Кир, зять персидского царя Дария.
Правление Кира Великого
В Священном писании Танахе сказано, что Дарий предложил Киру II власть над народом, но тот отказался. Дарий правил всего 1 год, а Кир управлял народом более 8 лет. Как видно, пророк Даниил оказался прав, сказав, что Вавилоном вначале будет править Мидия, а завершит господство Персия.
Новая власть была веротерпимой: евреи обладали самоуправлением и определенными правами. По указу Кира в 538 году до нашей эры иудеи вернулись на родину для восстановления Храма и возврата ценностей, разграбленных во время правления вавилонян. Кир также распорядился выделить на работы казначейские средства.
Работы по восстановлению Храма были начаты, несмотря на то, что жившие поблизости народы не упускали случая напасть на ослабевший город, тем более, что на родину из Персии вернулись не все евреи. К концу 8-летнего правления Кир переехал в Сузы, сделав город столицей древнего государства Элам. Вернувшись в свой город, Кир не дал возможности пленным евреям, оставшимся в Персии, вернуться на родину. В связи с этим, восстановление Храма было приостановлено, хотя власть не чинила для этого препятствий.
Веротерпимость, введенная Киром, была продолжена и его преемниками, хотя работы по восстановлению Храма шли с большим трудом.
Царь Ксеркс I
Власть в Персии сменилась в 486 году до н.э., когда трон перешел к Асвиру, сыну царя Дария I. По многим материалам известно, что в Греции Асвира называли Артаксерксом (или Ксерксом), а в Иудее – Ахашверошем.
Власть Асвира распространялась не только на территории Персии, но в Вавилонии, Сирии, Азии, Македонии, Странах Израиля, Фракии, Египта и в части Аравийского полуострова. В Городе персов, Персеполе, столице империи Ахеменидов, есть надпись: «Я – Артаксеркс, великий царь, единственный царь, царь (всех) стран (в которых говорят) на всех языках, царь этой большой и простирающейся далеко земли, сын царя Дария, Ахеменида, перса, сына перса, – так говорит царь Артаксеркс. Вот страны, в которых (в придачу к Персии) я являюсь царем под сенью (бога) Ахурамазды, которые платят мне дань; все, что я требую у них, они исполняют и подчиняются моему закону: Мидия, Элам, Арахозия, Урарту, Дрангиана, Парфия, Вавилония, Ассирия, Египет, жители Иконии, живущие у соленого моря, и те, кто живет за соленым морем, Аравия, Гандара, Индия и Куш (Эфиопия)».
Асвир не интересовался политикой в отношении иудейского народа и восстановлением Храма. Но его жена, Астинь (ивр. Вашти), персидская царица, была категорически против восстановления Храма, так как была внучкой Навуходоносора, и в крови у нее была ненависть к еврейскому народу. Она убедила мужа издать указ о прекращении работ в Иерусалиме, что он и сделал.
Это противоречило пророчеству о 70-летнем возвращении храма евреям, так как этот период истекал на 3-й год правления Ксеркса. Согласно еврейскому мидрашу, именно это и стало причиной 180-дневного пиршества, с которого начинается Свиток Эсфири. Ксеркс также попытался осквернить сосуды Храма, хранившиеся в сокровищницах, в честь освобождения его и его народа от слов пророка Иеремии.
Как и в случае с его предшественниками, надеждам царя не суждено было сбыться. Спустя 10 лет царь Ксеркс умер, а власть перешла к Дарию II, его сыну от Космартидены, вавилонской наложницы. Он и приказал начать восстановительные работы по поднятию Иерусалима.
Книга Эсфирь (Эстер)
Книга Эсфирь, или Есфирь (с ивр. Эстер) описывает жизнь одной из самых знаменитых библейских женщин и события, относящиеся к празднику Пурим. Будучи родственницей Мардохея (Мордехай), Эсфирь стала его приемной дочерью.
Мордехай, известный спаситель еврейского народа, жил в Сузах (Шушан). Он спас жизнь персидскому царю Артаксерксу из династии Ахеменидов и, когда пришло время царю взять в жены новую девушку, он сделал свой выбор в пользу Эсфирь, отвергнув Астинь.
Аман, потомок Агага, царя амаликитян, был придворным царя Артаксеркса. Он стал символом антисемита в традициях еврейского народа, возненавидев Мордехая, спасшего иудеев. При помощи коварных козней и страшных дворовых интриг, Аман уговорил царя уничтожить иудеев: «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в 13-ый день 12-го месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить».
Мордехай, узнав про такие намерения, попросил Эсфирь заступиться за еврейский народ, так как она была ближе к царю.
Согласно дворовым традициям, она не имела права вмешиваться в дела и намерения царя, но презрев все традиции, Эсфирь пошла против всего двора, явившись перед Артаксерксом без приглашения. К слову, в те времена женщинам было запрещено свободно разговаривать со своими мужьями.
Она устроила пир и пригласила мужа, а во время пиршества обратилась к нему с просьбой пощадить евреев. Царь во время разговора с Эсфирь выяснил, что все козни подстроены Аманом. Он распорядился повесить Амана на виселице, которая была уготована для Мордехая.
Указ царя об уничтожении еврейского народа уже был разослан по государству и отмене он не подлежал согласно дворовой политике. Поэтому, другим указом царя была разослана весть о том, что еврейский народ получает возможность противостоять положениям первого указа. Это значило, что каждый еврей мог стать на защиту себя, своего народа и территории, убивая и истребляя тех, кто гнетет их, а также забирая их имущество.
Еврейский народ восстал против врагов. Около 76000 человек пало от рук евреев, включая сыновей коварного Амана. Праздник Пурим был установлен евреями как раз в честь события, которое помогло им восстать против врагов и истребить их.
Происхождение праздника
Название праздника происходит от слова «пур», то есть «жребий». Аман бросал жребий как раз для выбора месяца истребления евреев.
В знаменитой Книге Эсфири сказано, что евреи начали уничтожать своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара был назначен праздник в честь избавления от гнета персов. В Сузах, столице Элама, евреи продолжали убивать своих врагов еще и 14 адара, и, соответственно, праздник в столице отмечался 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19).
В Библии сказано, что Пурим – праздник не только для жившего в тот период поколения, но и для будущего еврейского народа. Пурим не имеет никакого отношения к восстановлению Иерусалимского Храма, никакой религиозной подоплеки.
Во времена правления священнического рода Хасмонеев из Модиин, Пурим имел другое название – День Мордехая (2Макк. 15:36).
Время празднования
Как описано в Свитках Эсфири, евреи боролись с врагами 12 и 13 адара, а 14 адара назначили днем празднования победы над ними. В Сузах праздник отмечали 15 адара, и он имеет свое название – Сузский Пурим (ивр. Шушан Пурим). Разница в 1 день в праздновании такого события наблюдалась во многих городах, которые были ограждены стеной, а именно в Тверии, Хевроне и Иерусалиме. В этих городах Пурим отмечают 15 адара, в то время как во многих израильских городах праздник наступает 14 адара.
Адар – это 12-й месяц по еврейскому календарю, а в високосном году прибавляется второй адар, 13-й месяц, тогда Пурим отмечается во втором адаре. В этом случае, 14 и 15 дни первого адара называют Малым Пуримом (ивр. пурим катан), считают полупраздником и отмечают не так торжественно.
Законы и обычаи праздника
По иудейскому религиозному закону, еврейский праздник Ханука и праздник Пурим не освещаются в Торе, так как они были назначены законоучителями. В эти дни работать позволяется всем. В праздник Пурим не совершаются религиозные обряды. В Книге Эсфирь говорится лишь о ежегодном праздновании 14 и 15 адара, а также предписывается «чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным» (Эсф. 9:22).
Праздник начинается с окончания Поста Эсфири.
Чтение Свитка Эстер
В день праздника в период молитвы в синагоге читаются свитки Эсфири. В момент, когда упоминается имя Амана, все слушатели начинают топать ногами, свистеть, трещать специальными трещотками: так еврейский народ выражает свое презрение к коварному злодею.
Такие шумные проявления ненависти пришли от обычая, введенного евреями Франции и Германии в XIII веке. В то время на камнях чертили имя Амана и ударяли камнями друг о друга, производя сильный шум (согласно библейскому предписанию «ты должен стереть память Амалека»). Такие шумные действия в священной синагоге не всегда поддерживались раввинами.
Праздничная трапеза
На праздник принято делать друг другу подарки, подносить угощения (ивр. мишлоах манот; на идише шалахмонес – «посылка яств») и щедро одаривать бедных. Что касается еды, выпекается специальное печенье треугольной формы с вареньем или маком – гоменташн (с ивр. «карманы Амана» или «уши Амана»).
В соответствии со сводом правовых и этических положений Иудаизма, в праздник Пурим следует пить много вина: столько, сколько необходимо, чтобы перестать различать, произносишь ли ты проклятия Аману или благословения Мордехаю. Тем не менее, многие пытаются донести до народа необходимость соблюдать меру.
Карнавал
Еврейский народ сделал Пурим карнавальным праздником, который не обходится без Пуримшпиля (на идишe «пуримское представление»), разыгрываемого во время празднества актерами. По обычаям, выступления длились недолго, хотя в XVIII веке они стали более продолжительными, с включением большего количества персонажей, музыкальной составляющей, текстовым сопровождением, иногда в стихотворной форме. Такие представления предназначались для широкой публики и были платными, но устраивались они только в день праздника.
В Италии на Пурим евреи рядились, причем переодевание в женское одеяние для мужчин в этот день разрешено (в обычной жизни оно карается законом).
В Израиле проводится шествие, наиболее старое и известное – «Адлояда» («пока не перестанет различать»), основатель – хореограф Барух Агадати, Холон, начало 1930-х годов.
Шушан Пурим
Места празднования
Сегодня Пурим 15-го адара отмечается только в городе Шашун и Иерусалиме, хотя есть города, где праздник отмечают 14-го адара и 15-го адара. Несмотря на то, что в течение 2-х дней праздничные обычаи соблюдаются дважды, 14-го адара считается основным днем празднования, так как отмечается во всем мире. Двойное празднование соблюдается в Тверии, Яфо, Цфат, Силоме, Измире (Турция), Багдаде (Ирак) и Халебе (Сирия).
Современный город Хамадан (Иран) издревле отождествляется с древним Шушаном (Сузы). Считается, что в Хамадане есть могилы Эсфири и Мордехая. Они были описаны еще в ХIII веке путешественниками. Евреи Ирана по традиции зачитывают свитки Эсфири у этой гробницы.
Тройной Пурим (Пурим мешулаш)
По еврейскому календарю Пурим не выпадает на субботу, в то время как Шушан Пурим порой приходится на выходной. В таких случаях в Иерусалиме, жители которого празднуют только Шушан Пурим, обычай праздновать равномерно делится на 3 дня: от пятницы и до воскресенья, получив название Пурим мешулаш, что на иврите означает Тройной Пурим.
Значение Пурима в Иудаизме
Как указано в Талмуде, книга Эсфири не забудется никогда, а Пурим будет отмечаться всеми поколениями евреев, даже если все учения и слова пророков будут забыты. Говорится также, что Πурим столь же велик, как тот день, когда на горе Синае была дана Тора.
10 сыновей Аман
В Книге Эсфири содержится любопытный комментарий к отрывку:
«И в Сузах, городе престольном, убили иудеи и погубили 500 человек; и
Паршандату, и
Дальфона, и
Аспату, и
Порату, и
Адалью, и
Аридату, и
Пармашту, и
Арисая, и
Аридая, и
Вайзату –
десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага иудеев, умертвили они, а на грабеж не простерли руки своей. И сказал царь Эсфири, царице: “каково желание твое? И будет удовлетворено оно для тебя; и какая просьба твоя? И она будет исполнена”. И сказала Эсфирь: “Если угодно царю, то пусть бы позволено было иудеям в Сузах и завтра делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве”. И сказал царь, чтобы сделано было так, и дан был указ в Сузах, и десятерых сыновей Амана повесили». (Эсф. 9:5-14).
Согласно комментаторам, просьба Эсфирь была очень странной: она попросила царя защитить еврейский народ, наказав Амана и его сыновей. Было написано, что 10 сыновей Амана были убиты, хотя их имена в книге были написаны в столбик, что означало, что они уже были повешены. Возможно, Эсфирь просила повесить детей Амана в устрашение всем, кто смеет пойти против еврейского народа.
Комментаторы объясняют такое противоречие тем, что Эсфирь была пророком и могла знать, что подобное повешение состоится в любом случае. А ее просьба была направлена не к царю Персии, а к Царю царей. И ее просьба была выполнена.
С момента написания книги Эсфирь каждый писец, переписывающий свитки, обязательно выписывает имена сыновей Амана в оригинальной манере: одна буква в именах пишется с большой буквы, а некоторые – с маленькой. Имена, исконно записанные в столбик, визуально отличаются написанием. В глаза бросается написание букв «шин», «заин», «тав», написанные мелким шрифтом, и буква «вав» в последней строчке стоит ниже всей строки. Такое написание может быть указателем хронологии событий.
Это объясняется тем, что по традиции каждая буква еврейского алфавита имеет числовое выражение, а год прописывается не цифрами, а буквами. То есть, одна буква – это число 400, другая – число 300, третья – число 7, что в сумме составляет число 707. Буква «шесть», написанная по-иному, может указывать на шестое тысячелетие.
Местный (малый) Пурим
У евреев есть обычай отмечать дату спасения семьи или всей общины чтением молитв, которые напоминают по своей структуре празднование Пурима. Такой обычай носит название «Пурим катан» или «моэд катан», к которому прибавляется название самой общины. Праздник может начинаться с «поста Эсфирь» и заканчиваться чтением свитка.
Малых Пуримов существует множество, включая Пурим в городах Сарагоса (Испания), Алжир (Северная Африка), Авиньон (Франция), Тверия (Израиль), Падуя и Каир.