Вознесение Господне

Вознесение Господне (Вознесение; Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) – переходящий христианский праздник в память об обещании второго пришествия и о вознесении Иисуса Христа на небеса, которое, по преданию, свершилось близ Вифании на Масличной горе. Вознесение отмечается в сороковой день по Пасхе и неизменно приходится на четверг.

По мнению Афанасия Великого, этот день означает обожение Его человеческой сущности, отныне невидимой для телесного ока.

Самые ранние сведения об этом празднике относятся к V веку, но в них говорится, что он существует довольно давно. Иконографическое отображение этого события изображены на фресках и диптихах (складнях), датированные V веком.

Новозаветная история

В книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) говорится о том, что Христос в течение 40 дней после Воскресения являлся апостолам и рассказывал им о Царствии Божьем, а потом собрал их в Иерусалиме и велел не расходиться, сказал, что через несколько дней они будут крещены Святым Духом, после чего: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:9-11)

О Вознесении рассказано в заключительных главах Евангелия от Луки (Лк. 24:50-53) и от Марка (Мк. 16:19-20). Христос предсказывал Воскресение своим ученикам задолго до крестной смерти (Ин. 6:62).

Богослужебное почитание в православии

Вознесение Господне входит в число Двудесятых праздников в православном богослужении (проводится по Цветной Триоди). В среду накануне праздника служится всенощное бдение, поются стихиры, читаются 3 паремии, в которых говорится о Вознесении: (Ис. 2:2-3), (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читают Евангелие от Марка (71 зачало – Мк. 16:9-20).

Каноны праздника написаны Иосифом Песнопевцем и Иоаном Дамаскином. Икос и кондак принадлежат Роману Сладкопевцу.

Во время литургии исполняются праздничные антифоны, также читают Апостол (1-ое зачало – Деян. 1:1-12), Евангелие от Луки (114 зачало – Лк. 24:36-53).

Также с этим праздников связаны такие обряды, как благословение винограда и бобов во время мессы, торжественные процессии, тушение пасхальной свечи.

В некоторых римско-католических церквях статую Христа поднимают до самого потолка храма, символизируя Вознесение.

Иконография

Иконография Вознесения едина: 12 апостолов и Богородица в центре, вариации допускаются только в количестве ангелов. При этом на некоторых иконах изображен след от ноги Христа на Елеонской горе, откуда Он вознесся на небо. В Иерусалиме такой отпечаток показывают паломникам в часовне Вознесения; говорят, что это и есть след Христа.

В славянских традициях

В народной традиции славян считалось, что именно с этого дня наступает пролетье – расцвет весны и ее переход к лету. Полагали, что с этого дня «пошел колос на ниву» – то есть озимая рожь выпускает колос. К вечеру разжигали костер, водили хороводы или «колосок».

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии