Истинная и мнимая духовность: что это

Лос-Анджелес, 30 декабря 1968 г. В интервью журналисту одной из лос-анджелесских газет Шрила Прабхупада высказал свое мнение о многочисленных новоявленных «гуру» конца 60-х, которые обещали дать людям силу, влияние, научить избегать стрессов, указать путь к спасению и многое другое. В этом откровенном разговоре Шрила Прабхупада разоблачает многие «религиозные» течения того времени. Он говорит: «Человек, называющий себя Богом, – законченный негодяй».

Журналист. Насколько я знаю, множество наших читателей, да и вообще людей в Соединенных Штатах, пребывает в недоумении: вокруг появилось так много людей, провозглашающих себя гуру и богами; они появляются в нашей стране один за другим, как грибы, и говорят, что…

Шрила Прабхупада. Я могу вас заверить, что все они говорят вздор.

Журналист. Не могли бы вы сказать об этом чуточку подробнее?

Шрила Прабхупада. Могу к этому прибавить, что все они негодяи.

Журналист. И тот, который прославился, продавая мантры для медитации?

Шрила Прабхупада. Могу сказать публично, что он прохвост, каких свет не видывал.

Журналист. Не могли бы вы пояснить свою мысль, дать развернутое обоснование, так как наши читатели…

Шрила Прабхупада. Все его поведение говорит о том, что он отъявленный мошенник. Не нужно даже знать его, его поступки говорят сами за себя. Удивительно только одно: принято считать, что в западных странах живут люди высокой культуры – почему же они позволяют этим негодяям дурачить себя?

Журналист. Я думаю, что люди ждут чего-то необыкновенного, и тут появляются такие, как он.

Шрила Прабхупада. Да, но они хотят чего-то очень дешевого – в этом их вина. Что касается наших учеников, то мы не учим их ничему подобному. Наше первое условие – наличие моральных ценностей. Понимаете? Мы не даем посвящение тем, кто не следует моральным принципам, мы не принимаем их в наше Общество. А эти так называемые гуру говорят людям: «Делайте все, что хотите. Заплатите мне тридцать пять долларов, и я дам вам мантру». Понимаете, в чем дело? Люди хотят, чтобы их обманывали, вот и расплодилось множество обманщиков. Люди не желают придерживаться никаких ограничений. У них есть деньги, и они думают: «Мы заплатим и тут же получим все, чего хотим».

Журналист. «Хочу в рай, и немедленно».

Шрила Прабхупада. Вот именно. Это же просто глупость.

Журналист. Позвольте вас спросить – хотя у меня есть свое мнение, – почему, по-вашему, молодые люди сегодня все чаще и чаще обращаются к восточным религиям?

Шрила Прабхупада. Потому что их больше не удовлетворяет ваш материалистический образ жизни. Особенно здесь, в Америке, казалось бы, достаточно всего, чтобы жить в свое удовольствие. У вас достаточно еды, женщин, вина, жилья – достаточно всего. Однако, несмотря на это, в вашей стране сбитых с толку и недовольных людей гораздо больше, чем в Индии, которая считается нищей страной. Да, индийцы бедны, но они продолжают бережно хранить свою древнюю духовную культуру. Поэтому беспокойств у них меньше. Это доказывает, что материальный прогресс сам по себе не может принести удовлетворение. Тот, кто ищет истинного удовлетворения, должен встать на путь духовной жизни. Только тогда можно стать счастливым. Здесь же все люди пребывают во тьме. У них нет надежды. Они не знают, куда идти. У них нет цели. Но человек, избравший духовный путь, знает, что он делает и куда идет. Для него все ясно.

Журналист. Иными словами, вы чувствуете, что в западной религии – ни в синагоге, ни в церкви, ни где-то еще – люди не нашли истинной духовности? Может быть, вы полагаете, что эти учения несовершенны? Или считаете, что церковь отступает от чистоты учения?

Шрила Прабхупада. Возьмем, к примеру, Библию. Она была написана давным-давно и обращена к примитивным людям, жившим в пустыне. У этих людей было мало знаний. В те времена, во времена Ветхого Завета, достаточно было сказать: «Есть Бог, и Бог сотворил мир». Это верно. Но в наши дни, когда наука добилась таких успехов, люди хотят знать во всех деталях, как был сотворен мир. Понимаете? К сожалению, в Библии нет такого подробного научного объяснения. И церковь не может прибавить к этому ничего существенного. Поэтому люди не удовлетворены. Просто посещать церковь и молиться – это их не устраивает. Кроме того, так называемые религиозные лидеры не следуют самым важным заповедям религии. К примеру, в Ветхом Завете есть десять заповедей, и одна из них гласит: «Не убий». Но убийство для христиан – дело обыденное. Религиозные лидеры благословляют существование скотобоен и даже придумали теорию, будто у животных нет души. Прямо как в той притче о волке и ягненке. И когда мы спрашиваем: «Почему вы допускаете такой грех, как убиение?», священники отказываются обсуждать это. Все помалкивают. Это означает, что они сознательно нарушают десять заповедей. Где же тут религиозные принципы? Ясно ведь сказано: «Не убий». Почему же они продолжают убивать? Что вы на это ответите?

Журналист. Вы спрашиваете меня?

Шрила Прабхупада. Да.

Журналист. «Не убий» – это, бесспорно, одна из этических норм. Это великая заповедь, и она всегда актуальна. Но люди не очень интересуются…

Шрила Прабхупада. Верно. Они не слишком-то интересуются религией, а если и проявляют интерес, то чисто показной. Если вы не придерживаетесь никаких принципов, то в чем, скажите, состоит ваша религия?

Журналист. Я не спорю с вами. Более того, я полностью согласен с вами. Полностью. Это не имеет никакого смысла. «Не убий». «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». «Не желай дома ближнего твоего». «Почитай отца твоего и мать твою»… Это все прекрасные…

Шрила Прабхупада. «Не желай жены ближнего твоего». Но кто следует этой заповеди?

Журналист. Очень немногие.

Шрила Прабхупада. Какое же они имеют право называть себя религиозными людьми? А лишенное религии человеческое общество мало чем отличается от стада животных.

Журналист. Хорошо. Но позвольте мне спросить вас вот о чем: есть ли разница между вашим пониманием десяти заповедей и общепринятой их трактовкой в иудео-христианской этике?

Шрила Прабхупада. Разницы никакой, но, как я уже сказал, никто не соблюдает строго эти десять заповедей. Я же просто говорю: «Пожалуйста, соблюдайте заповеди Господа». Вот к чему я призываю.

Журналист. Другими словами, вы просите людей придерживаться этих принципов.

Шрила Прабхупада. Да. Я не призываю христиан обратиться в индусов, а просто говорю: «Пожалуйста, соблюдайте ваши заповеди». Я сделаю вас лучшим христианином, чем вы были. Это моя миссия. Я не говорю: «В вашей традиционной религии нет Бога, Он есть только здесь, в нашей». Я просто говорю: «Повинуйтесь Богу». Я не говорю: «Вы должны признать, что имя Бога – Кришна, и у Него нет других имен». Нет, я говорю: «Пожалуйста, повинуйтесь Богу. Постарайтесь полюбить Бога».

Журналист. Позвольте мне иначе сформулировать свою мысль. Если вы призываете к тому же, к чему призывает иудео-христианская этика, то почему же молодые, да и не только молодые, люди разочарованы, почему они тянутся к восточным религиям? Почему именно к восточным, если они не отличаются от западных?

Шрила Прабхупада. Потому что Иудаизм и Христианство не учат, как следовать заповедям на практике. Я же учу именно этому.

Журналист. Иначе говоря, вы учите тому, что, как вы полагаете, поможет людям на практике, в повседневной жизни, достичь полного самовыражения человеческого духа.

Шрила Прабхупада. Любви к Богу учит и Библия, и «Бхагавад-гита». Но сегодняшние проповедники не учат, как любить Бога. А я учу людей, как любить Бога, – в этом вся разница. Это и привлекает молодых людей.

Журналист. Хорошо. Стало быть, цель одна, и все отличие в методе ее достижения?

Шрила Прабхупада. Нет, и цель, и метод одинаковые. Но так называемые религиозные лидеры не учат, как применять этот метод на практике, а я учу.

Журналист. Позвольте узнать ваше мнение о том, что в наше время стало весьма актуальным. Самую большую трудность, мешающую мужчинам и женщинам возлюбить Бога и соблюдать десять заповедей, представляет проблема… как бы точнее сказать… сексуальная проблема. Я полагаю, это нечто самоочевидное. Мы все прошли через это.

Шрила Прабхупада. Да, все.

Журналист. Но неужели в западной культуре или религии нет ничего, что помогло бы молодым людям справиться с этой трудной проблемой? Я сам прошел через это. Мы все прошли. Дает ли ваше учение молодым людям то, на что они могли бы опереться? И если да, то что именно?

Шрила Прабхупада. Я настоятельно прошу своих учеников вступать в брак. Я не допускаю такого безобразия, чтобы мои ученики жили со своими подружками. Нет. Вы должны жениться и жить, как подобает порядочному человеку.

Журналист. А как быть с подростками? Как насчет четырнадцати-, пятнадцати-, шестнадцатилетних?

Шрила Прабхупада. Помимо всего прочего мы учим наших юношей быть брахмачари, то есть хранить обет целомудрия, обуздывать свои чувства. В ведическом обществе браки обычно заключаются, когда молодые люди достигают двадцати четырех или двадцати пяти лет, а девушки – шестнадцати- семнадцати. И поскольку они испытывают духовное удовлетворение, доступное в сознании Кришны, их привлекает нечто высшее, а не просто половая жизнь. Мы не говорим: «Не общайтесь с женщинами» или: «Забудьте о сексе». Нет, но у нас все подчинено высшим принципам, принципам сознания Кришны. И все идет замечательно.

Журналист. Значит, ваши ученики говорят: «Я не притронусь к ней (к нему)», не насилуя себя? У них есть какая-то замена сексу?

Шрила Прабхупада. Конечно, у них есть вкус к высшему – к сознанию Кришны. И это действительно помогает. Я учу западных мужчин и женщин, как обуздывать свое сексуальное влечение. Все мои ученики, которых вы здесь видите, – американцы. Я не привез их из Индии.

Журналист. Я хотел бы знать, что вы думаете о таких людях, как этот знаменитый гуру, торгующий мантрами. Он уже оттолкнул от себя множество людей, и меня в том числе. Моя дочь тоже некоторое время была среди его последователей. Она ужасно разочарована.

Шрила Прабхупада. Психологически это объясняется тем, что люди на Западе, особенно молодые, тянутся к духовному. Если кто-нибудь приходит ко мне и говорит: «Свамиджи, примите меня в ученики», я отвечаю: «Вы должны следовать четырем принципам: не есть мяса, не играть в азартные игры, не употреблять одурманивающих средств и не заниматься недозволенным сексом». Многие уходят. Но этот торговец мантрами – он не накладывает никаких ограничений. Он похож на врача, который говорит: «Вы можете вытворять что угодно, только принимайте мое лекарство, и вы непременно вылечитесь». Такой врач будет пользоваться большой популярностью.

Журналист. Да. От его «лечения» умрет немало людей, но все равно его будут очень любить.

Шрила Прабхупада. Да (смеется). А настоящий врач говорит: «Не делайте этого, не делайте того. Не ешьте таких-то продуктов». Людям это не по вкусу, они хотят купить себе спасение по дешевке, и тогда появляются обманщики и дурачат их. Они пользуются этой возможностью, потому что люди сами хотят быть обманутыми. Шарлатаны думают: «Надо воспользоваться удобным случаем». Понимаете? И морочат людям голову: «Ты – Бог, каждый – Бог. Вы просто забыли и должны лишь вспомнить. Повторяйте эту мантру, и вы станете Богом. Вы обретете могущество. Зачем обуздывать чувства? Можете пьянствовать, можете без всяких ограничений заниматься сексом и вообще делать все, что вам заблагорассудится». Людям это нравится: «Каких-то пятнадцать минут медитации, и я стану Богом. И всего лишь за тридцать пять долларов». На это согласятся многие миллионы людей. Для американца тридцать пять долларов – не такие уж большие деньги. Но, если помножить их на миллион, получится тридцать пять миллионов долларов (смеется). Мы никогда не опустимся до подобного надувательства. Мы говорим, что если вы в самом деле хотите жить духовной жизнью, то должны соблюдать определенные ограничения. «Не убий», – гласит заповедь. Поэтому я никогда не скажу: «Можете убивать – животное ничего не чувствует, у него нет души». Мы не имеем права дурачить людей, вы понимаете?

Журналист. Подобные вещи разочаровали множество молодых людей.

Шрила Прабхупада. Поэтому, пожалуйста, попытайтесь нам помочь. Наше Движение поистине замечательно. Оно поможет вашей стране. Оно поможет всему человечеству. Это подлинно духовное движение. Мы никого не обманываем. К тому же наше Движение опирается на авторитет.

Журналист. На чей авторитет?

Шрила Прабхупада. На авторитет Кришны, Бога. В Индии у философии сознания Кришны миллионы и миллионы последователей: восемьдесят процентов населения. Спросите любого индийца, и он сможет очень много рассказать вам о сознании Кришны.

Журналист. Вы в самом деле думаете, что ваше Движение может добиться реального успеха здесь, в Америке?

Шрила Прабхупада. Из всего, мною виденного, можно сделать вывод, что у нас очень большие шансы. Мы же не говорим: «Отрекитесь от вашей религии и приходите к нам». Мы говорим: «По крайней мере следуйте принципам своей собственной религии. А затем, если пожелаете, приходите учиться вместе с нами». Бывает же, что студент, получив диплом, отправляется за границу учиться дальше. Почему так бывает? Потому, что люди хотят расширять свои знания. Подобно этому, если вы будете следовать указаниям любого священного писания, вы обретете знание. Но если вы видите, что наше Движение сознания Кришны поможет вам углубить свои познания, то почему бы вам не присоединиться к нам? Если вы твердо верите в Бога, разве будете вы говорить: «Нет, я христианин» или: «Нет, я иудей, я не могу присутствовать на ваших собраниях»? Разве вы скажете: «Я не могу позволить вам проповедовать в моей церкви»? Если я буду говорить о Боге, какие у вас могут быть возражения?

Журналист. Целиком с вами согласен.

Шрила Прабхупада. Я готов встретиться и поговорить с любым человеком, обладающим сознанием Бога. Мы могли бы обсудить программу деятельности на благо всех людей. Но люди хотят и дальше мыслить стереотипами. Если человек, следуя заповедям той или иной религии, развивает в себе любовь к Богу, стало быть, это совершенная религия. Но если религия развивает лишь любовь к мамоне, то какова ей цена?

Журналист. Вы правы.

Шрила Прабхупада. Это наш главный критерий – вы должны развивать в себе любовь к Богу. Мы не говорим, что вы должны исповедовать Христианство или Ислам, или Иудаизм, или Индуизм. Нас интересует одно: развиваете ли вы любовь к Богу. Но люди говорят: «Кто такой Бог? Бог – это я». Понимаете? В наши дни каждому внушают, что он Бог.

Журналист. Я помню, был один известный гуру, усатый, со вдавленным носом, он еще все время улыбался. Так вот, перед смертью он заявил, что он Бог.

Шрила Прабхупада. Он Бог? Еще один негодяй! Видите – все так и есть! Он провозгласил себя Богом. А это означает, что люди не имеют никакого представления о Боге. Предположим, я приду к вам и заявлю, что я президент Соединенных Штатов. Вы мне поверите?

Журналист (смеется). Не думаю.

Шрила Прабхупада. Ох уж эти шарлатаны! Люди принимают их за Бога, потому что ничего не знают о Боге – вот в чем беда.

Журналист. Когда кто-то приходит к вам и говорит, что он Бог, это полный абсурд.

Шрила Прабхупада. Но тот, кто принимает его за Бога, ничуть не лучше его. Человек, называющий себя Богом, – законченный негодяй. Прожженный мошенник. И человек, им обманутый, тоже негодяй. Он не знает, что такое Бог. Он думает, что Бога можно купить по дешевке на базаре.

Журналист. Конечно, ведь западные религии учат, что человек создан по образу и подобию Божию. Стало быть, Бог должен напоминать человека.

Шрила Прабхупада. У вас же столько ученых! Почему бы не выяснить, каков истинный образ Бога, кого Он напоминает? Где такой институт? У вас их так много: научно-исследовательские институты, технологические институты. Но где институт, исследующий, что такое Бог? Есть ли такой научный институт?

Журналист. Откровенно говоря, на сегодняшний день такого института у нас нет.

Шрила Прабхупада. В том-то все и дело. Но Движение сознания Кришны – это своего рода институт, учащий постижению Бога. Если вы согласитесь учиться вместе с нами, то не станете верить какому-нибудь шарлатану, провозглашающему себя Богом. Вы признаете Богом только Самого Бога. Мы даем знание о другой природе, лежащей за пределами этой, материальной, природы. Материальная природа возникает, а затем снова исчезает, но Бог и Его духовная энергия вечны. И мы, живые существа, тоже вечны: у нас нет ни начала, ни конца. Движение сознания Кришны учит, каким образом мы можем перенестись в тот вечный, духовный мир, где обитает Бог.

Журналист. К этому, по сути дела, все и стремятся.

Шрила Прабхупада. Да, именно к этому. Каждый пытается стать счастливым – это законное право каждого живого существа. Человек по природе создан для счастья, но не знает, как обрести это счастье. Он пытается найти счастье в мире, где все испытывают страдания четырех видов – рождение, старость, болезни и смерть. Ученые стараются быть счастливыми сами и сделать счастливыми других. Но какой ученый смог победить старость, болезни, смерть и перерождение? Преуспел ли хоть кто-нибудь из них в этом?

Журналист. Не думаю.

Шрила Прабхупада. Так в чем же дело? Почему они не задумаются: «Мы добились такого прогресса, но каких успехов мы сумели достичь в решении этих четырех проблем?» Да никаких. И все же они чрезвычайно горды своими успехами в образовании и разработке новых технологий. Но основная проблема, проблема четырех видов страданий, остается нерешенной. Верно? Ученые добились успехов в медицине, но есть ли такое лекарство, которое позволило бы утверждать: «Отныне болезней не существует»? Есть ли такое лекарство? Нет. Так о каком же прогрессе можно говорить? Наоборот, сейчас появилось много новых болезней. Они изобрели атомное оружие. Что в этом хорошего? Просто орудие убийства. Изобрели ли они что-нибудь, что избавило бы людей от смерти? Вот это было бы настоящим достижением. Но люди умирают каждую секунду, а ученые лишь придумали оружие, способное ускорить их смерть. Вот и все. Разве это делает им честь? Но способ остановить смерть так и не найден. Кроме того, они ведут борьбу с перенаселением. И какое же средство они предложили? Каждую минуту население увеличивается на сто человек. Таковы данные статистики. Таким образом, нет радикального средства против рождения, как нет радикального средства против смерти, болезней, старости. Даже такой великий ученый, как Эйнштейн, не смог избежать старости и смерти. Почему он не мог остановить старость? Все пытаются сохранить молодость, но как этого добиться? Ученые даже не пытаются решить эту проблему, потому что это за пределами их возможностей. Они просто морочат людям голову, вот и все. Но сознание Кришны предлагает решение всех проблем. Знание об этом уже содержится в «Бхагавад-гите». Пусть же они попытаются ее понять. Хотя бы ради эксперимента.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии