Аюрведические конституциональные типы – основа психологического консультирования в системе Аюрведы. Знать основные характеристики этих типов конституции очень полезно: они помогают лучше разбираться в людях и человеческих взаимоотношениях. Следует помнить, что это лишь общие характеристики «чистых» типов: в реальной жизни люди, полностью подходящие под какое-либо из этих описаний, практически не встречаются.
Психологические характеристики конституциональных типов
Вата
Питта
Капха
Вата-питта
Питта-капха
Вата-капха
Вата-питта-капха
Вата
Люди вата-конституции нервозны, склонны к тревоге и страху. Они часто беспокоятся, расстраиваются и волнуются, даже если никаких реальных проблем в их жизни нет. Они часто испытывают неуверенность, что проявляется в постоянной суете и беспокойной подвижности. Им трудно успокоиться и расслабиться, поскольку в их конституции доминирует воздух – стихия ветра. Нередко они сомневаются в себе и в своей способности справиться с ситуацией, а также подвергают сомнению эффективность терапевтических методов и средств, которые могли бы помочь им.
Иногда они берутся за новый метод лечения с чрезвычайным энтузиазмом, но очень скоро воодушевление их покидает, и на смену ему приходят разочарование и отказ от дальнейшей работы. Они склонны часто менять терапевтов, когда те один за другим не оправдывают их надежд на чудесное исцеление. Многие люди вата-конституции оторваны от реальности, и заставить их взглянуть в лицо действительности нелегко. Им следовало бы спуститься с небес на землю и трезво оценить свое состояние и объем усилий, необходимых для излечения.
Для вата-индивидуумов характерно негативное отношение к себе. Они беспокоятся по поводу своих болезней гораздо больше, чем следует, и нередко впадают в ипохондрию. Одним из обязательных элементов терапии при работе с людьми вата-конституции должно быть успокоение ума и сердца. Многие люди ваты ищут не столько глубокого понимания истины, сколько внимания и сочувствия. Им приятно получить совет, но последовательно выполнять рекомендации они не будут. Чтобы измениться по-настоящему, им нужно потратить немало времени и приложить массу усилий. Их самочувствие и образ мысли подвержены колебаниям, подчас очень резким. Поэтому им следует ориентироваться на неторопливое, но упорное продвижение к цели и стремиться к спокойствию ума. Люди вата-конституции ищут комфорт и поддержку, но даже достигнув желаемое, далеко не всегда чувствуют себя в безопасности. Им нравится подолгу рассуждать о своих проблемах, но никакой особой пользы это им не приносит. Лучше всего для них было бы выбрать несколько практических мер для улучшения положения и выполнять задуманное последовательно и неуклонно. Такой подход помогает людям ваты развить реалистическое отношение к терапии и не возбуждает их гиперактивный от природы ум.
Вата-индивидуум может настолько запутаться в своих проблемах, что ему даже не будет хватать времени на их решение. Иногда такие люди ищут внешней поддержки, даже не пытаясь взять ситуацию в свои руки. Им следовало бы уделять основное внимание скорее действиям, чем размышлениям, и стремиться к стабильности, а не к быстрым результатам.
Чтобы обрести равновесие ума, успокоить перевозбужденную жизненную силу и дать отдых своему чувствительному сердцу, человек вата-конституции должен придерживаться четкого распорядка во всех областях жизни. С таким человеком нужно обращаться бережно, как с цветком. Вата-индивидуумы пугливы и сторонятся чересчур напористых людей. К ним нужно подходить с теплотой, но спокойно и решительно, чтобы они почувствовали внешнюю поддержку, но не попали от нее в зависимость.
Питта
Люди питта-конституции полагают, что им уже отлично известно, кто они такие и что они делают. Если у них возникают проблемы, обычно они перекладывают вину на других людей или на обстоятельства. Любые конфликты выводят их из равновесия и воспринимаются преувеличенно остро. Их мышление и эмоции окрашены драматическими переживаниями, связанными с межличностной борьбой. Борьба может переноситься и во внутренний мир. Люди питты вообще склонны воевать сами с собой и легко интернализируют внешние конфликты.
Обладая огненной натурой, они, как правило, агрессивны, критичны, иногда сварливы и могут придерживаться деструктивных схем поведения. Они могут поставить под вопрос компетентность врача. Люди питты более других склонны указывать терапевту, что именно тот должен для них делать. Чаще других они реагируют гневно и критично, если лечение проходит не так как они ожидали.
Будучи прирожденными лидерами, представители этого типа уважают авторитет, и на них легко произвести впечатление солидными свидетельствами квалификации. Однако люди, которые могут оказать нам настоящую помощь, далеко не всегда занимают высокое положение в обществе. И для того чтобы получить такую помощь, питта-индивидуум должен стать более восприимчивым. В противном случае он запутается в сетях собственных предубеждений, которые, собственно, и послужили причиной его проблем. Этим людям следует искать не такого врача, который сможет произвести на них впечатление и взять их под контроль, а такого, который станет направлять их доброжелательно, но твердо, отказавшись при этом от участия в столь любезных сердцу питты силовых играх.
Люди питты очень умны и всегда стараются удостовериться в том, что метод лечения, который им предлагают, действительно эффективен. Но им следует обратить свой критичный и проницательный взгляд не на борьбу с другими людьми или с собой, а на выяснение истинных причин своих проблем, которые кроются в их собственном поведении. Они должны пробудить свою врожденную способность к различению, чтобы взять в свои руки бразды правления собственной жизнью. А для этого им необходимо научиться самоанализу и правильному использованию возможностей своего разума.
С людьми огненного типа нужно обращаться тактично и дипломатично. Они не любят выслушивать указания и распоряжения. Терапевт должен взывать к их врожденному уму и здравому смыслу, позволяя им самостоятельно проникнуть в суть проблем. Любая оппозиция пробуждает в них агрессию и только мешает усваивать новое. Людям питты нравится работать сообща, в дружески настроенной команде, все члены которой стремятся к одной конкретной цели. Спокойная, дружелюбная, приятная обстановка усмиряет их огненную природу. Они нуждаются в друзьях, готовых оказать реальную поддержку, и прекрасно сотрудничают с людьми, к которым питают уважение.
Как только человек питта-конституции поймет, что именно нужно сделать и какие усилия для этого потребуются, он, скорее всего, справится с этим лучше, чем представители других типов. Ему легче внести коррективы в свое поведение, чем людям ваты или капхи. Однако он может проявить чрезмерное рвение и даже фанатизм, а потому ему следует соблюдать умеренность и не замахиваться на то, что ему не под силу. Люди питты склонны видеть мир в черно-белом свете. Им следует вырабатывать более уравновешенный подход и проявлять больше такта и дипломатичности в поведении.
Капха
Обладая аморфной и покорной природой воды, люди капха-конституции нуждаются в стимуляции. Мысль о необходимости перемен может поначалу обескуражить их. Они с трудом понимают намеки. И даже если они согласились что-либо предпринять, это еще не значит, что они на самом деле выполнят все, как положено. Чтобы они отказались от своих дурных привычек, иногда на них нужно «нажать». В подходе к ним необходимы сила, решительность и последовательность. До тех пор, пока они не осознают свою проблему достаточно остро, они будут пытаться с ней ужиться.
Недостаточно просто объяснить такому человеку, в чем состоит его проблема и как ее разрешить. Его нужно дополнительно подталкивать, причем неоднократно и регулярно. Иногда невозможно обойтись без суровой критики и строгих предостережений. Перед таким человеком нужно нарисовать яркую картину дурных последствий, к которым ведет его неправильный образ жизни.
Людям водного типа обычно нелегко взяться за дело. Даже после того, как они признают, что необходимо принять какие-то меры, осуществить свои намерения им бывает непросто. Они увязают в болоте своей инертности, никак не решаясь внести в свою жизнь что-то новое. Они склонны к депрессии и к развитию дурных привычек, что мешает им проявить инициативу, необходимую для самосовершенствования. Терапевту не следует утешать и успокаивать таких людей, даже если они ищут утешения. Сентиментальность, с которой они относятся к своему состоянию, – один из факторов, не позволяющих им развиваться.
Большинство проблем капхи возникает от излишней эмпатии и для того чтобы их разрешить, необходимо развивать либо любовь высшего плана, либо непривязанность.
У капха-индивидуумов замедленная реакция, и обсуждать свои проблемы им трудно. Надо позволить им раскрываться постепенно, но в нужные моменты проявлять решительность, чтобы они все-таки это делали. Нужно выманить их из трясины довольства. Избыток информации может сбить их с толку. Лучше давать им конкретные указания, с помощью которых они смогут вносить в свою жизнь определенные и целенаправленные изменения. Следует учесть, что люди капхи склонны возвращаться к прежним дурным привычкам, особенно если этому способствует их окружение.
Чтобы «расшевелить» такого человека, терапевт должен встречаться с ним чаще и взаимодействовать интенсивнее, чем с представителями других типов. Когда первый шаг наконец будет сделан, капха-индивидуум, скорее всего, продолжит работу самостоятельно. Но прежде чем предоставить такого клиента самому себе, обязательно нужно удостовериться, что он сломал старые схемы и установил равновесие на новом уровне. После этого его жизнь потечет гладко и спокойно. К здоровому образу жизни он привыкнет так же легко, как когда-то пристрастился к нездоровому. Трудно только добиться перелома.
Вата-питта
Люди конституции вата-питта обладают непостоянством воздуха и огня. Страх и гнев сочетаются в них непредсказуемым образом. То, что не пугает их, повергает их в бешенство. Они склонны занимать оборонительную позицию и проявлять подозрительность. Внушить им доверие нелегко. От агрессивных схем поведения они легко переходят к защитным, а от самооправданий – к критике в чужой адрес.
В работе с такими людьми требуется изрядная тактичность. Им следует научиться быть терпеливыми с собой. Временами такие люди просто ищут подходящий объект, на который можно излить накопившиеся негативные эмоции. У многих из них запас энергии невелик, а иммунная система слаба (низкий уровень оджаса). По этой причине им трудно выдерживать критику и нуждаются в заботливом, терпеливом и внимательном отношении. Им следует развивать такой образ жизни, при котором они могли бы заботиться о себе сами и, в то же время принимать помощь со стороны. Им необходима поддержка окружения; они должны позволять другим людям разделять бремя их забот.
Обычно представители этого типа очень умны, и как только они почувствуют, что попали в спокойную, дружелюбную обстановку они могут принять и эффективно применять показанные им терапевтические средства. Однако их природное непостоянство всегда может дать о себе знать, и этого следует остерегаться. Они должны придерживаться последовательного, но мягкого режима и избегать излишеств. На пользу им пойдет заботливая материнская сила (капха), помогающая развить основательность.
Питта-капха
Люди конституции питта-капха обладают и энергией (огонь), и стабильностью (вода), и, как правило, они физически сильнее других типов. Они отличаются хорошей сопротивляемостью и, как правило, крепким здоровьем. Обычно они вполне довольны собой и своими поступками. Ум у них также весьма устойчив, и к психотерапевту они обращаются реже других, – разве что им не повезло в жизни.
Однако представителям этого типа недостает приспособляемости и гибкости (воздух). Они стремятся к власти и контролю. Как правило, они консервативные собственники. В конечном счете, это ведет к разочарованиям и страданиям, потому что большая часть жизни все равно им неподконтрольна. Многие из них с годами сильно сдают, особенно если потерпят неудачу в каком-то крупном проекте. Но нередко подобные неудачи оказываются для таких людей скрытыми подарками судьбы, помогая им обратить взор в глубины своей души.
Во внешнем мире люди этого типа могут преуспевать, но освоить духовные практики им будет нелегко до тех пор, пока они разовьют в себе легкость, непривязанность и смирение. Им необходимо проявлять активность, развивать творческие способности и пробовать силы в новых предприятиях (иначе говоря, разбавлять прану). Они должны научиться не останавливаться на достигнутом и не поддаваться на соблазн власти и господства. Взявшись за лечение, они будут хорошо выполнять все предписания, если только не привяжутся к собственным успехам. Чтобы этого не случилось, терапия должна быть достаточно разнообразной и не должна восприниматься как путь к очередному достижению или приобретению.
Вата-капха
Людям конституции вата-капха недостает энергии, мотивации, страсти и энтузиазма. Даже если они очень хотят достичь какой-либо цели, им просто не хватает для этого огня. Нередко среди них встречаются слабые, пассивные, зависимые, гиперчувствительные особы с чрезмерно акцентированной иньской энергией. Они соглашаются с тем, что им говорят, но для того, чтобы претворять полезные советы в жизнь, у них недостаточно сил. Эти люди нестабильны как эмоционально, так и ментально (неуравновешенная нервная система); они легко расстраиваются или пугаются. Личность их аморфна или переменчива, как окраска хамелеона; они выглядят такими, какими их хотят видеть окружающие. Способности к различению и суждению у них развиты слабо. Нередко эти люди идут на поводу у ложных ассоциаций и поддаются всевозможным эмоциональным влияниям.
Но у представителей этого типа тоже есть свои достоинства. Они чувствительны и скромны, легко приспосабливаются к новой обстановке. Они могут быть чрезвычайно артистичными, обладать богатым воображением и творческими способностями. Они участливы и внимательны. Они не агрессивны и никому не желают зла, а в своих проблемах винят только себя. Однако эти люди склонны к наивности, и им нужно более трезво оценивать других людей и мотивы их поступков. Кроме того, им следует проявлять осторожность, не позволяя собой помыкать, иначе окружающие будут их эксплуатировать. Необходимо проявлять большую настойчивость и бороться со своими страхами.
Люди этого типа хорошо реагируют на благожелательное, но твердое отношение. Однако соблюдать постоянство в своих реакциях им нелегко. Им следует развивать в себе ясность видения, твердость мотивации и решительность. Им угрожает опасность попасть в зависимость от терапевта и пристраститься к своим проблемам. Но если они направят свою глубокую чувствительность в верное русло, то смогут достичь внутренних источников любви и милосердия и сами обретут способность к врачеванию.
Вата-питта-капха
Встречаются люди, у которых все 3 биологических начала проявлены примерно в одинаковой пропорции. В работе с ними обычно приходится иметь дело с дошей, вышедшей из равновесия в данное время. Их физическое и психическое состояние меняется в зависимости от того, какая доша преобладает в текущий момент. Поэтому им надо учиться приспосабливаться к переменчивым ситуациям и, в то же время, практиковать целостный подход к гармонизации всей системы «тело-ум». Как правило, в первую очередь следует разбираться с проблемами ваты, поскольку она чаще других дош вызывает проблемы. Во вторую очередь следует разрешить проблемы питты, а проблемы капхи можно оставить напоследок.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»