Ум – не что иное, как мышление, а мышление, в свою очередь, является деятельностью ума. Ум – это совокупность наших мыслей (мыслеформ). Уберите из ума мышление и он перестанет существовать. Наш ум движется тождественно нашим мыслям, и это движение формирует нас самих. Мысли материальны и оказывают на нас воздействие, подобно крошечным, почти незаметным, точечным электрическим ударам. Наш ум постоянно производит и принимает в себя мыслеформы, которые либо возвышают его, либо угнетают. По мере развития своего сознания мы все чаще намеренно проецируем положительные мыслеформы и избегаем негативных. Значительная часть лечения состоит в изменении мыслеформ, доминирующих в нашей жизни. Мы должны научиться проецировать мысли о мире, любви и гармонии, чтобы противостоять мыслеформам, связанным с конфликтами, несчастьями и помехами, которые ослабляют нашу физическую и психическую энергию.
Однако существует много типов мышления, и сама мыслительная деятельность происходит на разных уровнях. Только в том случае, если мы изменим самые глубинные мысли, мы сумеем действительно изменить себя и выйти за пределы ограничений, навязываемых нам умом. Для этого нужно преобразить не только свои представления о мире, но и свои самые глубинные чувства и инстинкты. Это требует молитвы и глубокой медитации. Только мыслеформы высшего плана, наделенные мощной энергией и концентрацией, могут противостоять глубоко укоренившимся привычкам и привязанностям.
Попытайтесь исследовать свой ум. Выберите объект, предпочтительно из живой природы, например дерево. Направьте на него свое внимание. Наблюдайте за этим объектом и следите за тем, как изменяется ваше внимание от мгновения к мгновению. Наблюдайте за тем, как из серии отдельных, переменчивых восприятий вы конструируете представление о форме дерева, которое вы ни в один момент времени не воспринимаете целиком. Попробуйте задержать свое внимание на какой-либо одной точке дерева. Вы обнаружите, что удержать внимание на месте не удается: оно смещается помимо вашей воли.
В качестве следующего эксперимента исследуйте свои эмоции. Проследите за тем, как функционирует ваш ум, когда вы расстроены или сердиты. Обратите внимание на изменчивый характер эмоций. Заметьте, что чем эмоция сильнее, тем более она скоротечна. Обратите внимание на то, как тесно связаны «нравится» и «не нравится», любовь и ненависть и как эмоции колеблются, подобно волнам на море.
Затем проследите за своими мыслями. Обратите вниманий как одна мысль следует за другой, как они непроизвольно сменяют друг друга в беспорядочном потоке. Исследуйте присущие схемы мышления. Обратите внимание на то, что большинство мыслей, занимающих вас, практического значения не имеют и вы увидите, что по большей части это просто движение ума по наезженным дорожкам памяти.
И наконец, исследуйте свое эго, или чувство «я». Обратите внимание на то, что оно является корнем всех прочих мыслей, – на то, что ум, по существу, замкнут сам на себе. Попытайтесь избегать чувства «я». Вы увидите, что это невозможно. «Я» – это изначально заложенная точка отсчета, центр ума.
Учитесь использовать свой ум как инструмент, развивайте свои способности в различных упражнениях и наблюдениях подобного рода, и тогда вы ослабите путы этого утонченного инструмента. Как только вы научитесь наблюдать за умом, вы перестанете быть безвольными жертвами того, что происходит в нем. По мере обретения контроля над умом импульсы, приходящие от органов чувств, и условия окружающего мира перестают довлеть над нами. В результате мы можем быть теми, кем поистине являемся, и творить то, что находится в гармонии с устремлениями наших сердец.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»