Почему только сейчас, лишь в эту последнюю сотню лет, стали в Японии обретать самостоятельное существование многие «новые» виды борьбы? Конец XIX века дал нам Дзюдо, начало XX века подарило Каратэ-до, перед войной мир познакомился с Айкидо…
Возможно, это связано с приобщением Японии к мировой цивилизации и началом освобождения ее культуры от многовекового диктата традиций, требовавшего свято сохранять в неизменности все, что когда-то было получено от предков. К тому же с выходом Японии в большой мир древнее и могучее Дзю-Дзюцу потеряло свое чисто боевое значение. Смысл этого боевого искусства как универсальной системы защиты был утрачен, но взамен появилась возможность создавать специализированные боевые дисциплины.
Айкидо возникло не на пустом месте. Многие элементы его существовали и прежде. Но, рассеянные по многим стилям и школам Дзю-Дзюцу, они не были связаны воедино общим принципом и общей системой.
Надо ли удивляться, что каждое новое боевое искусство, отделяясь от универсального Дзю-Дзюцу, первым делом формулировало собственный основополагающий принцип?
Принципы эти, как правило, были несложны – в скоротечном поединке просто не было времени разбираться в сложных и порой заумных кодексах.
Каратэ: Невозможно обороняться, если одновременно не нападать.
Дзюдо: Сначала поддайся, чтобы затем победить.
Айкидо: Не противодействуй, но одолевай врага его же силой.
Койти Тохэй, 9-й Дан, в своей книге «Что такое Айкидо?» рассуждал: «Если на тебя падает камень в 10 фунтов, ты, пожалуй, сможешь без особого вреда принять его даже мышцами спины. Для камня в 100 фунтов тебе потребуется, вероятно, уже вся сила рук. А при падении камня в 1000 фунтов разумнее сделать шаг в сторону, чем вступать в глупое состязание с законами мироздания».
Каратэка в такой ситуации попробует отбить камень мощным блоком, Дзюдока, наверное, перекинет валун через себя, а Айкидзин лишь уступит дорогу и, может быть, слегка изменит траекторию падения легким толчком, то есть поступит в полном соответствии с древним трактатом «Дао дэ цзин»: «Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею выступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад. Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия. В этом случае у меня не будет врага, и я смогу обойтись без солдат».
Вдумчивый читатель легко найдет в том же «Дао дэ цзин» дельные замечания почти по всем разделам Айкидо.
Вот что, например, говорится там о стойках: «Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того нельзя свалить». Сколь прекрасна эта характеристика положения ханми!
Или, пожалуйста, о передвижениях (тай-сабаки): «Кто делает большие шаги, не может долго идти».
А уж об основном принципе Айкидо – сочетании энергий, направлений и намерений – древний трактат твердит постоянно: «Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, нужно прежде дать ему расцвести». Как говорится, имеющий глаза да увидит лежащее буквально на поверхности…
Как известно, создателем современного Айкидо стал Морихэи Уэсиба (1883-1969). Жизнь этого великого учителя, с одной стороны, слишком известна, чтобы пытаться сказать о ней что-то новое, а с другой – достаточно сложна и загадочна, чтобы надеяться разобраться в ней в пределах краткого очерка, принадлежащего перу любого из авторов, пишущих об Айкидо.
Заметим только одно странное сходство судеб: все великие мастера, как правило, приходили к занятиям боевыми искусствами из-за трудностей жизни, ибо все они, как на подбор, были болезненными либо слабосильными и оттого изрядно страдали физически и морально. Не составили исключения и Годзо Сиода, и сам Уэсиба, и один из лучших его учеников Койти Тохэй.
Тот же Койти Тохэй в своей «Книге о Ки» дал и подробное описание психофизического тренинга и аутотренинга в Айкидо. Он предлагал 4 взаимодополняющих способа достижения гармонии тела и духа:
1. сосредоточение на одном объекте;
2. полное расслабление;
3. перемещение вниз центра тяжести;
4. излияние ки.
Правильное применение всех 4-х принципов, по мысли Тохэя, должно приводить к максимальной концентрации силы и сосредоточению жизненной энергии для проведения приема.
Источник: книга «Динамика Айкидо»