Антипасха (Фомина неделя, Неделя Антипасхи, Фомино воскресенье) – христианский праздник, который отмечают древневосточная, Православная и Католическая церкви. Празднуют в следующее воскресенье после Пасхи.
Полное название праздника
Полное название на церковнославянском – «Неделя Антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы» (Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы). Слово «Антипасха» происходит от древнегреческого «Пасха» и приставки «анти», означающей подобие.
Исторические церкви отмечают его во 2-е воскресение Пасхи, на что имеется 2 основных причины – явление Иисуса Христа и Крещение.
Антипасха в древней Церкви
Одно из первых упоминаний о празднике есть в «Апостольских постановлениях», относящихся примерно к 380 году. Описание иерусалимского богослужения дано в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).
В тот период новообращенных христиан (неофитов) крестили либо во время литургии в Великую субботу, либо на саму Пасху. 7 дней после крещения они одевались в белое. Снятие освященных одежд происходило на 8-й день.
Блаженный Августин, святитель Иппонский, писал, что этим радостным событием завершаются пасхальные торжества. Однако белизна, символ прошедшего таинства, никуда не исчезает – она остается с человеком в глубине его сердца.
Отсюда пошло православное название недели между этими датами – Светлая седмица. В римском и амвросианском обрядах – Dominica in Albis (лат. День Господень в белых (одеждах)).
Богослужение
Церковная служба обращается к чуду явления Иисуса Христа: вечером Святого воскресенья, когда его увидело 10 учеников, исключая Фому, и 2-й раз – спустя 8 дней (11 апостолам, в числе которых был и Фома).
Фома – избранный Христом ученик, который до встречи с ним, вероятно, был рыбаком. Узнав от остальных апостолов о явлении Иисуса, он усомнился. В Писании (Ин. 20:25) сказано: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Во 2-е свое явление Иисус Христос именно это и предложил ему сделать: коснуться ран и убедиться, что они настоящие. В Евангелии не сказано, поступил ли так Фома или нет. Известно только, что на этот раз апостол поверил.
Для всех богослужебных обрядов в этот день используют Ин. 20:19-31.
Это явление Христа не только утверждает веру в истинность Воскресения, но и напоминает завет Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Евангельское чтение об уверении Фомы
Это евангельское чтение содержит 3 части: о явлении Иисуса апостолам, об отсутствии Фомы и его неверии, об уверении Фомы:
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». (Ин. 20:19-20)
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:24-25)
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин. 20:26-29)
«Вера» в современном мире означает не то, что имели в виду под этим словом в Библии. Самыми близкими к библейским были бы понятия «доверия» и «верности». Это совершенно не философский вопрос. Философ может признавать или отрицать существование Абсолюта или Космического разума. Однако абстрактная сверхсущность не имеет ничего общего с Живым Богом. Как считал Блез Паскаль, истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». Древний человек не мог отрицать существование Бога (Пс. 13:1).
Другие литургические темы Антипасхи
Обновление всего живущего, которое происходит благодаря Воскресению Христову – еще одна важная подтема Антипасхи. Уже в I веке Фомино воскресенье считалось первым днем седмицы, днем начала созидания (начиная, как минимум, с Послания Варнавы).
Воскресенье было также и восьмым днем, символизирующим начало Царствия Божия, где теряет смысл само понятие «время».
В соответствии с этим, Антипасха – это прообраз первого дня Царства Божия, которое грядет, и первый день обновленного Иисусом мира.
В беседе на Антипасху Григорий Богослов говорит: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»
Предписания устава
Ныне действующий церковный устав предписывает служить службу по чину двунадесятых праздников Господних. Великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе (поются по Триоди цветной), в воскресенье нет службы текущего гласа.
На литургии поют праздничные антифоны, вечером правится вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» – Пс. 76). Попразднество заканчивается в следующую субботу.
Кондак написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» – Иоанном Дамаскиным. Церковные песни затрагивают следующие темы:
Дискуссия по поводу неверия апостола Фомы
Имя апостола Фомы в русском языке приобрело негативный оттенок.
В Писании отмечено, что Фома не поверил другим апостолам, когда те говорили о Воскресении Иисуса Христа. Однако впоследствии все изменилось – этот человек стал настолько преданным и верным своему Господу, что обошел с проповедью о Нем половину планеты.
Традиционно именно с его именем христиане связывают появление этой религии в Индии. Фома же заложил фундамент Христианства в Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Палестине. Некоторые исследователи считают, что апостолу удалось достичь даже Китая.
Смерть его была тесно связана со служением – Фома был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и казнен (пронзен 5-ю копьями) за обращение в Христианство жены и сына правителя города Мелиапора (Мелипура).
Евангелие упоминает, что вначале апостолы не знали о грядущем Воскресении (Ин. 20:9). Господь показал свои ранения (которые даже после чудесного воскрешения не исчезли) – доказывая, что вернулся во плоти, а не в форме духа (Ин. 20:20). Фома не склонен был поверить, пока не увидит ран и не коснется их – ему требовалось подтверждение, что другие Ученики не обманываются (Ин. 20:25).
Из-за данного события появилась фраза «Фома неверующий», которая несет негативный оттенок, обозначает человека недоверчивого, которого трудно убедить в чем-либо. Среди христиан же развернулась большая дискуссия касательно поступка апостола.
Существует толкование, касающееся Писания от Ин. 20. 19-31, которое приписывают святому Иоанну Златоусту. Оно объясняет второе явление Иисуса Христа необходимостью убедить Фому. Недоверие же апостола одобряется – ведь в результате он уверовал и посвятил жизнь служению Богу.
Славянские традиции
У восточных славян был свой собственный праздник под названием «Красная горка», существовавший задолго до принятия Христианства. С течением времени Красная горка была приурочена к Антипасхе.
Далеко не везде она праздновалась именно в воскресенье. Отмечать могли и накануне, и в понедельник или на Юрьев день.
В России до Октябрьской революции Красная горка была очень популярна и праздновалась повсеместно.
Это был первый день, когда разрешалось играть свадьбу после больших постов и Пасхи. В народе даже бытовала поговорка: «Кто на Красной горке женится, вовек не разведется». Даже в наши дни во второе воскресение Пасхи заключается больше всего браков.
Так же, как и на Пасху, люди красили яйца, пели песни и гуляли. Организовывались торжества и балаганы. Молодежь встречала рассвет и заклинала солнце, пела песни, все веселились и праздновали.
Католическая церковь
Начиная примерно с XVII века, среди католиков появился обычай вести детей к первому причастию на праздник Антипасхи (отсюда немецкое название дня – Erstkommunionfeier der Kinder). Это было и есть большое событие в жизни семьи и церковного прихода. Причастию, как правило, предшествует долгая (около 1 года) подготовка, ребенку в это время 7-10 лет.
На самом деле в Католической церкви есть только одно условие, которое ребенок должен выполнить – уметь отличать Евхаристический хлеб от обычной еды (и верить, что это тело Христово).