Антипасха

Антипасха (Фомина неделя, Неделя Антипасхи, Фомино воскресенье) – христианский праздник, который отмечают древневосточная, Православная и Католическая церкви. Празднуют в следующее воскресенье после Пасхи.

Полное название праздника

Полное название на церковнославянском – «Неделя Антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы» (Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы). Слово «Антипасха» происходит от древнегреческого «Пасха» и приставки «анти», означающей подобие.

Исторические церкви отмечают его во 2-е воскресение Пасхи, на что имеется 2 основных причины – явление Иисуса Христа и Крещение.

Антипасха в древней Церкви

Одно из первых упоминаний о празднике есть в «Апостольских постановлениях», относящихся примерно к 380 году. Описание иерусалимского богослужения дано в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).

В тот период новообращенных христиан (неофитов) крестили либо во время литургии в Великую субботу, либо на саму Пасху. 7 дней после крещения они одевались в белое. Снятие освященных одежд происходило на 8-й день.

Блаженный Августин, святитель Иппонский, писал, что этим радостным событием завершаются пасхальные торжества. Однако белизна, символ прошедшего таинства, никуда не исчезает – она остается с человеком в глубине его сердца.

Отсюда пошло православное название недели между этими датами – Светлая седмица. В римском и амвросианском обрядах – Dominica in Albis (лат. День Господень в белых (одеждах)).

Богослужение

Церковная служба обращается к чуду явления Иисуса Христа: вечером Святого воскресенья, когда его увидело 10 учеников, исключая Фому, и 2-й раз – спустя 8 дней (11 апостолам, в числе которых был и Фома).

Фома – избранный Христом ученик, который до встречи с ним, вероятно, был рыбаком. Узнав от остальных апостолов о явлении Иисуса, он усомнился. В Писании (Ин. 20:25) сказано: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Во 2-е свое явление Иисус Христос именно это и предложил ему сделать: коснуться ран и убедиться, что они настоящие. В Евангелии не сказано, поступил ли так Фома или нет. Известно только, что на этот раз апостол поверил.

Для всех богослужебных обрядов в этот день используют Ин. 20:19-31.

Это явление Христа не только утверждает веру в истинность Воскресения, но и напоминает завет Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Евангельское чтение об уверении Фомы
Это евангельское чтение содержит 3 части: о явлении Иисуса апостолам, об отсутствии Фомы и его неверии, об уверении Фомы:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». (Ин. 20:19-20)

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:24-25)

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин. 20:26-29)

«Вера» в современном мире означает не то, что имели в виду под этим словом в Библии. Самыми близкими к библейским были бы понятия «доверия» и «верности». Это совершенно не философский вопрос. Философ может признавать или отрицать существование Абсолюта или Космического разума. Однако абстрактная сверхсущность не имеет ничего общего с Живым Богом. Как считал Блез Паскаль, истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». Древний человек не мог отрицать существование Бога (Пс. 13:1).

Другие литургические темы Антипасхи
Обновление всего живущего, которое происходит благодаря Воскресению Христову – еще одна важная подтема Антипасхи. Уже в I веке Фомино воскресенье считалось первым днем седмицы, днем начала созидания (начиная, как минимум, с Послания Варнавы).

Воскресенье было также и восьмым днем, символизирующим начало Царствия Божия, где теряет смысл само понятие «время».

В соответствии с этим, Антипасха – это прообраз первого дня Царства Божия, которое грядет, и первый день обновленного Иисусом мира.

В беседе на Антипасху Григорий Богослов говорит: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Предписания устава
Ныне действующий церковный устав предписывает служить службу по чину двунадесятых праздников Господних. Великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе (поются по Триоди цветной), в воскресенье нет службы текущего гласа.

На литургии поют праздничные антифоны, вечером правится вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» – Пс. 76). Попразднество заканчивается в следующую субботу.

Кондак написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» – Иоанном Дамаскиным. Церковные песни затрагивают следующие темы:

  • любовь к людям Иисуса Христа («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» – стихира на стиховне).
  • неверие апостола Фомы («Неверие веру известную роди… Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися… Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие… О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» – стихиры вечерни).
  • обновление мира («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» – ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» – первая песнь канона утрени).
  • первый и восьмой день будущего века. («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» – седьмая песнь канона утрени).
  • Дискуссия по поводу неверия апостола Фомы

    Имя апостола Фомы в русском языке приобрело негативный оттенок.

    В Писании отмечено, что Фома не поверил другим апостолам, когда те говорили о Воскресении Иисуса Христа. Однако впоследствии все изменилось – этот человек стал настолько преданным и верным своему Господу, что обошел с проповедью о Нем половину планеты.

    Традиционно именно с его именем христиане связывают появление этой религии в Индии. Фома же заложил фундамент Христианства в Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Палестине. Некоторые исследователи считают, что апостолу удалось достичь даже Китая.

    Смерть его была тесно связана со служением – Фома был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и казнен (пронзен 5-ю копьями) за обращение в Христианство жены и сына правителя города Мелиапора (Мелипура).

    Евангелие упоминает, что вначале апостолы не знали о грядущем Воскресении (Ин. 20:9). Господь показал свои ранения (которые даже после чудесного воскрешения не исчезли) – доказывая, что вернулся во плоти, а не в форме духа (Ин. 20:20). Фома не склонен был поверить, пока не увидит ран и не коснется их – ему требовалось подтверждение, что другие Ученики не обманываются (Ин. 20:25).

    Из-за данного события появилась фраза «Фома неверующий», которая несет негативный оттенок, обозначает человека недоверчивого, которого трудно убедить в чем-либо. Среди христиан же развернулась большая дискуссия касательно поступка апостола.

    Существует толкование, касающееся Писания от Ин. 20. 19-31, которое приписывают святому Иоанну Златоусту. Оно объясняет второе явление Иисуса Христа необходимостью убедить Фому. Недоверие же апостола одобряется – ведь в результате он уверовал и посвятил жизнь служению Богу.

    Славянские традиции

    У восточных славян был свой собственный праздник под названием «Красная горка», существовавший задолго до принятия Христианства. С течением времени Красная горка была приурочена к Антипасхе.

    Далеко не везде она праздновалась именно в воскресенье. Отмечать могли и накануне, и в понедельник или на Юрьев день.

    В России до Октябрьской революции Красная горка была очень популярна и праздновалась повсеместно.

    Это был первый день, когда разрешалось играть свадьбу после больших постов и Пасхи. В народе даже бытовала поговорка: «Кто на Красной горке женится, вовек не разведется». Даже в наши дни во второе воскресение Пасхи заключается больше всего браков.

    Так же, как и на Пасху, люди красили яйца, пели песни и гуляли. Организовывались торжества и балаганы. Молодежь встречала рассвет и заклинала солнце, пела песни, все веселились и праздновали.

    Католическая церковь

    Начиная примерно с XVII века, среди католиков появился обычай вести детей к первому причастию на праздник Антипасхи (отсюда немецкое название дня – Erstkommunionfeier der Kinder). Это было и есть большое событие в жизни семьи и церковного прихода. Причастию, как правило, предшествует долгая (около 1 года) подготовка, ребенку в это время 7-10 лет.

    На самом деле в Католической церкви есть только одно условие, которое ребенок должен выполнить – уметь отличать Евхаристический хлеб от обычной еды (и верить, что это тело Христово).

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии