Христианским мыслителям свойственно полагать, будто величайшее достижение Тьмы, величайшее завоевание Сатаны состоит в том, что он заставил людей думать, будто его нет. Утверждаем прямо обратное: величайшее достижение «темной силы», ее величайшее завоевание заключается именно в том, что она убедила людей, будто она есть сила, «темная сила», тогда как в действительности она всего-навсего «темная немощь» – так правильнее всего будет ее называть, и надобно понять, разумом и сердцем понять, что его сверхимператорского величества Сатаны (Their Satanic Majesties) не существует и в принципе не может существовать, ибо утверждать обратное – значит либо быть не в ладах с логикой, либо же иметь о Боге помыслы слишком нечестивые, то есть опять-таки быть не в ладах с логикой.
Если проникнуть в самую суть вещей, то можно понять, что борьба с «темной силой» есть в конечном счете борьба с человеческой глупостью, ограниченностью, непониманием собственных интересов. Люди действительно, без всякой агитации и пропаганды, перестанут быть злыми, когда поймут, что вся их злоба происходит лишь от их собственной глупости, их собственного непонимания и незнания своих настоящих интересов и означает их действительное ущемление. Но такое понимание к земному человечеству придет лишь после утверждения в его культурной жизни идей карденизма или, как называет его сам Кардек, «спиритизма».
Ф. Мейерс, один из крупнейших авторитетов спиритуализма, говоря о природе темных сил и об одержании и омрачении, этом одном из самых зловещих явлений человеческой психики, в частности, писал: «Дьявол не есть существо, признаваемое наукой. Явление одержания ставит нас лицом к лицу всего лишь с духами, которые были когда-то людьми, подобными нам, и которые все еще движимы теми же мотивами, какие вдохновляют и нас».
Такой взгляд на вещи дает нам право сказать, что как ни антипатичны и ни противоположны друг другу приверженцы культа Сатаны и ортодоксально-догматичные служители Церкви, но у них все же есть нечто общее. И это общее – сфера приложения их усилий, каковой является бремя собственного невежества и глупости. Вся разница между ними, при таком понимании, лишь в том, что одни, проявляя дурной вкус, своей глупости поклоняются, тогда как другие, не ведая, с какой стороны к ней подступиться, беспомощно и бесплодно с нею сражаются. Некоторая резкость тона, мы думаем, извинительна, когда указывают на позорную ошибку, в особенности если эта ошибка в течение веков пагубно влияет на ход мысли и сковывает жизнь человеческого духа.
Стремление христианского сознания осмыслить зло в образе Сатаны по существу столь же ценно, как попытки фольклорно-поэтического сознания представить смерть в облике скелета, вооруженного косой. В обоих случаях сознание применяет один и тот же прием, в обоих случаях полученная картина и вытекающие из нее выводы смехотворно далеки от действительности. В обоих случаях практика противодействия осмысляемым таким способом явлениям оказывается чудовищно, гротескно нелепой. Человека, который бы вздумал на полном серьезе понимать проблему смерти указанным способом, общество признало бы психопатом, и правильно бы сделало. Но почтенного облика седогривых и долгобородых мужей в клобуках и рясах, твердящих по сути дела ту же околесицу, оно психопатами не считает и относится к ним сравнительно толерантно.
Много зла в мире, но, глядя на картину этого зла, сторонника и ратника Света радует прежде всего то обстоятельство, что и в рядах самого зла нет даже никакого подобия единства: силы Зла непрестанно воюют не только с силами добра, но и бьются между собою. Нет единения во зле, и, борясь с самим собой, оно высекает во тьме своей искры добра, которые, раз вспыхнув, становятся для него уже необоримы.
Темные на полном серьезе воображают, будто они делают погоду; на самом же деле погоду делаем мы, они же делают непогоду. Тьма много вредит Свету, но в конце концов Свет рассеивает Тьму. Только темные поддерживают выдумку о Сатане и мраке на лоне Беспредельного Света!
Чтобы можно было легко уразуметь действительное соотношение сил, соотношение Света и Тьмы, построим следующую аналогию. Все воинство Света на этой планете может быть уподоблено светильнику, более или менее сильному, запертому в комнате, окна которой плотно завешаны темными шторами, в комнате, стало быть, наполненной совершенным мраком, тогда как снаружи весь мир залит ярким светом солнечным. Именно таково положение дел в масштабе целой Вселенной. Да, трудно, конечно, приходится этому светильнику: он действует в изоляции. Но ведь с ним весь мир и самое солнце, так что положение тьмы в этой комнате и дело ее оказываются крайне незавидными: мало того, что свет светильника рассеивает ее, но, если продолжить аналогию, самая участь темных штор, этого средоточия мрака, вполне предрешена: ведь, в уподоблении нашем, солнце этого мира никогда не заходит, но светит всегда, и в конце концов под действием лучей его мрачный цвет штор обречен выцвесть – и тогда свет, отбрасываемый светильником, сольется воедино с наружным мировым светом. В отношении сил Света это уподобление несколько коряво и мрачновато, тогда как в действительности все намного проще, ярче и радужней!
Не устанем повторять: сила Света в том, что он рассеивает Тьму. Мы – светильник, запертый сейчас в этой темной комнате, вне которой все залито светом солнечным. Не бойтесь Света, сколь бы ярок он ни был: он – ваше первородное право, ваша стихия, с коей вы в конце концов сольетесь. Не бойтесь и Тьмы самой темной, ибо вы – явление Света, а Свет рассеивает Тьму.
Итак, карденизм освобождает, прямо-таки говоря, избавляет человека от присутствия Сатаны – в этом его преимущество перед обычным Христианством. Он же указывает человеку на его истинную природу, напоминает ему о ее неуничтожимости и приобщает человека к красотам Беспредельности и Вечности; и в этом преимущество карденизма перед марксизмом и всякой иной доктриной, измышленной человеком для самообмана и коснения в иллюзии. Карденизм, или спиритизм,- это Учение о Духе, а стало быть, это – Учение о Бесконечности, о Беспредельности, о Безграничности, о Безмятежности, о Безначальности, о Вечности.
Мы можем себе позволить сказать, что религии, с точки зрения спиритизма, представляются весьма несовершенными. Они адаптированы к убогому уровню человечества, видимо, только так способного воспринимать Высшую Истину. Материализм и атеизм, собственно, были очистительной реакцией человеческого духа на окостенелую, выродившуюся религию, мешавшую жизни развиваться по своим законам. Когда духовные искания человека заходят далеко, оттуда можно оглядываться на все эти реликты уже с улыбкой, удивляясь их наивности и тому, как, например, сегодня пытаются все это реанимировать. Впрочем, так может создаться впечатление, будто мы ругаем Христианство. Это совершенно не так: все спириты – христиане в том смысле, в каком христиане являются последователями Христа, а не его заносчивых и невежественных интерпретаторов.
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»