«Всех скорбящих Радость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» – именно так называется икона Богородицы, которая считается чудотворной и поэтому очень почитается в Русской православной церкви. Существует много списков этой иконы.
На иконе «Всех скорбящих Радость» Богородица изображена в сиянии мандорлы (это сияние имеет овальную форму) и находится в окружении страдающих людей. Людей обуревают различные скорби и недуги, а ангелы, которые также изображены на этой иконе, совершают благодеяния от имени Богородицы.
Считается, что впервые данный образ был прославлен в 1688 году, в церкви иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость». Эта церковь находится в Москве, на улице Большая Ордынка. Возможно, она и сейчас хранится там, т.к. в ее честь был освящен северный придел храма. Празднование этой иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю. По григорианскому это 6 ноября. Кроме того, у некоторых списков есть свои собственные дни празднования.
Иконография
Изначально «Всех скорбящих Радость» являлась начальной строкой Богородичных стихир (в православном богослужении так называется хвалебный стих, имеющий строфическую форму, обычно он приурочен к стихам псалма). Скорее всего, первой иконой, имеющей подобное название, был образ, о котором известно лишь по документам. Он был создан в 1683 году. Автором этого образа был известный иконописец Иван Безмин. Он предпочитал работать в европейской стилистике. В том числе это касалось работы над этой иконой.
Отметим, что данный тип иконографии появился на Руси в XVII веке. На него оказали большое влияние западноевропейские тенденции (например, такие картины, как «Мадонна во славе», «Непорочное зачатие Девы Марии», «Мизерикордия», «Ружанцова», из православных – иконы «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», и другие). По мнению исследователей, у этой иконы нет единой законченной схемы, существует очень много ее вариантов. В частности, на ранних изводах (канонах) XVII века не были изображены страждущие. Их изображения появились лишь в 1688 году, когда икона была прославлена. До этого обычных людей на иконе не было.
Кроме Богоматери, там изображены люди, которые страдают от различных скорбей и недугов. Также на ней изображены ангелы, совершающие благодеяния от ее имени. Богоматерь изображена в рост. Она стоит в мандорле (овальном сиянии). Ее окружают ангелы. На некоторых списках она держит младенца в левой руке, но чаще всего ее изображают без него. Сверху помещено изображение Троицы Новозаветной (Отец, Сын и Святой Дух) или Господа Саваофа (одно из имен Бога).
Богородица на этой иконе изображается стоящей на полумесяце. Это образ апокалиптической Жены, облеченной в солнце. Он или подобный ему встречается в Откровении пророка Иоанна Богослова 12:1. В некоторых списках Богородица стоит на облаках. В руках у нее свиток, хлеб или четки. Последний вариант – самый ранний и редкий. Его возникновение можно связать с влиянием католического розария (четки, традиционные для этой религии).
Данная иконография появилась после церковного раскола, но она популярна в том числе и у старообрядцев. Например, иконописцы старообрядческих мастерских, находящихся в селе Ветка (в Белоруссии) занимались написанием многочисленных списков этой иконы.
Об истории иконы «Всех Скорбящих Радость»
О прославлении
Впервые «Всех скорбящих Радость» была прославлена в качестве чудотворной в 1688 году. Это произошло в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Нет точной информации о том, как и когда икона оказалась в храме. Предполагается, что она появилась там в 1685 году. Именно тогда храм был вновь отстроен из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акиньфовой. Уже в 1688 году икона была в таком ветхом состоянии, что ее пришлось укреплять с помощью вставок, сделанных из кипарисового дерева.
Из-за совершения какого чуда икону стали считать чудотворной? Считается, что оно заключалось в исцелении Евфимии Петровой Папиной, сестры патриарха Московского Иоакима. Если верить церковным записям, она была уже при смерти, когда на нее снизошло исцеление: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».
Она взывала к Богородице, и однажды во время молитвы услышала голос, который посоветовал ей призвать священника из церкви Преображения:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.И был ответ:
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
После того, как он отслужит молебен, к ней должно прийти выздоровление. Так и произошло. С той поры, по церковным преданиям, эта икона явила много чудесных исцелений. Служба иконе была составлена сразу после ее прославления, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.
Что произошло в дальнейшем?
Событие с исцелением Евфимии Петровой Папиной получило широкий отклик, т.к. она была родной сестрой покойного патриарха. Почти сразу после прославления образа были составлены сказание об этой иконе и молитвы ей. Изографы (мастера) царской иконописной мастерской при Оружейной палате начали создавать с нее списки. Церковь на Ордынке теперь стала известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская. Такое название она получила благодаря приделу, который был посвящен этому чудотворному образу.
По одной из версий, в 1711 году царевна Наталья увезла икону из Москвы и оставила в столице список. По другой – она увезла список, а саму иконку оставила в Москве.
При правлении советской власти эта церковь, как и многие другие, была закрыта и не работала. Ее превратили в хранилище фонда Государственной Третьяковской галереи. Существует версия, что именно в тот период икона бесследно исчезла. Как же она вновь появилась в храме на Ордынке? По одной из версий, она является вкладом патриарха Алексия I. В 1948 в храме возобновились службы, и он подарил ему эту икону. По одной из версий, это точный список оригинала иконы. Он был создан ориентировочно в XVIII веке. По второй – это оригинал иконы. Как она попала к патриарху, неизвестно.
Об особенностях иконографии
На иконе изображена Богоматерь с младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами (церковной утварью в виде круга, ромба, или других геометрических фигур, которая применяется при совершении различных церковных таинств). Еще двое ангелов изображены среди страждущих людей.
Что необычного в этой иконе? Главной ее особенностью можно назвать изображения святых над страждушими. Справа изображены Варлаам Хутынский и Григорий Декаполит, слева – Сергий Радонежский и Феодор Сикеот. Это говорит о патрональном характере иконы. Скорее всего, она была написана именно для этой церкви. Почему возникло такое мнение? В ней есть придел преподобного Варлаама Хутынского. До того, как был построен каменный храм, здесь находилась деревянная церковь в честь этого святого. Над Богоматерью расположено изображение Отечества. Так называется один из иконографических вариантов икон Святой Троицы. На Большом Московском Соборе 1667 года он был запрещен. Под ее ногами расположен картуш (изображение свитка) с текстом кондака (молитвы) этой иконе.
О списках «Всех скорбящих Радость»
О списке царевны
Около 1710-1711 года сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна, вывезла эту икону, когда переезжала в Санкт-Петербург вместе с двором. Подлинник ли она вывезла или список? Справочники по богородичным иконам не пришли к единому мнению по этому вопросу. По одной версии, она увезла список, по второй – оригинал, а список оставила в Москве. Как бы то ни было, обе версии этой иконы – как та, которая находится в Петербурге, так и находящаяся в Москве, в равной степени почитались в качестве чудотворных. Также сообщается, что эта икона находилась в рядах русских войск в 1711 году.
«Всех Скорбящих Радость» поставили в домовой церкви Воскресенья Христова и украсили окладом (накладное украшение). Церковь располагалась при дворце царевны на Шпалерной улице за Литейным двором. При Наталье Алексеевне икона очень богато украшалась, а именно – для нее был изготовлен серебряный оклад. Он, в свою очередь, был богато украшен фамильными драгоценностями царевен. Кроме того, на нем были закреплены частицы мощей святых и церковных реликвий. В 1713 году при этом дворце устроили богадельню (благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц). После того, как царевна ушла из жизни в 1716 году, к богадельне был приписан и домовой храм.
Не меньше почитала эту икону и императрица Екатерина II. В 1768 году, во время эпидемии оспы, она ходила на богомолье к этой иконе перед тем, как сделать прививку себе и наследнику Павлу Петровичу. Также при Екатерине II создали новый оклад для этой иконы. В 1817-1818 годах церковь вновь была перестроена, и икону переместили в другое место – в особую нишу справа от иконостаса. Автором проекта был архитектор Луиджи Руска. В 1818 митрополит Михаил (в миру – Десницкий) совершил ее освещение. Богослужения в церкви идут и на данный момент.
Список этой иконы был выполнен на кипарисной доске. В 1858 году для него был создан новый, третий по счету, оклад. Для того, чтобы его изготовить, потребовалось около 7-ми кг золота. Для его украшения использовались различные драгоценные камни: сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты, топазы, аметисты, жемчуг. Кроме того, в список были помещены мощи ряда святых и, после торжественного освещения, были возложены на икону. Освещение произошло 3 августа и совершил его метрополит Григорий (в миру – Постников).
Ранее в храме находилось еще 3 копии иконы, сделанные со списка царевны, но ни одна из них не сохранилась. Ниже приведено немного информации о них:
Позже церковь перестроили полностью. В честь находившейся в ней иконе она получила имя Скорбященской церкви. В 1932 она была закрыта, а икона исчезла.
В соборе Спасо-Преображенском «всей артиллерии» в Петербурге в данное время располагается икона, считающаяся образом Натальи Алексеевны. Тем не менее, по мнению специалистов, это является заблуждением. Сохранилась литография иконы царевны. Икона в Спасо – Преображенской церкви не совпадает с ней. Предполагается, что это чтимый список в драгоценном окладе. Из документов известно, что он хранился в Скорбященской церкви рядом с иконой царевны. Возможно, именно его перенесли в собор после закрытия церкви.
О списке «с грошиками»
Это список с иконы «Всех Скорбящих Радость», к красочному слою которой прилипли во время пожара медные монеты. На списках, сделанных с этой иконы, они изображаются краской. Благодаря стилю написания считается, что икона была написана в XIX веке. В честь этого списка введено отдельное празднование – 23 июля (7 августа). Это было сделано по распоряжению патриарха Алексия II, которое он сделал 2 апреля 1998 года. Также он дал ей официальное название: теперь ее следует именовать Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.
Если верить преданию, икона была прибита волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Позже она перешла во владение купца Матвеева, чья мать происходила из рода Куракиных. Он, в свою очередь, пожертвовал икону Тихвинской часовне, которая располагается в деревне Клочки под Петербургом. Когда началось почитание иконы? После 23 июля 1988 года, тогда над Петербургом и населенными пунктами около него случилась сильная гроза: «Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплен был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причем лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикрепленными в разных местах к образу».
Разумеется, об этом происшествии стало очень быстро известно. Уже на следующий день перед этой иконой началось, с благословения митрополита Исидора (в миру – Никольского), служение молебнов. Через некоторое время появились известия о том, что эта икона обладает исцеляющими свойствами. Первое из них датируется 6 декабря 1890 года – 14-летний Николай Грачев вылечился от припадков. 7 февраля 1891 года 26-летняя Вера Белоногова исцелилась от болезни горла. Разумеется, были и другие случаи исцеления, эти – наиболее известные.
В 1893 году в этой часовне молился император Александр III, а затем сделал пожертвование. Он выделил деньги на строительство каменного храма и земельный участок, на котором он будет размещен. Храм был освящен 2 августа 1898 года. Авторами проекта стали А. В. Иванов и А. И. фон Гоген.
Церковь была снесена в 1930-е годы. Сохранилась только часовня, которая расположена на проспекте Обуховской обороны, 24. Нынешнее местонахождение иконы – церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (в Санкт-Петербурге).
Празднование иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» совершается 23 июля по юлианскому календарю. В XX и XXI веках оно празднуется по грегорианскому календарю, 5 августа. Отметим, что в храме на Ордынке в Москве этот день также празднуется, как и 24 октября, но престольным праздником он не является.
О других списках, которые тоже считаются чудотворными
У образа Богоматери «Всех Скорбящих Радость» есть большое количество списков. Все они находятся в разных городах России. По своей иконографии они повторяют как ту икону, которая хранится в Москве, так и ту, которая повторяет петербургскую. Многим из них приписывают разнообразные чудеса, за которые они настолько сильно почитаемы. Ниже приведен перечень самых известных списков, с которыми связаны предания, посвященные только им.
Молитва иконе «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.