Название асаны указывает не только на положение тела, напоминающее очертания павлина со сложенным хвостом, но также на характер воздействия данного упражнения: павлин – птица всеядная, ее пищеварительная система обладает способностью перерабатывать любую, даже самую немыслимо неудобоваримую пищу.
Техника выполнения
Встать на колени, а затем сесть на пятки. Развести колени пошире и положить ладони на пол между ногами пальцами в направлении промежности. Мизинцы соединены, пальцы слегка разведены и чуть-чуть присогнуты (рис. 1). Приподнимая таз, наклониться вперед, соединить локти и опереться о них серединой живота (рис. 2). Медленно выпрямить ноги (рис. 3). Перенося вес тела вперед, добиться положения, при котором центр тяжести окажется над точкой опоры. При этом ноги и туловище взаимно уравновесятся. Поднять ноги, выпрямиться горизонтально, как можно больше вытянувшись от пяток до макушки. Мышцы живота сильно не напрягать, чтобы локти слегка «провалились» в живот. Сохраняя горизонтальное положение тела, напрячь мышцы живота и попытаться насколько можно прогнуть все тело назад (рис. 4). Вернуться в горизонтальное положение. Оба положения – горизонтальное и прогнувшись – выполняются при остановленном дыхании и с жесткой глубокой мула-бандхой.
Предложенная техника выполнения маюрасаны может оказаться чересчур сложной для большинства начинающих. Упрощенный вариант – из положения рис. 2 сначала поставить голову на пол и только после этого – выпрямить ноги (рис. 5).
Затем нужно научиться поднимать сначала лишь голову, затем – только ноги и лишь после этого – голову и ноги одновременно. Повторять асану следует 3-4 раза, общая длительность фиксации положений, представленных на рис. 3 и 4,- не более 4-5 секунд в начале изучения маюрасаны и не более 10 секунд – когда она уже вполне освоена.
Длительное удержание полной правильной маюрасаны – минута и более – является очень жесткой психоэнергетической техникой, которая может оказать весьма разрушительное воздействие на неподготовленную должным образом психику и слабое тело. Пользуясь терминологией классических текстов, можно сказать так: «избыток огня пожрет тело практикующего».
Действие
«Очень скоро после начала практики эта асана разрушает все болезни в теле, восстанавливая то, что нарушено в животе, преодолевая всяческие расстройства капхи, питты и вайю, перерабатывает любую самую неудобоваримую пищу, принятую в сколь угодно огромных количествах, усиливает аппетит и побеждает страшнейшие яды».
«Хатха-Йога-Прадипика», 133
Практика маюрасаны настолько усиливает пищеварительный огонь, что даже разлагающаяся и откровенно ядовитая пища может быть переварена без вреда для организма. Маюрасана развивает также общую силу огня в теле, регулируя деятельность органов, относящихся к агни-грантхи, укрепляет мышцы спины, живота и области таза, тонизирует тонкий и толстый кишечник, излечивает болезни желудка, печени, селезенки, устраняет ревматизм, ликвидирует общую вялость и восстанавливает силы. Хронические запоры, диабет, несварение, геморрой и болезни почек излечиваются с применением маюрасаны.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»