Термин «Ишвара» можно интерпретировать по-разному. Но обычно он означает «Правитель этой Вселенной». Тот, Кто контролирует мыслеволны этой Вселенной, и есть Ишвара. Следовательно, «Пурушоттама» и «Ишвара» – разные концепции. В философии слово «Ишвара» имеет еще одно значение – это свидетельствующая составляющая объективной Пракрити, доминируемой статическим принципом. Это – свидетельствующая сущность причинного мира, это расширенная суть прагьи, это – сущность, свободная от всех оков.
Клеша-карма-випакашаерапарамриштах Пурушавишеша Ишварах
Хотя могут быть незначительные отличия, садхака понимает, что Ишвара есть не что иное, как Сагуна Брахма или Бог.
«Пранидхана» означает ясное понимание или принятие чего-нибудь в качестве убежища. Следовательно, «Ишвара Пранидхана» означает утверждение себя в Космической Идее, принятие Ишвары в качестве единственного идеала в жизни. Физическое тело, состоящее из пяти фундаментальных факторов, внешне или внутренне не нарушает законов цикла Его мыслеволн. Их нарушает ваш разум, и это приводит к дегенерации индивидуального сознания, ибо индивидуальное сознание отражается в разуме и нигде больше. То есть Ишвара Пранидхана означает движение с нарастающей скоростью к этому высшему прибежищу – Богу. Поэтому, Ишвара Пранидхана полностью основывается на бхаве, или идеации, это исключительно умственное усилие. В ней нет истошных воплей, собирающих большую толпу, ударов в барабан, демонстрирующих преданность. Ваш Ишвара не глухой. Не кричите, чтобы донести до Него ваши чувства.
Медитируя на Ишвару (Бога), необходимо отстраниться от мирских мыслей. Сначала надо отделить разум от чувства ограниченного «Я» и сфокусировать его в точке. Затем человек должен перейти к мысли о Макрокосме, окружающем эту точку при помощи концентрации на идее мантры, подбираемой в соответствии с вашей собственной самскарой (потенциалом разума). Он – тончайшая сущность, следовательно, Он может быть понят только через чувство, и никак иначе.
Возможно, вы знаете, что джапа бывает трех видов: вачаника, упамшу и манасика. Вачаника джапа, попытка привлечь Его внимание громким чтением молитв вслух,- абсолютно бессмысленна. Уважение, любовь, искренность и преданность – свойства сердца, они не выражаются громко на языке льстецов. Вачаника джапа, следовательно, не служит цели. Тем не менее, когда появляется желание что-то выразить в словах, внутреннее чувство, божественное прикосновение может быть выражено на приятном языке, в форме стихов или песен.
Например, мне пришла на ум мантра «Ом намасте сaтe сарвалокашраяя». Мантры этого типа хороши, но они не могут служить целям самовнушения или Ишвара Пранидханы.
Стихи или мантры, произносимые настолько тихо, что их с трудом можно услышать, называются упамшу джапа. Хотя они лучше вачаника джапы, их нельзя считать идеальным видом джапы. Ментальная джапа – наилучший процесс Ишвара Пранидханы. Образ должен быть отражен в сознании, и разум должен быть его свидетельствующей сущностью.
Если эта умственная джапа практикуется регулярно и правильно после обучения у компетентного учителя, разум будет прогрессировать, двигаясь по пути Пратисанчары Брахмы. Скорость разума, создаваемая садхаком посредством Ишвара Пранидханы, выше, чем скорость Брахмы, с которой Он ведет Свои психические создания к совершенству по пути Пратисанчары.
Когда ментальный поток духовного ученика движется во внутренней фазе Макрокосмической медитации, жизненная сила человека, сама по себе обладающая потенциальной божественностью, поднимается выше всех склонностей, всех самскар и продвигается вперед, к вечному блаженству. В этом состоянии разум охвачен Космическим чувством. Невыраженные божественные качества высших желез внутренней секреции находят свое выражение, и резонанс разума наполняет нервную систему вибрацией, что приводит к проявлениям святости в физическом теле.
У людей, чьи оккультные чувства таким образом не проявляются по причинам, связанным с нервной системой, ментальные вибрации вызывают радикальные изменения в разных железах тела. Оккультные чувства бывают, в основном, восьми видов: стамбха (изумление), кампа (трепет), сведа (испарина), сварабхеда (хриплый голос), ашру (слезы), ромаинка (волосы, вставшие дыбом), ваеварна (изменение цвета) и пралайя (обморок).
Есть другие чувства, связанные с этими главными чувствами. Например, нритья (танец), гита (пение), вилунтхана (катание по полу), крошана (плач), хункара (рев), лаласрава (выделение слюны), джримбхана (зевание), локапекхатьяга (равнодушие), атахасья (взрывы смеха), гхурнан (кружение), хикка (икота), танумотана, (расслабление тела) и диргхашьяса (глубокое дыхание).
Вероятность таких симптомов очень мала в случае вачаника и упамшу джапы. Эти проявления очень естественны у тех, кто изучил правильный процесс садханы. Они связаны с удовольствием, а не со страданием какого-либо вида. Следовательно, тем, кто не практикует садхану, не нужно бояться этих признаков.
Когда появляются подобные оккультные симптомы, садхака также не должен беспокоиться. Если в этом состоянии садхака уделяет повышенное внимание проявлению этих признаков, его духовный прогресс будет замедляться. Если он будет подавлять эти оккультные чувства, его бхава или поток идеи в разуме будет нарушен, и его разум отвлечется от Ишвара Пранидханы. Вы должны всегда помнить, что Космическое чувство выше всего остального, так что глупо тратить время, уделяя внимание внешним симптомам идеации или бхавы.
Эти оккультные симптомы пропадают, как только разум отрешается от Космической объективности. Когда садхаки развивают способность пребывать в Космическом чувстве долгое время, проявления этих идеаций ограничиваются только ментальным телом, а физическое тело становится очень спокойным.
Желательно практиковать различные уроки садханы в одиночестве, в уединенном месте, но Ишвара Пранидхану можно практиковать как индивидуально, так и коллективно. В коллективной Ишвара Пранидхане согласованные ментальные усилия сливаются, и очень быстро проявляются признаки более высоких состояний. То есть, подобно другим аспектам садханы, Ишвара Пранидхана должна практиковаться в основном в одиночестве, в уединенном месте; но, в дополнение к этому, всякий раз, когда вы собираетесь вместе, не упускайте возможности коллективной Ишвара Пранидханы.
Неукротимая ментальная сила, поднимающаяся в результате коллективной Ишвара Пранидханы, поможет вам решить все проблемы, большие и малые, на этой земле. И потому вы должны посещать дхармачакру каждую неделю ревностно и регулярно.
Автор: Шри Шри Анандамурти
Источник: книга «Руководство к поведению человека»